#комикс-код: почему кинокомиксы не могут выбрать между крестиком и трусами

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фото: КиноТв

Фото: КиноТв

Третий акт неграфического романа #комикс-код посвящён «масочному режиму» — для супергероев и обывателей, живых и мёртвых. Алексей Филиппов размышляет, из чьего гардероба комикс позаимствовал маску — и какими свойствами она обладает.

Даже самые яркие герои/ни кинокомикса — всего лишь лицо в толпе. Кто-то, волею камеры схваченный и подверженный пристальному изучению на этапе жизни, коротком или длинном. Пока киноглаз не наведён — толпа безлика. В «Чужом лице» (1966) Хироси Тэсигахары, размышлявшем о социальной привычке судить по одёжке, герой буквально оказывается в толпе с отсутствующими лицами манекенов. И речь, конечно, не о канонах красоты (хотя и о них тоже), но о лавине масок, которые человек меняет и встречает на протяжении жизни. Под каждую хорошо бы заглянуть, но для начала — выловить взглядом из карнавала мегаполиса её носителя.

Античный пафос «Олдбоя» (2003) задаёт уже ракурс: камера буквально спускается с небес, следя за пёстрым зонтиком, отделившимся от менее выразительных, а затем — за исчезнувшим отцом-выпивохой О Дэ-су (Чхве Мин-сик). В первой серии одноимённого сериала сценаристы демонстрируют, как трикстера Локи (Том Хиддлстон) пытаются утрамбовать в бюрократическую нормативность сотрудники Управления временными изменениями. Бунтуют против ординарного будущего Ребекка (Скарлетт Йоханссон) и Энид (Тора Бёрч) в «Призрачном мире» (2001). Что и говорить о супергероях, которые переодеваются в телефонных будках («Дэдпул»), ввязываются в драку, едва отложив покупки («Моя геройская академия»), теряются в рядах новобранцев ВВС США («Первый мститель»).

Сверхлюди скрывают лицо за маской ради самосохранения

Сверхлюди скрывают лицо за маской ради самосохранения: буквально — или чтобы ещё пожить как простые смертные, с уроками или ипотекой. Утром — предприниматель, учёная, школьник; вечером — супергерой, борец с несправедливостью. Хрестоматийный пример — Человек-паук Тома Холланда, который, как всякий подросток, хочет уже жить взрослую жизнь, но не знает, как об этом рассказать близким — и вообще как это. Потренироваться в костюме взрослого — отличный выход.

Неоднократно высмеяно, что гардероб для супергеройской деятельности оставляет желать лучшего: Бэтмен правда верит, что его не узнают по волевому подбородку? Супермен так наивен, что скрывает Кал-Эла за очками? Посмотрите на шлем Железного человека, зацените мешок на голове Питера Паркера. Наконец, отдайте должное — как бунтари Сети и сегодняшние школьники — эффектной маске Анонимуса из «V значит Вендетта» (2005).

Дело, конечно, не в том, что одни гении, миллиардеры и филантропы глупее других. Маска — это, в первую очередь, символический — карнавальный — элемент. Наследие Зорро и других плутов/вигилантов, знак принадлежности к роду бунтарей с причиной. Как наверняка многие узнали за время пандемии, медицинскую маску вообще надевают не для спасения от вируса, а для сокращения риска самому стать переносчиком. Вот и Кларк Кент рождается из пробора и очков не для других — для себя. Это пакт об ограничении сил до масштаба человеческих, переход из мира супергеройского в бытовой.

В конце концов, общество зарегулировано гардеробом, расчерчено униформой. У короля — корона, у фермера — соломенная шляпа, у врача — белый халат, у грабителя банка — маска Никсона. Кинокомиксы активно пользуются этой метонимией, стирая границу между «быть» и «казаться» и наглядно демонстрируя адаптивный механизм юнгианской Маски (Персоны). Общество легко отличит героя и злодея от заурядности благодаря шифру комедии дель арте. Ещё один классический пример, что (социальные) роли розданы — и зачастую их не скроешь за широкими штанами.

Получается путаница: маска скрывает, разграничивает, проявляет — рождается на стыке ожидания и реальности. В ней — психоз Роршаха и боль Бэтмена, аристократичная кровожадность Дио из «Невероятных приключений ДжоДжо» и [грёбаный] стыд Спауна, вернувшегося с того света белым — угнетателем самого себя. На маски похожи бандитские гримасы мафиози из «Дика Трэйси» (1990), напоминая, что карикатурная классификация тоже пытается сработать как оберег. Видишь такой оскал — беги.

Сверхлюди скрывают лицо за маской ради самосохранения

Тот же Роршах — видящий «продолжения сточных канав» в том числе и в своей душе — быстрёхонько обратился символом (ещё одной маской), стал алармистским божеством альтрайтов в «Хранителях» Дэймона Линделофа. Сериал-ремикс-сиквел переполнен масками по обе стороны закона — из-за охоты на полицейских и множества внутренних конфликтов.

Не благоприятнее злой улицы — зеркало ванной. Требуется недюжинная смелость, чтобы взглянуть туда и признать, что часть тебя — презирает вторую. Порой так сильно, что фантазия проецируется на реальность, превращая лицо в свиное рыло, как в «Порко Россо» (1992) Миядзаки, ярчайшем примере, что мир состоит из масок, даже если их нельзя снять и надеть по требованию. До поры они прячутся в прикроватной тумбочке, чтобы однажды пригодиться на маскараде-макабре откровенного разговора с собой (буквально — в «С широко закрытыми глазами» Кубрика).

Этот вечный Хэллоуин случается несколько раз в год — недаром массовая культура так любит унифицирующие семейные праздники — и преследует одну и ту же цель. Выделившись из обыденного, смешаться с толпой фантомов — призраков прошлого, являющихся с того света. Былое — не только точка зарождение масочной культуры, но и регулярный повод сделать вид, что «я не с ними», то есть — не с собой.

Сверхлюди скрывают лицо за маской ради самосохранения

Памятуя (или подозревая) об этом преобразующем свойстве, пытаются хоть на время стать кем-то другим люди без (особых) качеств — и наоборот. Выдаёт оленьи уши и рога за элементы маскарада Гас в нетфликсовском постапокалипсисе «Сладкоежка». Надевает маску Бэтмена Тора Бёрч, для которой взросление — это маленькая смерть. Превращается в оторву зашуганный обыватель Стэнли Ипкисс (Джим Керри) в «Маске» (1994), только поднеся древнюю дощечку к лицу. Носит на затылке рожицу лисы Тандзиро из «Клинка, рассекающего демонов» — как оберег от неудачи.

В конце концов, маска оберег и есть. От оценивающих взглядов, окружающего хаоса, путающегося в показаниях прошлого, наконец, внутреннего голоса, — которые стремятся тебя закружить и упростить. Зафиксировать в понятных координатах. И каждый день кто-то возносит молитву — через прикосновение и надевание — маске (или её носителям). «Вообще-то я не религиозный человек, но если ты есть там наверху, спаси меня, Супермен!»




Читайте также
Экранизируй это: «Погребённый великан» Кадзуо Исигуро
Роман в жанре фэнтези английского писателя японского происхождения про средневекову...
Смотреть аниме: иясикей — лечебные свойства повседневной жизни
В наш суетный век иногда хочется просто остановиться и перевести дух, забыв на время о бесконечном соревновании со временем. Аниме на этот счёт готово предлож...
#комикс-код: насилие священное, или почему супергерои не перестанут драться
Почему супергерои и обычные граждане предпочитают общаться при помощи кулаков.
История одного саундтрека: «Нападение на 13-й участок» Джона Карпентера
Как при помощи всего нескольких нот можно кардинально поменять восприятие саундтрек...
Экранизируй это: «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста
Запускаем серию материалов о неслучившихся экранизациях.
Смотреть аниме: сэйнен — серьёзные сказки для взрослых
Особняком от подростковых манги и аниме стоят произведения для более взрослой аудит...
Также рекомендуем
«Домашнее насилие» — дурное обращение одного человека по отношению к другому, совершаем...
К Международному женскому дню выбрали 21 героиню XXI века, чья деятельность оказывает влияние на мировой или российский...
Артём Макарский рассказывает об одной из любимейших работ Софии Асгатовны.
«Домашнее насилие» — дурное обращение одного человека по отношению к другому, совершаем...
К Международному женскому дню выбрали 21 героиню XXI века, чья деятельность оказывает влияние на мировой или российский...
Артём Макарский рассказывает об одной из любимейших работ Софии Асгатовны.

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
Что смотреть в кино с 21 ноября: от «Конклава» до «Зятя»
КИНОТВ составил список главных новинок российского проката, на которые стоит обратить внимание на этой неделе.«Эра», реж. Вениамин ИлясовЗдесь, среди выжженно...
00:00