Питер FM
Ну что, мы пришли в себя! Берлинале открылся «Петером фон Кантом» — картиной Франсуа Озона, в которой француз переосмысливает фильм и пьесу немца Фассбиндера «Горькие слёзы Петры фон Кант» — и оплакивает своего учителя.
Завязка отчасти созвучна «Каплям дождя на раскалённых скалах» — фильму Озона, который когда-то сделал его Озоном, но тоже был основан на пьесе Фассбиндера. Семидесятые, Кёльн. Состоявшийся 50-летний режиссёр, который то бьётся массивным лбом о стену в творческом тупике, то звонит Роми Шнайдер и грозится посвятить ей фильм, вдруг самым вульгарным образом влюбляется — в утончённого 20-летнего юношу, из которого тут же решает лепить кинозвезду. Прослушивание на роль превращается в соблазнение по методике Вайнштейна, но уже утром выясняется, что жертва — режиссёр. А коварный юноша — это кара.
Если не знать про Фассбиндера, то покажется, что Озон опять снял что-то маленькое и необязательное в перерывах между большим и важным (ищу тут синонимы слову «грандиозное», которое мне запретили). Такое «Лето’85» вместо «Всё прошло хорошо».
Но соотнесение нового фильма Озона со старым фильмом Фассбиндера многое объясняет — и история про режиссёра-насильника превращается в историю про крик души, который немецкому режиссёру приходилось издавать на частотах, современникам не понятных. А у француза, к счастью, есть сегодня возможность говорить открыто.
Что ни люк, то Годар
Главный анекдот первого дня — 75-минутный фильм Квентина Дюпьё Incroyable mais vrai / Incredible But True (надеюсь, в России это переведут как «Невероятно, но факт»). Немолодые супруги покупают дом во французском пригороде, а риелтор между делом рассказывает им про люк в подвале. Если спуститься по нему, то попадёшь в этот же самый дом, но 12 часов спустя. И помолодеешь на 3 дня.
Так начинаются абсурдные путешествия во времени с довольно банальным, как и положено анекдоту, смыслом: одержимости губят. С друзьями героев тоже начинают происходить странные вещи: один из них, например, устанавливает себе электрический член iPenis. (мы сразу же погуглили, увы, это придумка).
Вообще, весёлого фантазёра Квентина вы знаете и наверняка немного побаиваетесь после «Жвал» (2020) и «Оленьей кожи» (2019), но новая лента больше всего напоминает его трагикомедию «Неверно» (2012) — кино о том, сколько эксцентрики таит в себе каждый из наших соседей.