14 января неутомимому американскому режиссёру Стивену Содербергу исполняется 60 лет. Кинокритик Юлия Салихова составила подробный гид по ключевым приёмам и фишкам, из которых по буквам складывается творчество самого продуктивного и трудолюбивого экспериментатора в индустрии.
Айфон
Содерберг одним из первых подхватил тренд на мобильное кино и в один год снял сразу два фильма на камеру айфона. Скромный по всем меркам клаустрофобный триллер «Не в себе» даже вышел на большие экраны, а околоспортивная драма «Птица высокого полёта» появилась сразу на Netflix. Переход с профессиональной камеры на компактный смартфон стал очередным творческим экспериментом для режиссёра-революционера, который всегда с большим энтузиазмом исследует в работе новые технологические возможности.
Бюджет
Влияние
Стивен Содерберг начал менять индустрию ещё на заре своей карьеры. Его первая полнометражная работа «Секс, ложь и видео» (1989) обозначила золотую эру инди-кино и изменила отношение к американским независимым авторам. Камерная драма о любовном квадрате взорвала скучный «Сандэнс» того года, забрала три награды в Каннах и получила номинацию на «Оскар» за сценарий. В статусе самого молодого обладателя «Золотой пальмовой ветви» 26-летний американец фактически проложил дорогу таким культовым авторам, как Квентин Тарантино, Дэвид Линч и Гас Ван Сент. В начале двухтысячных Содерберг стал первым современным режиссёром, которого в один год номинировали на «Оскар» за две разные работы. Проиграв самому себе с байопиком «Эрин Брокович», он взял заветную статуэтку за режиссуру криминальной наркодрамы «Траффик».
Грабители
Особое место в фильмографии Содерберга занимают истории о грабителях. Ещё до ремейка невероятно успешных «Одиннадцати друзей Оушена» и их менее удачного собрата «Удача Логана» режиссёр успел поставить два фильма об отчаянных воришках. Свой первый фильм-ограбление «Там внутри» он снял через шесть лет после дебюта на «Сандэнсе». А ещё три года спустя выпустил на экраны криминальную ленту «Вне поля зрения» с Джорджем Клуни в роли грабителя банков.
Друзья Оушена
Культовая трилогия о друзьях Оушена уверенно держится в топе самых коммерчески успешных проектов Содерберга и признана абсолютным хитом в жанре фильмов-ограблений. Благодаря высоким кассовым сборам стилизованный ремейк со звёздным составом разросся до целой кинофраншизы, породив два чуть менее удачных сиквела. Содерберг срежиссировал и снял все три фильма о команде виртуозных грабителей, а в 2018 году спродюсировал и женскую версию.
Жанры
Содерберг редко повторяется и старается снимать в разных жанрах. Среди его работ есть независимая драма («Секс, ложь и видео»), история о мести («Англичанин»), сюрреалистическая комедия («Шизополис»), фильм-катастрофа («Заражение»), гангстерский триллер («Вне поля зрения»), научно-фантастическая адаптация («Солярис»), феминистский манифест («Эрин Брокович»), чёрно-белые стилизации («Кафка», «Хороший немец»), трилогия об ограблениях («Друзья Оушена»), спортивная драма («Птица высокого полета»), шпионский боевик («Нокаут»), технологический триллер («Кими»), монументальный байопик («Че»), наркодрама («Траффик»), стриптиз-комедия («Супер Майк»), провокационный детектив («Девушка по вызову»), психологический триллер-обманка («Побочный эффект»), разговорное драмеди («Пусть говорят»), и это ещё не полный список.
Заражение
В 2020 году на фоне мировой пандемии многие ринулись пересматривать фильм «Заражение», в котором неизвестный вирус пытались победить герои, сыгранные ведущими актёрами современности. Спустя девять лет после премьеры картина о борьбе человечества со смертельно опасной инфекцией обрела вторую жизнь и побила все рекорды по просмотрам. Из-за удивительных параллелей с реальностью создателей фильма нарекли «предсказателями», а режиссёр ленты Стивен Содерберг стал одним из самых обсуждаемых людей года.
Импровизация
Импровизация не раз становилась частью съёмочного процесса в содерберговских проектах. Очередной опыт с экспромтом режиссёр провернул во время съёмок разговорного драмеди «Пусть говорят». Сценарий к фильму был обозначен лишь в общих чертах, поэтому Мэрил Стрип и её коллегам приходилось выдумывать на ходу большую часть реплик. С учётом того, что основной упор в фильме сделан как раз на диалоги, такой подход был довольно рискованным. Не все зрители оценили неловкие паузы посреди разговоров и то, как собеседники перебивают друг друга, но в конечном итоге нельзя отрицать, что именно импровизация сделала эту картину очень искренней и душевной.
Кафка
Чёрно-белый псевдобиографический фильм о Кафке с британским актёром Джереми Айронсом в главной роли Содерберг снимал сразу после триумфального дебюта в Каннах. Вторая проба пера осталась непонятой зрителями — стилизованная под немецкий экспрессионизм картина, в которой перемешались биография писателя и его произведения, выглядела как минимум странно. Тридцать лет спустя на Международном кинофестивале в Торонто режиссёр представил перемонтированную версию фильма под новым названием Mr. Kneff. Содерберг значительно переосмыслил собственный оригинал: добавил музыку и разноцветные субтитры, убрал диалоги, подкрасил некоторые эпизоды, изменил структуру повествования и сократил исходный хронометраж на 20 минут.
Либераче
Монтаж
Содерберг часто монтирует собственные фильмы и помогает с этим делом коллегам по цеху. В свободное время он перекраивает на свой лад известные киношедевры и выкладывает перемонтированные версии на просторы интернета. Режиссёр объясняет такое увлечение проявлением фанатизма и желанием сделать предмет своего обожания ещё лучше. «Космическую одиссею» Стэнли Кубрика он урезал на полчаса, «Врата рая» сократил почти вдвое, «Психо» Хичкока замиксовал с ремейком Гаса Ван Сента, а «Индиану Джонса: В поисках утраченного ковчега» превратил в чёрно-белое полотно с саундтреком Трента Резнора и Аттикуса Росса.
Отпуск
Режиссёр-революционер не раз грозился уйти из большого кино, а после кинотеатрального релиза «Побочного эффекта» отправился «отдыхать» на телевидение. К этому моменту постановщик слишком устал от бесконечной борьбы с голливудской системой. Ещё одной причиной стала излишняя продуктивность, из-за которой, по признаниям самого режиссёра, работа утратила чувство новизны и перестала приносить удовольствие. Совсем с радаров он, разумеется, не пропал. Содерберг решил покорять малые экраны, а четыре года спустя вернулся в большое кино с криминальной комедией «Удача Логана».
Псевдонимы
Работа
Стивен Содерберг — один из самых продуктивных людей в индустрии и настоящий фанат своего дела. Его работоспособности можно только позавидовать: он стабильно выпускает минимум по фильму в год, продюсирует проекты коллег, пишет сценарии и доводит до ума давно отснятое. Во время кинорежиссёрского отпуска постановщик усиленно занимался телепроектами, ставил пьесы в театре. Даже во время локдауна этот человек-оркестр не сидел без дела. Пока все пересматривали его пророческий фильм «Заражение», он написал три сценария, в числе которых оказалось продолжение его дебютной картины «Секс, ложь и видео». Этим деятельность кинематографиста-трудоголика не ограничилась: в 2020 году он возглавил комитет по восстановлению кинопроизводства, а в 2021-м срежиссировал церемонию «Оскар».
Списки
Кроме всех вышеперечисленных дел Содерберг находит время на рядовые хобби вроде просмотра фильмов и чтения книг. Все тайтлы режиссёр фанатично помечает и оформляет в единый список на манер «итогов года», который традиционно выкладывает на свой сайт в первых числах января. Для удобства он разделяет категории по шрифтам: жирным помечает фильмы, капсом — сериалы, курсивом выделяет книги.
Телевидение
После временного ухода из большого кино Содерберг с головой погрузился в работу над телепроектами. На новом месте уставшего от борьбы со студиями автора ждали относительная свобода творчества и возможность исследовать неизведанные территории. Режиссёр поставил два сезона топового медицинского сериала «Больница Никербокер», выпустил скандальный байопик «За канделябрами», помог запустить комедийный сериал «Красные дубы» и спродюсировал телеверсию своего же фильма «Девушка по вызову».
Феминизм
Содерберга всегда интересовали сильные женские характеры. В 2000 году он снял один из самых феминистских фильмов в истории кино — байопик об активистке и правозащитнице Эрин Брокович с Джулией Робертс в главной роли. Прототипом её персонажа стала мать-одиночка, объявившая войну корпорации, загрязняющей грунтовые воды. На родине Брокович стала символом справедливости не только для женщин, но и для всего рабочего класса. Экранное воплощение современного феминизма Содерберг возложил на плечи британской актрисы Клэр Фой. Она сыграла жертву сталкинга Сойер Валентини в психологическом триллере «Не в себе», который окрестили смелым ответом эпохи движения #MeToo.
Хичкок
В творчестве Стивена Содерберга чувствуется влияние короля саспенса Альфреда Хичкока. Неспроста ведь экспериментатор взялся за мэшап «Психо» и его цветного ремейка. «Не в себе» отчасти вдохновлён «Птицами», «Кими» открывается как «Окно во двор», а «Побочный эффект» в целом снят в лучших хичкоковских традициях.
Эксперименты
Если бы для характеристики творчества Содерберга нужно было выбрать всего одно слово, то «эксперименты» подошло бы лучше всего. Как вечный исследователь, он с жадностью и энтузиазмом берётся за освоение новых технологий и тестирует разные методы производства фильмов. В числе его экспериментов: съёмки на айфон («Не в себе», «Птица высокого полета»), тест новой для индустрии цифровой камеры («Че: Часть первая. Аргентинец»), крестовый поход против студийной системы («Удача Логана»), отказ от привычной прокатной модели и работа с непрофессиональными актёрами («Пузырь»), перемонтаж чужих фильмов («Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», «2001 год: Космическая одиссея») и создание мини-сериала в виде интерактивного приложения («Мозаика»).
Юмор
Для ранних содерберговских комедий характерно весьма специфическое чувство юмора. Лучше всего его демонстрирует сам автор в фильме «Шизополис», который представляет полуторачасовой ироничный стёб над индустрией и самим собой. В этом хулиганском эксперименте режиссёр катком прошёл по артхаусу и высмеял его основные приёмы. Вместо начальных титров он лично представил фильм со сцены пустого кинотеатра и предложил зрителям пересматривать это странноватое кино до тех пор, пока происходящее на экране не станет понятным. Для себя он написал сразу две придурковатые роли с диким миксом абсурдных высказываний, кривляний перед зеркалом, сеансов мастурбации, реплик на иностранных языках. На роль экранной супруги он взял свою бывшую жену, которая по безумному сюжету начинает изменять ему с ним же.