Смотреть аниме: кайто — выброс адреналина и безумные преследования

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Ограбление, совершённое без насилия и с особым шармом, всегда вызывает невольную симпатию. Истории о невероятно ловких ворах, остающихся при этом джентльменами, будоражили сознание людей во все времена и в разных культурах. Аниме здесь не осталось в стороне, подарив зрителю целый жанр — кайто.

Досье на преступника

Кайто Фото: КИНОТВ
Фото: КИНОТВ

Кайто (яп. 怪盗) — жанр аниме, посвящённый ворам-джентльменам и сочувствующим им. Дословно термин можно перевести как «призрачный вор». Точных правил у подобных преступников нет, но есть ряд определённых характеристик, всем или части которых герои кайто соответствуют.

Чаще всего они воруют крайне ценные драгоценности или предметы искусства, непременно предупреждая о будущем ограблении с помощью «визитной карточки». Многие из призрачных воров являются мастерами маскировки, а из переделок выходят всё чаще с помощью различных трюков, махинаций и иллюзий. Важно подчеркнуть, что герои кайто строго следуют собственному кодексу чести и никогда не убивают, а грабят нередко плохих людей и других преступников — выступая своего рода вигилантами. И, конечно же, у каждого преступника должен быть антагонист со стороны закона — обычно какой-либо великий детектив или крайне упёртый инспектор полиции.

Планирование ограбления

Стоит отметить, что вор-джентльмен — не чисто японская выдумка. Классическим примером можно считать Раффлса, талантливого взломщика, появившегося в рассказе «Раффлс, взломщик-любитель» Эрнеста Уильяма Хорнунга в 1899 году. Один из первых современных антигероев, Раффлс являлся обладателем отточенных аристократических манер и безупречного вкуса, которые уживались в нём со страстью к ограблениям. Со временем к Раффлсу присоединился подручный, Банни Мендерс, и многие начали отмечать сходство с другим знаменитым дуэтом, Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном. Кстати, Хорнунг был женат на сестре Артура Конан Дойла, что вдвойне интересно.

Фото: обложка книги «Раффлс, взломщик-любитель»/издательство «Клуб семейного досуга»; Эрнест Уильям Хорнунг/Harvard University
Фото: обложка книги «Раффлс, взломщик-любитель»/издательство «Клуб семейного досуга»; Эрнест Уильям Хорнунг/Harvard University

В 1905-м мир впервые услышал об Арсене Люпене, гениальном преступнике, придуманном Морисом Лебланом. На протяжении трёх десятков лет он успел стать героем более 40 романов, работая по обе стороны закона: он не только проводил мастерские ограбления, но и помогал раскрывать самые запутанные преступления. Словно этого мало, Люпен даже успел повоевать в Первой мировой, а позже вступил в Иностранный легион. При этом он всегда оставался собой: галантным преступником, бессильным перед женской красотой, но с точным моральным компасом внутри.

Первые профессионалы

Именно Арсен Люпен стал прообразом, пожалуй, самого известного аниме-преступника — Люпена III. Впервые герой появился из-под пера Казухико Като, более известного как Манки Панч, в 1967 году в сэйнен-журнале Weekly Manga Action (кстати, он же считается первым специализированным сэйнен-изданием в истории). Манки Панч придумал внука известного преступника, но не спросил на это разрешения, из-за чего какое-то время героя звали Рупаном или Волком. На счастье, в 2012-м романы Леблана перешли в свободное использование, и обаятельный японский вор смог вернуть своё законное имя.

Фото: Люпен III
Фото: Люпен III

Люпен III, как и его благородный предок, — истинный джентльмен, что вовсе не мешает ему зарабатывать на жизнь нелегальными способами. Всё чаще он занимается кражей предметов роскоши, проворачивая дела как в одиночку, так и вместе с другими преступниками-подельниками. Образ Люпена основан не только на детище Леблана, но и на секретном агенте Джеймсе Бонде: от последнего к преступнику перешли любовь к женщинам, интерес к различным хитроумным гаджетам и тяга к постоянной перемене места действия.

Регулярными подельниками Люпена выступают двое преступников, Дзигэн Дайкэ и Исикава Гоэмон XIII. Первый основан на Бритте — герое из «Великолепной семерки» Джона Стёрджеса, профессиональном стрелке (в некоторых из историй о Люпене его представляют как профессионального киллера). Гоэмон же, как и Люпен, является потомком не менее благородного преступника из японского фольклора. Оригинальный Исикава Гоэмон грабил богатых и раздавал всё бедным, обладал невероятными выносливостью и силой воли, а также сурово чтил традиции Японии. От легендарного предка современный Гоэмон перенял в том числе и Зантецукен — катану из метеоритной стали, способную разрубить всё на свете.

Кроме них, в сюжете с завидной регулярностью фигурирует воровка Фудзико Минэ — любовный интерес Люпена и самая непостоянная часть квартета, меняющая стороны с невероятной скоростью. Чаще всего Фудзико объединяется с Люпеном только для того, чтобы предать его через несколько минут — что вовсе не мешает последнему доверять девушке снова и снова.

Наконец, у Люпена есть и свой антагонист в лице инспектора Коичи Дзенигаты. И снова речь идёт о предке известного персонажа: японский писатель Кодо Номура придумал полицейского Хейдзи Дзенигату, который жил в период Эдо и ловил преступников с помощью невероятной дедукции и мастерского метания монет. Потомок Дзенигаты Коичи променял монеты на странную конструкцию из наручников и верёвки, которой пользуется на манер лассо, но в остальном ничуть не уступает своему предку. А Люпену, увы, проигрывает: Манки Панч задумал дуэт Люпен — Дзенигата как Тома и Джерри, из-за чего они вынуждены снова и снова вступать в конфликт. При этом автор не раз подчёркивал, что чудаковатый инспектор хоть и кажется комичным, но с Люпеном может тягаться на равных. Последнему просто чуть больше везёт.

Двойники и последователи

Столь подробная остановка на фигуре Люпена и других героев манги и одноимённого аниме нужна просто потому, что именно Люпен III стал прообразом для всего жанра кайто. Но статья всё же не о феномене Люпена, а о явлении воров-джентльменов в целом, поэтому будем двигаться дальше (заинтересовавшиеся могут познакомиться с героем ближе здесь).

Вторым по значимости (а то и первым — зависит от того, в какой стране посмотреть) вором-джентльменом можно считать Кайто Куробу — японского школьника, отличного иллюзиониста и, само собой, крайне талантливого вора. Он главный герой манги «Волшебный Кайто» Госё Аоямы, первый выпуск которой появился в Weekly Shonen Sunday в 1987 году. Юный Кайто следует по стопам своего отца, известного как Кайто Кид и убитого восемь лет назад зловещей организацией, гоняющейся за секретом бессмертия. Чтобы предотвратить планы коварной организации, Кайто Куроба берёт себе прозвище отца и отправляется на поиски камня Пандоры — таинственного артефакта, способного подарить бессмертие. Проблема в том, что отличить камень от других драгоценностей можно только при свете луны, при котором он приобретает красное свечение. Кайто Киду не остаётся ничего, кроме как похищать все драгоценные камни подряд и проверять, нужный ли это. И в случае неудачи возвращать их обратно.

Само собой, новый Кайто Кид действует как истинный джентльмен: о преступлениях он предупреждает заранее, а воровство для него лишь средство, а не самоцель. По канонам жанра, за Кайто Куробой гоняется инспектор Гиндзо Накамори, мечтающий во что бы то ни стало поймать вора. Интересным нюансом является то, что дочь инспектора Аоко — подруга детства Кайто, которая очень привязана к мальчику и при этом ненавидит и презирает Кайто Кида. По мотивам «Волшебного Кайто» существует два аниме-сериала: первый из них выходил с 2010 по 2012 годы, а второй стартовал в 2014-м.

Фото: манга «Волшебный Кайто»/Shogakukan, перевод Tamashii Clan, Kitsu-ne-ko, Aka Iza
Фото: манга «Волшебный Кайто»/Shogakukan, перевод Tamashii Clan, Kitsu-ne-ko, Aka Iza

Популярность Кайто Кида, правда, затмил детектив Конан всё того же Госё Аоямы. Синъити Кудо, он же Конан Эдогава, превратился в ребёнка из-за загадочного отравления и теперь вынужден жить в образе семилетнего гения-детектива. За свою биографию детектив Конан успел пересечься как с Кайто Куробой, так и с Люпеном Третьим. Аниме по мотивам приключений юного гения насчитывает более 700 серий.

Если взглянуть на более современные аниме о гениальных преступниках, можно вспомнить «Великого притворщика», изначально появившегося именно в виде аниме и лишь после этого в качестве сёнэн-манги. В центре внимания оказывается самоназванный «лучший аферист Японии» Макото Эдамура, который умудряется ограбить Лорана Тьерри — действительно гениального французского афериста. Последний «ограбление», само собой, подстроил, чтобы заманить Эдамуру в свои сети и использовать его в преступных схемах. Лоран ожидаемо соблюдает кодекс чести: грабит он исключительно людей, которые нажили состояние нечестным путём. Отдельный шарм шоу заключается в том, что Эдамура далеко не всегда знает свою роль, так как Лоран предпочитает держать юношу в неведении до последнего: нередко весь замысел раскрывается буквально перед финальными титрами эпизода одной из сюжетных арок.

Фантомные леди

Конечно, не все воры в манге и аниме — мужчины. Не менее часто встречаются и гениальные воровки — как, например, героини манги «Кошачий глаз» Цукасы Ходзё. В центре сюжета здесь оказываются три сестры, Хитоми, Руй и Ай Кисуги, которые не только управляют кафе «Кошачий глаз», но и промышляют воровством произведений искусства. Если это, конечно, можно назвать воровством: дело в том, что они охотятся исключительно за картинами, некогда принадлежавшими их отцу.

Главным оппонентом трио воровок выступает юный полицейский Тосио Уцуми, который также является парнем Хитоми. О двойной жизни избранницы он, само собой, не подозревает, чем зачастую пользуются сёстры: присылая Тосио визитку с точными датой и местом ограбления, они через неловкого полицейского-новичка узнают обо всех планах правоохранительных органов.

«Кошачий глаз» — сёдзё-манга и аниме, поэтому немалая часть истории посвящена не столько дерзким и красивым ограблениям, сколько отношениям между Хитоми и Тосио. Особенно явно это выражается во втором сезоне шоу 1984 года: там Хитоми из-за перенесённого менингита потеряла память, и Тосио, уже узнавший о преступной деятельности избранницы, всё равно прилагает огромные усилия в попытках вернуть любовь.

В сёдзё встречается и ещё один интересный подвид кайто, добавляющий в историю об ограблениях толику волшебства. Хорошим примером здесь можно считать «Таинственную грабительницу Сент-Тэйл» — мангу Мегуми Татикавы и одноимённое аниме, которое выходило одновременно с ней. История следует тропам махо-сёдзё: юная Мейми Ханэока умеет превращаться в волшебную воровку Сент-Тэйл, которая ворует исключительно украденные ранее с помощью магии вещи и возвращает их законным владельцам. Технически Мейми не делает ничего плохого, но полиция считает её воровкой. Ожидаемо главным преследователем является не какой-то взрослый детектив, а Дайки Асука — младший, одноклассник девушки и сын детектива Асуки. А Мейми в духе по-настоящему благородного вора сообщает о своих ограблениях юноше заранее.

Фото: кадры из аниме «Таинственная грабительница Сент-Тэйл»/ABC
Фото: кадры из аниме «Таинственная грабительница Сент-Тэйл»/ABC

«Призрачный вор Джинн» от Арины Танемуры также совмещает махо-сёдзё и кайто: шестнадцатилетняя Марон Кусакабе получает от ангела необычную задачу. Юная гимнастка должна найти и вызволить частицы божественной силы до наступления нового тысячелетия, чтобы предотвратить смерть Бога (события манги и аниме происходят в 1998 году). С помощью волшебства она превращается в реинкарнацию Жанны Д’Арк и выискивает частицы силы Бога, украденные дьяволом. Демоны скрываются в прекрасных картинах, а после их изгнания произведения искусства исчезают, что технически делает Марон воровкой.

За Марон-Жанной охотится лучшая подруга девушки, Мияко. Словно этого мало, позже обе влюбляются в одного и того же юношу Чиаки, который при этом подозревает, что помогающий Марон ангел на деле является совсем не предвестником божественной силы… в общем, сюжет закручен, мягко говоря, по полной.

Крошечные воры

Есть и примеры историй, ориентированных на демографические группы, отличные от подростков. Например, «Загадочный Джокер» Хидеясу Такахаси является мангой для детей. Здесь в центре внимания оказывается Джокер — знаменитый вор, путешествующий по всему миру в поисках ценностей. Он также ещё и мастер магии, а когда не занят ограблениями, любит играть в видеоигры, читать мангу и смотреть телевизор. Ещё у Джокера есть ученик Хати, выходец из деревни ниндзя, который помогает Джокеру с домашними делами и в ограблениях.

За Джокером и Хати охотится целый отдел полиции. Возглавляет его детектив Догусабуро Онияма — честный, хотя и немного неловкий полицейский, который не только охотится на преступника, но и в какой-то мере заботится о нём. Не обошлось здесь и без гениального детектива-школьника, Кётаро Хаями, который также участвует в поимке Джокера, несмотря на инвалидность.

Конечно, гениальных воров в аниме куда больше, особенно если считать тех, которые не являются главными героями шоу. К кайто нередко относят, например, Такседомаска из «Красавицы-воина Сейлор Мун», Клару из «Цельнометаллического алхимика» или Кайто Синити из детективного аниме «Досье Киндаичи». Образ неуловимого и обаятельного преступника, заложенный внуком Арсена Люпена, оказался крайне притягательным, поэтому мир увидит ещё далеко не одно шоу о неуловимых джентльменах и леди. А мы в следующий раз вновь нырнём в демографические группы, на очереди — дзёсэй, аниме для женщин.


Читайте также
#комикс-код: почему кинокомиксы не могут выбрать между крестиком и трусами
Третий акт неграфического романа #комикс-код.
Экранизируй это: «Погребённый великан» Кадзуо Исигуро
Роман в жанре фэнтези английского писателя японского происхождения про средневекову...
Смотреть аниме: иясикей — лечебные свойства повседневной жизни
В наш суетный век иногда хочется просто остановиться и перевести дух, забыв на время о бесконечном соревновании со временем. Аниме на этот счёт готово предлож...
#комикс-код: насилие священное, или почему супергерои не перестанут драться
Почему супергерои и обычные граждане предпочитают общаться при помощи кулаков.
История одного саундтрека: «Нападение на 13-й участок» Джона Карпентера
Как при помощи всего нескольких нот можно кардинально поменять восприятие саундтрек...
Экранизируй это: «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста
Запускаем серию материалов о неслучившихся экранизациях.
Также рекомендуем
Сергей Сергиенко об авторе, благодаря которому появилось аниме «Ковбой Бибоп».
Человек по славе на родине сравнимый с Уолтом Диснеем.
Сергей Сергиенко об авторе, благодаря которому появилось аниме «Ковбой Бибоп».
Человек по славе на родине сравнимый с Уолтом Диснеем.

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00