Смотреть аниме 2.0: Масааки Юаса — «Человек-дьявол»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Масааки Юаса
КИНОТВ

Говоря об известных аниматорах, нельзя пройти мимо фигуры Масааки Юасы — одного из ярчайших авторов аниме современности. На фоне огромного успеха с трудом верится, что в какой-то момент он едва не бросил анимацию. История принятия себя, постоянного совершенствования и невероятного трудолюбия — всё это отлично описывает сегодняшнего героя Сергея Сергиенко.

Трудолюбивый ребёнок

Масааки Юаса родился 16 марта 1965 года в портовом городе Фукуока. Мальчик с младых ногтей проявлял большой интерес к анимации: ещё в детском саду он не только смотрел много мультфильмов, но и пытался рисовать сам. Причём делал это так, что остальные дети были в полном восторге. А вот родители — не очень: юного Юасу неоднократно отговаривали от занятия анимацией. Однако он всегда верил, что сможет добиться успеха. После выхода «Космического боевого крейсера Ямато», целевой аудиторией которого были взрослые, у Юасы окончательно пропали сомнения, что анимацией можно и нужно заниматься. Кроме «Ямато», он также всегда любил «Мазингер Зет» и «Люпен III: Замок Калиостро» Хаяо Миядзаки. Именно эти три работы Юаса регулярно упоминает в числе тех, что помогли ему определиться с будущей карьерой.

масааки юаса
Масааки Юаса/фото взято с сайта mantan-web.jp

После школы он поступил в университет Кюсю Сангё, где получил степень в области изобразительного искусства со специализацией в масляной живописи. Тогда же он начал не столько изучать анимацию в целом, сколько интересоваться отдельными личностями: например, стал более детально изучать работы Такаси Накамуры, в частности, сериал «Золотой воин Голд Лайтан», а также начал обращать внимание на зарубежных мастеров вроде Тэкса Эйвери, Поля Гримо и Глена Кина.


Нестройные шаги

Первым местом работы для Юасы стала Ajia-do Animation Works Inc. — студия, основанная Цутому Сибаямой и Осаму Кобаяси, куда вчерашнего студента взяли в 1987 году на должность промежуточного аниматора. Юаса быстро обнаружил, что ему не хватает точности, необходимой для заполнения кадров между ключевыми, и едва не решил покинуть индустрию.

Юноше казалось, что ему недостаёт таланта, а значит, и успешным аниматором ему не стать.

Удобной возможности уволиться не подворачивалось, а через какое-то время Юасе предложили попробовать себя в качестве ключевого аниматора. Предложение выдвинул Кобаяси: аниматор с огромным опытом сумел разглядеть в новичке яркую личность с необычным подходом к рисунку. Юаса рисовал быстро и несколько грубо, но с поразительной экспрессией: картинки словно оживали и потрясающе передавали движение. Кобаяси взял шефство над Юасой, в том числе показав важность абстракции в анимации: зритель может и не разглядеть отдельные кадры, но «расплывчатость» движений и другие способы отказа от точности могут отлично работать. Вскоре новичком заинтересовался и Сибаяма, который дал Юасе более формальные наставления и помогал с технической стороной анимации. Само собой, Юаса, ощутив поддержку, начал и сам куда активнее развиваться и изучать работы отдельных аниматоров.

Уже в 1990-м он приступил к работе над сериалом «Малышка Маруко-тян», основанном на одноимённой сёдзё-манге. Для Юасы это была отличная возможность поработать над известной франшизой и отточить свои навыки. В 1992-м аниматору доверили поработать над двумя музыкальными номерами для полнометражного аниме «Малышка Маруко-тян: Моя любимая песня». Здесь он впервые не только отвечал за ключевую анимацию, но и поработал над сторибордами для порученных ему номеров: как позже вспоминал Юаса, то, что в него поверили другие, помогло ему наконец поверить в себя и в свои навыки.

Манга «Малышка Маруко-тян»/Ribon Mascot Comics
Манга «Малышка Маруко-тян»/Ribon Mascot Comics


Крупные успехи

После «Маруко-тян» Масааки Юаса занялся экранизацией ещё одной манги о ребёнке, «Син-тян» — крайней популярной серии, которая выходит с 1992 года по сей день. Здесь Юасе пришлось выложиться по полной: в его обязанности входил обширный список задач — от создания ключевых кадров и сторибординга до отрисовки фонов и дизайна транспорта. Удалось и поработать в качестве сценариста: аниматор нередко предлагал отдельные идеи и концепты, которые впоследствии появлялись в сериале. Именно здесь Юаса наконец научился по-настоящему получать удовольствие от собственного творчества: он начал экспериментировать с формой и содержанием. Здесь же он почувствовал и тягу к режиссуре, и как результат — появление OVA «Ракугокан».

Шоу состояло из нескольких коротких историй, рассказанных в жанре ракуго — чего-то вроде длинных анекдотов с многочисленной игрой слов. Юаса поставил третий эпизод, который визуально во многом напоминал работы учителей аниматора, Кобаяси и Симоямы.

OVA «Хаккэнден: Легенда о псах-воинах»
Международный постер OVA «Хаккэнден: Легенда о псах-воинах»/Pioneer
Международный постер OVA «Хаккэнден: Легенда о псах-воинах»/Pioneer

Два года спустя в жизни Юасы случилось два крупных события: он покинул родную Ajia-do, чтобы стать фрилансером, и поставил четвёртый эпизод OVA «Хаккэнден: Легенда о псах-воинах». Узнать здесь почерк Юасы почти невозможно: в основе «Хаккэнден» лежит реалистичная анимация, которая не очень-то вяжется с ярким и экспрессивным визуалом нашего героя. Однако аниматор Синья Охира, которому довелось ранее поработать с ярким молодым талантом, увидел в художнике огромный потенциал.

Производство «Хаккэндена» было не из приятных: сжатые сроки, хаос в студии и невозможность контролировать анимацию не помешали Юасе выпустить более чем достойную работу. Со временем четвёртый эпизод «Хаккэндена» стали считать важной вехой в японской анимации. До конца 1990-х Юаса продолжал работать наёмным аниматором, а вот в 2001-м ситуация несколько изменилась.


Эмоциональный пожар

Компания J.C.Staff предложила Юасе взяться за адаптацию «Кошачьего супа» — манги об антропоморфном коте Няате, который путешествует в загробный мир, чтобы вернуть душу сестры Няако. Отправляется он, к слову, после того, как сам случайно едва не утонул в ванне (а может, и утонул — однозначно ответить очень непросто). Странный, во многом безумный и никак не объясняющий себя мультфильм быстро обрёл популярность, собрав множество наград. Виной тому и яркая визуальная составляющая, и по-хорошему завораживающая анимация, и множество необычных решений, в том числе и в плане звука. Короткометражка, к слову, создавалась в память о Тиёми Хасигути, создательнице оригинальной манги, которая покончила с собой в 1998 году.

Неофициальный трейлер аниме «Кошачий суп»/J.C.Staff

Юаса окончательно понял, что его место в режиссуре, и с тех пор почти отошёл от работы под чьим-то началом. Удача подвернулась в 2004-м: сооснователь Studio 4°C Эйко Танака пригласил Масааки Юасу адаптировать мангу Робина Ниси «Игры разума». Нельзя сказать, что это было известное произведение, но, как говорится, звёзды сошлись: «Игра разума» нравилась многим сотрудникам, включая руководство, а ещё один сооснователь студии Кодзи Моримото сумел заинтересовать Юасу, и тот с радостью присоединился к работе, так как почувствовал некоторую внутреннюю связь с первоисточником.

«Игра разума», как и «Кошачий суп», — произведение авторское и экспериментальное. Полнометражка с завидной регулярностью жонглирует визуальными стилями, добавляя кадры с живыми актёрами. Как вспоминал режиссёр, целью команды было добиться грубого и простого на вид мультфильма, чтобы точно передать характер оригинала. Юаса всегда добавляет, что хоть анимация и выглядит местами просто, на деле команда приложила огромные усилия, создавая «Игру разума».

Трейлер фильма «Игра разума»/Русский Репортаж

Говоря об «Игре разума», нельзя не отметить, что при довольно точном следовании оригинальному тексту Юаса изменил финал, сделав его более позитивным для большинства героев истории. Это желание подарить своим персонажам хеппи-энд можно увидеть во многих других произведениях аниматора.


Будни в сумасшедшем доме

Для Масааки Юасы судьбоносной стала встреча с Масау Маруямой, сооснователем ещё одной известной анимационной компании, Madhouse. Маруяма, на тот момент уже статусная фигура в мире анимации, смог продавить запуск экспериментального сериала Юасы «Когти зверя», который в итоге вышел в 2006-м. Идея, сценарий и режиссура были полностью за Юасой, а за анимацию отвечала южнокорейская художница Чхве Ын-ён, с которой Юаса работает до сих пор.

«Когти зверя» — оригинальный сериал, рассказывающий о мире, в котором бок о бок с людьми живут сёкудзинки — жуткие монстры, пожиратели плоти, способные принимать человеческий облик. Для борьбы с ними была создана школа фехтования Кифукэн, одним из учеников которой является Тосихико Момота. Парень умудряется влюбиться в Юку Камицуки, которая, увы, является сёкудзинки. В рамках сотрудничества с Madhouse была снята и научно-фантастическая драма «Кайба», в которую художница Чхве внесла более весомый вклад, срежиссовав несколько эпизодов и отвечая за сценарий вместе с Юасой. «Кайба» включает в себя элементы научной фантастики, киберпанка и любовной драмы, а также затрагивает темы самоидентичности и социального неравенства.

«Сказ о четырёх с половиной татами»
Кадр из аниме «Сказ о четырёх с половиной татами»/Madhouse

«Сказ о четырёх с половиной татами»
Кадр из аниме «Сказ о четырёх с половиной татами»/Madhouse

«Сказ о четырёх с половиной татами»
Кадр из аниме «Сказ о четырёх с половиной татами»/Madhouse

До перестройки Madhouse и ухода из студии Маруямы Юаса успел снять «Сказ о четырёх с половиной татами» — экранизацию романа Томихико Морими. Здесь в центре событий оказывается студент, который снова и снова проживает последний год учёбы в попытках добиться идеального финального этапа своей жизни. Оригинальный текст отличается специфической подачей диалогов, которых там по-настоящему много. Для передачи настроения Юаса не только сохранил «скоростные» диалоги, но и добавил не менее бойкий монтаж, всё это помогло передать ощущение погружения в эклектичное сознание героя.


Мартышкин труд

После плодотворного периода сотрудничества с Madhouse Юаса вновь отправился в свободное плавание: основной причиной стало желание воссоединиться с Чхве, которая перешла в Ankama Japan, японское подразделение французской анимационной студии. Здесь Юаса впервые столкнулся с цифровой анимацией и попробовал себя в качестве подчинённого Чхве. Вместе они создали один эпизод сериала «Вакфу», а вскоре, увы, компания закрылась из-за крупного землетрясения в 2011 году.

Полученный за короткое время опыт работы в интернациональной креативной команде привел к созданию Science SARU (последнее слово с японского можно перевести как «обезьяна») — анимационной студии, где Юаса и Чхве трудятся и сегодня. Компания была основана во время работы над короткометражкой «Пинок в сердце», средства на которую собирались с помощью краудфандинга. Необычная работа о любви рестлера-мазохиста и женщины-садистки стала первым в истории Японии аниме, на запуск которого удалось собрать всю нужную сумму «народными средствами».

Превью анимационного сериала «Время приключений», эпизод «Пищевая цепочка»/Cartoon Network

Первым проектом для новообразованной студии стал сериал «Время приключений» (да-да, тот самый): Юаса и Чхве создали эпизод «Пищевая цепочка», который считается одним из лучших в истории сериала. А вот первым самостоятельным сериалом стал «Пинг-понг», вышедший в 2014 году. Адаптация одноимённой манги Тайё Мацумото вобрала в себя всё, чем запоминается творческий метод Юасы: яркую экспрессивную манеру передачи движений, визуальный гротеск и узнаваемый стиль рисунка. «Пинг-понг» по праву считается одним из лучших аниме-проектов 2010-х и невероятно ярким примером спокона.

Наконец, Юаса закончил плодотворный 2014-й, сняв один из эпизодов «Космического денди» — яркого сериала от ещё одного известного аниматора, Кэнъитиро Ватанабэ. В 2016-м Масааки Юаса наконец-то вернулся к полному метру: «Лу за стеной», семейный лёгкий мультфильм о непростых отношениях людей и русалок, был создан чуть более чем за год.

Важное место в сюжете занимает самовыражение: как отмечал Юаса, ему очень хотелось создать вдохновляющую историю, которая помогла бы молодёжи Японии честнее выражать свои чувства и эмоции.

В том же году аниматор выпустил и романтическую комедию «Ночь коротка, гуляй, девчонка»: поработать с романом Томихико Морими Юаса хотел ещё во время создания «Сказа о четырёх с половиной татами», но шанс представился лишь спустя шесть лет.


Игра по-крупному

Настоящим прорывом в карьере Юасы стал «Человек-дьявол: Плакса», выпущенный на Netflix в 2018 году. Аниматор с детства любил оригинальную мангу Го Нагаи и не мог даже представить, что когда-нибудь сможет перенести её на экран. Пожалуй, главным изменением в сравнении с оригиналом стала отмена цензуры: манга, нацеленная на подростков, обходила острые углы, в то время как Юаса решил показывать насилие и наготу в больших количествах. Популярности шоу помогли и многочисленные мемы, разошедшиеся по сети, — особой популярностью пользовался крайне необычный бег Акиры, главного героя истории.

человек дьявол плакса
Официальное промо аниме «Человек-дьявол: Плакса»/Netflix

Юаса выпустил и ещё одно аниме для Netflix — «Гибель Японии 2020», отличающееся от предыдущих работ студии. «Гибель» снята более реалистично, так как сюжет несколько серьёзнее всего, что снимала Science SARU. Два шоу плюс выпущенная в 2019 году полнометражка «Оседлав волну с тобой» о непростых отношениях студентки Хинако и пожарного Минато, которые разделяют страсть к сёрфингу, позволили говорить о Юасе как об одном из главных аниме-режиссёров современности.

Отдельно хочется упомянуть и «Руки прочь от кинокружка!» — аниме о том, как снимать аниме. Яркий и по-хорошему изобретательный сериал не только сочетает безумную выдумку с обычными (иногда даже слишком обычными) буднями, но и предлагает интересный взгляд на работу аниматоров. Героини нередко показывают и рассказывают многие интересные моменты, о которых люди, далёкие от анимации, почти не задумываются.


Яркое (и непонятное) будущее

25 марта Масааки Юаса объявил, что хочет отдохнуть после семи лет очень плотной работы. Правда, отдых ему только снится: на август 2022-го запланирована премьера «Ину-о», новой полнометражки режиссёра, плюс в «Юрэй Деко», новом сериале Томохисы Симоямы, как-то задействован Юаса: в недавнем трейлере он обозначен как один из создателей. Да и вскоре после анонса отставки режиссёр добавил, что не собирается полностью отказываться от работы в анимации.

Трейлер аниме «Ину-о»/Asmik Ace

Юаса сегодня, пожалуй, один из самых ярких современных аниматоров. Речь, конечно, про необычный визуальный стиль, который сходу бросается в глаза и надолго запоминается. Так что нет ничего удивительного в том, что Масааки Юаса получил не только признание во всём мире, но и множество фестивальных и не только наград в диапазоне от Crunchyroll Anime Awards до Медали Почёта — особой медали с пурпурной лентой, вручаемой за достижения в области науки и искусства.

Неугомонный аниматор с огромной продуктивностью явно ещё напомнит о себе. И кто знает, в какую игру со зрителями он захочет сыграть в следующий раз.

Читайте также
«Очень странные дела»: антология монстров Изнанки и мира Хоукинса
Разбираемся, кто населяет наш и чужой миры популярного сериала.
Гении кинокостюма: Адриан Адольф Гринберг, или просто Адриан
Новый проект КИНОТВ с историком кино и писательницей Анной Баштовой!
Экранизируй это: «Смерть смотрит из сада» Инны Булгаковой (1997)
Сложный и замысловатый мир отечественных расследований.
Разблокируй Азию: «Не слышу зла» — глухонемая девушка против маньяка
Продолжаем рассказывать об азиатских фильмах, которые нам понравились.
Смотреть аниме 2.0: Сатоси Кон — истинная грусть создателя «Паприки»
О первых и последних шагах великого творца аниме.
Экранизируй это: «Повесть о Тверском Отроче монастыре» (XVII век)
Алексей Васильев собирает каст для кинопроекта о любовном треугольнике молодых люде...
Также рекомендуем
О шедеврах японских художников, изменивших мир мультипликации.
В наш суетный век иногда хочется просто остановиться и перевести дух, забыв на время о бесконечном соревновании со време...
Сергей Сергиенко рассказывает о творце, стоявшем у истоков Studio Ghibli.
Виктор Непша проштудировал иностранную прессу и отобрал всё самое интересное для вас и за вас....
О шедеврах японских художников, изменивших мир мультипликации.
В наш суетный век иногда хочется просто остановиться и перевести дух, забыв на время о бесконечном соревновании со време...
Сергей Сергиенко рассказывает о творце, стоявшем у истоков Studio Ghibli.
Виктор Непша проштудировал иностранную прессу и отобрал всё самое интересное для вас и за вас....

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00