Азбука Стивена Содерберга

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Kurt Krieger/Corbis/Getty Images

14 января неутомимому американскому режиссёру Стивену Содербергу исполняется 60 лет. Кинокритик Юлия Салихова составила подробный гид по ключевым приёмам и фишкам, из которых по буквам складывается творчество самого продуктивного и трудолюбивого экспериментатора в индустрии.

Айфон

Содерберг одним из первых подхватил тренд на мобильное кино и в один год снял сразу два фильма на камеру айфона. Скромный по всем меркам клаустрофобный триллер «Не в себе» даже вышел на большие экраны, а околоспортивная драма «Птица высокого полёта» появилась сразу на Netflix. Переход с профессиональной камеры на компактный смартфон стал очередным творческим экспериментом для режиссёра-революционера, который всегда с большим энтузиазмом исследует в работе новые технологические возможности.

Бюджет

Кадр из фильма «Удача Логана», реж. Стивен Содерберг
Кадр из фильма «Удача Логана», реж. Стивен Содерберг

Влияние

Стивен Содерберг начал менять индустрию ещё на заре своей карьеры. Его первая полнометражная работа «Секс, ложь и видео» (1989) обозначила золотую эру инди-кино и изменила отношение к американским независимым авторам. Камерная драма о любовном квадрате взорвала скучный «Сандэнс» того года, забрала три награды в Каннах и получила номинацию на «Оскар» за сценарий. В статусе самого молодого обладателя «Золотой пальмовой ветви» 26-летний американец фактически проложил дорогу таким культовым авторам, как Квентин Тарантино, Дэвид Линч и Гас Ван Сент. В начале двухтысячных Содерберг стал первым современным режиссёром, которого в один год номинировали на «Оскар» за две разные работы. Проиграв самому себе с байопиком «Эрин Брокович», он взял заветную статуэтку за режиссуру криминальной наркодрамы «Траффик».

Грабители

Особое место в фильмографии Содерберга занимают истории о грабителях. Ещё до ремейка невероятно успешных «Одиннадцати друзей Оушена» и их менее удачного собрата «Удача Логана» режиссёр успел поставить два фильма об отчаянных воришках. Свой первый фильм-ограбление «Там внутри» он снял через шесть лет после дебюта на «Сандэнсе». А ещё три года спустя выпустил на экраны криминальную ленту «Вне поля зрения» с Джорджем Клуни в роли грабителя банков.

Друзья Оушена

Кадр из фильма «Одиннадцати друзей Оушена», реж. Стивен Содерберг
Кадр из фильма «Одиннадцати друзей Оушена», реж. Стивен Содерберг

Культовая трилогия о друзьях Оушена уверенно держится в топе самых коммерчески успешных проектов Содерберга и признана абсолютным хитом в жанре фильмов-ограблений. Благодаря высоким кассовым сборам стилизованный ремейк со звёздным составом разросся до целой кинофраншизы, породив два чуть менее удачных сиквела. Содерберг срежиссировал и снял все три фильма о команде виртуозных грабителей, а в 2018 году спродюсировал и женскую версию.

Жанры

Содерберг редко повторяется и старается снимать в разных жанрах. Среди его работ есть независимая драма («Секс, ложь и видео»), история о мести («Англичанин»), сюрреалистическая комедия («Шизополис»), фильм-катастрофа («Заражение»), гангстерский триллер («Вне поля зрения»), научно-фантастическая адаптация («Солярис»), феминистский манифест («Эрин Брокович»), чёрно-белые стилизации («Кафка», «Хороший немец»), трилогия об ограблениях («Друзья Оушена»), спортивная драма («Птица высокого полета»), шпионский боевик («Нокаут»), технологический триллер («Кими»), монументальный байопик («Че»), наркодрама («Траффик»), стриптиз-комедия («Супер Майк»), провокационный детектив («Девушка по вызову»), психологический триллер-обманка («Побочный эффект»), разговорное драмеди («Пусть говорят»), и это ещё не полный список.

Заражение

Кадр из фильма «Заражение», реж, Стивен Содерберг
Кадр из фильма «Заражение», реж, Стивен Содерберг

В 2020 году на фоне мировой пандемии многие ринулись пересматривать фильм «Заражение», в котором неизвестный вирус пытались победить герои, сыгранные ведущими актёрами современности. Спустя девять лет после премьеры картина о борьбе человечества со смертельно опасной инфекцией обрела вторую жизнь и побила все рекорды по просмотрам. Из-за удивительных параллелей с реальностью создателей фильма нарекли «предсказателями», а режиссёр ленты Стивен Содерберг стал одним из самых обсуждаемых людей года.

Импровизация

Импровизация не раз становилась частью съёмочного процесса в содерберговских проектах. Очередной опыт с экспромтом режиссёр провернул во время съёмок разговорного драмеди «Пусть говорят». Сценарий к фильму был обозначен лишь в общих чертах, поэтому Мэрил Стрип и её коллегам приходилось выдумывать на ходу большую часть реплик. С учётом того, что основной упор в фильме сделан как раз на диалоги, такой подход был довольно рискованным. Не все зрители оценили неловкие паузы посреди разговоров и то, как собеседники перебивают друг друга, но в конечном итоге нельзя отрицать, что именно импровизация сделала эту картину очень искренней и душевной.

Кафка

Чёрно-белый псевдобиографический фильм о Кафке с британским актёром Джереми Айронсом в главной роли Содерберг снимал сразу после триумфального дебюта в Каннах. Вторая проба пера осталась непонятой зрителями — стилизованная под немецкий экспрессионизм картина, в которой перемешались биография писателя и его произведения, выглядела как минимум странно. Тридцать лет спустя на Международном кинофестивале в Торонто режиссёр представил перемонтированную версию фильма под новым названием Mr. Kneff. Содерберг значительно переосмыслил собственный оригинал: добавил музыку и разноцветные субтитры, убрал диалоги, подкрасил некоторые эпизоды, изменил структуру повествования и сократил исходный хронометраж на 20 минут.

Либераче

«За канделябрами», реж. Стивен Содерберг

Монтаж

Содерберг часто монтирует собственные фильмы и помогает с этим делом коллегам по цеху. В свободное время он перекраивает на свой лад известные киношедевры и выкладывает перемонтированные версии на просторы интернета. Режиссёр объясняет такое увлечение проявлением фанатизма и желанием сделать предмет своего обожания ещё лучше. «Космическую одиссею» Стэнли Кубрика он урезал на полчаса, «Врата рая» сократил почти вдвое, «Психо» Хичкока замиксовал с ремейком Гаса Ван Сента, а «Индиану Джонса: В поисках утраченного ковчега» превратил в чёрно-белое полотно с саундтреком Трента Резнора и Аттикуса Росса.

Отпуск

Режиссёр-революционер не раз грозился уйти из большого кино, а после кинотеатрального релиза «Побочного эффекта» отправился «отдыхать» на телевидение. К этому моменту постановщик слишком устал от бесконечной борьбы с голливудской системой. Ещё одной причиной стала излишняя продуктивность, из-за которой, по признаниям самого режиссёра, работа утратила чувство новизны и перестала приносить удовольствие. Совсем с радаров он, разумеется, не пропал. Содерберг решил покорять малые экраны, а четыре года спустя вернулся в большое кино с криминальной комедией «Удача Логана».

Псевдонимы

Кадр из фильма «Траффик», реж. Стивен Содерберг
Кадр из фильма «Траффик», реж. Стивен Содерберг

Работа

Стивен Содерберг — один из самых продуктивных людей в индустрии и настоящий фанат своего дела. Его работоспособности можно только позавидовать: он стабильно выпускает минимум по фильму в год, продюсирует проекты коллег, пишет сценарии и доводит до ума давно отснятое. Во время кинорежиссёрского отпуска постановщик усиленно занимался телепроектами, ставил пьесы в театре. Даже во время локдауна этот человек-оркестр не сидел без дела. Пока все пересматривали его пророческий фильм «Заражение», он написал три сценария, в числе которых оказалось продолжение его дебютной картины «Секс, ложь и видео». Этим деятельность кинематографиста-трудоголика не ограничилась: в 2020 году он возглавил комитет по восстановлению кинопроизводства, а в 2021-м срежиссировал церемонию «Оскар».

Списки

Кроме всех вышеперечисленных дел Содерберг находит время на рядовые хобби вроде просмотра фильмов и чтения книг. Все тайтлы режиссёр фанатично помечает и оформляет в единый список на манер «итогов года», который традиционно выкладывает на свой сайт в первых числах января. Для удобства он разделяет категории по шрифтам: жирным помечает фильмы, капсом — сериалы, курсивом выделяет книги.

Телевидение

После временного ухода из большого кино Содерберг с головой погрузился в работу над телепроектами. На новом месте уставшего от борьбы со студиями автора ждали относительная свобода творчества и возможность исследовать неизведанные территории. Режиссёр поставил два сезона топового медицинского сериала «Больница Никербокер», выпустил скандальный байопик «За канделябрами», помог запустить комедийный сериал «Красные дубы» и спродюсировал телеверсию своего же фильма «Девушка по вызову».

Феминизм

Кадр из фильма «Эрин Брокович», реж. Стивен Содерберг
Кадр из фильма «Эрин Брокович», реж. Стивен Содерберг

Содерберга всегда интересовали сильные женские характеры. В 2000 году он снял один из самых феминистских фильмов в истории кино — байопик об активистке и правозащитнице Эрин Брокович с Джулией Робертс в главной роли. Прототипом её персонажа стала мать-одиночка, объявившая войну корпорации, загрязняющей грунтовые воды. На родине Брокович стала символом справедливости не только для женщин, но и для всего рабочего класса. Экранное воплощение современного феминизма Содерберг возложил на плечи британской актрисы Клэр Фой. Она сыграла жертву сталкинга Сойер Валентини в психологическом триллере «Не в себе», который окрестили смелым ответом эпохи движения #MeToo.

Хичкок

В творчестве Стивена Содерберга чувствуется влияние короля саспенса Альфреда Хичкока. Неспроста ведь экспериментатор взялся за мэшап «Психо» и его цветного ремейка. «Не в себе» отчасти вдохновлён «Птицами», «Кими» открывается как «Окно во двор», а «Побочный эффект» в целом снят в лучших хичкоковских традициях.

Эксперименты

Если бы для характеристики творчества Содерберга нужно было выбрать всего одно слово, то «эксперименты» подошло бы лучше всего. Как вечный исследователь, он с жадностью и энтузиазмом берётся за освоение новых технологий и тестирует разные методы производства фильмов. В числе его экспериментов: съёмки на айфон («Не в себе», «Птица высокого полета»), тест новой для индустрии цифровой камеры («Че: Часть первая. Аргентинец»), крестовый поход против студийной системы («Удача Логана»), отказ от привычной прокатной модели и работа с непрофессиональными актёрами («Пузырь»), перемонтаж чужих фильмов («Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», «2001 год: Космическая одиссея») и создание мини-сериала в виде интерактивного приложения («Мозаика»).

Юмор

Для ранних содерберговских комедий характерно весьма специфическое чувство юмора. Лучше всего его демонстрирует сам автор в фильме «Шизополис», который представляет полуторачасовой ироничный стёб над индустрией и самим собой. В этом хулиганском эксперименте режиссёр катком прошёл по артхаусу и высмеял его основные приёмы. Вместо начальных титров он лично представил фильм со сцены пустого кинотеатра и предложил зрителям пересматривать это странноватое кино до тех пор, пока происходящее на экране не станет понятным. Для себя он написал сразу две придурковатые роли с диким миксом абсурдных высказываний, кривляний перед зеркалом, сеансов мастурбации, реплик на иностранных языках. На роль экранной супруги он взял свою бывшую жену, которая по безумному сюжету начинает изменять ему с ним же.

Читайте также
Экранизируй это: «Новенький» Уильяма Сатклиффа (1996)
Алексей Васильев пересаживает английский роман в плодородную почву корейских сериал...
Смотреть аниме 2.0: Синъитиро Ватанабэ — гениальный меломан
Сергей Сергиенко об авторе, благодаря которому появилось аниме «Ковбой Бибоп».
Фильмы про то, что в мире есть справедливость (и она рано или поздно восторжествует)
Мария Ремига напоминает о том, что усилия бывают не напрасны.
Экранизируй это: «Дети смотрителей слонов» Питера Хёга
Алексей Васильев берётся за роман скандинавского писателя-выдумщика.
Смотреть аниме 2.0: Наоко Ямада — мастер эмоций
Сергей Сергиенко рассказывает об одной из самых известных женщин индустрии аниме.
Экранизируй это: «Автостопом на север» Герхарда Хольц-Баумерта (1975)
Мечтаем об экранизации романа, который мог бы стать великолепным роуд-муви.
Также рекомендуем
На Netflix вышла «Прачечная» Стивена Содерберга, чёрная комедия из главного конкурса Венецианского кинофестива...
После премьеры на Берлинском кинофестивале до российских экранов доехал новый фильм Стивена Содерберга «Не&nbs...

Даже если бы она снималась только в фильмах для взрослых, её всё равно следовало бы называть именно...
На HBO Max вышел новый фильм Стивена Содерберга «Пусть говорят» — запутанная разговорная драма о непростом воссоединении...
На Netflix вышла «Прачечная» Стивена Содерберга, чёрная комедия из главного конкурса Венецианского кинофестива...
После премьеры на Берлинском кинофестивале до российских экранов доехал новый фильм Стивена Содерберга «Не&nbs...

Даже если бы она снималась только в фильмах для взрослых, её всё равно следовало бы называть именно...
На HBO Max вышел новый фильм Стивена Содерберга «Пусть говорят» — запутанная разговорная драма о непростом воссоединении...

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00