
На 47-м Московском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Ивана Петухова «Туда» — романтической комедии, снятой в формате роуд-муви. Картина, вошедшая в конкурсную программу «Русские премьеры», предлагает зрителю отправиться в путешествие от Москвы до Уфы вместе с двумя незнакомцами, которым предстоит пройти не только физический (1400 километров), но и эмоциональный путь, не измеримый в цифрах. О том, какой получилась новая работа Ивана Петухова, рассказывает студентка «Школы критики» (мастерская Ивана Кудрявцева) Ольга Исакова.
Ворчливый таксист-интроверт Вадим (Пётр Фёдоров), одетый в модную курточку под Carhartt, ждёт пассажирку возле дома. Машину вызывала Вера (Ирина Старшенбаум) — по профессии актриса, а по натуре болтушка и шутница, скрывающая за улыбкой и розовыми очками глубокие внутренние травмы. Вере срочно нужно добраться до Уфы, и неслучайно она выбирает именно такси — не самолёт и не поезд, а машину с открытым люком и возможностью в любой момент выйти, что важно для человека с клаустрофобией. Цель поездки практически до финала остаётся загадкой как для зрителей, так и для нервного Вадима, который, впрочем, соглашается на эту авантюру, не подозревая, что сам отправляется не столько в географическое путешествие, сколько в терапевтический сеанс.
После постхоррора «Сёстры» и мокьюментари «Маркони сегодня» Иван Петухов обращается, казалось бы, к более прямолинейному жанру, но сохраняет свой фирменный почерк — умение вплетать сложные психологические конструкции в доступный для массового зрителя нарратив. Фильм «Туда» становится зеркалом, отражающим не только панорамные виды российских просторов, но и «внутренние ландшафты» героев, которые с каждым километром открываются всё глубже.
Жёлтая машина становится своеобразной капсулой эмоций, внутри которой герои перемещаются не только между географическими точками, но и между состояниями: от раздражения — к пониманию, от отчуждения — к близости.


Особую прелесть фильму придаёт его умелая игра со зрительскими ожиданиями. Петухов мастерски переворачивает привычное клише — образ навязчивого таксиста, который способен замучить разговорами любого пассажира. В «Туда» ситуация диаметрально противоположная: мы наблюдаем феномен неугомонного пассажира в лице Веры, которая ни на секунду не умолкает, буквально заполняя всё пространство своей энергией. Она то пытается накормить мрачного водителя завтраком, то настойчиво предлагает попробовать зефирки, то подбирает автостопщика, словно навязывая своё и чужое присутствие, когда эмоциональный контакт не устанавливается. В этой нескончаемой активности проглядывает глубокое одиночество человека, который боится тишины и пустоты.
Дорожная драматургия разворачивается в жёлтой машине знакомого каждому россиянину сервиса такси — выбор, который неизбежно вызывает волну воспоминаний и мемов, таких, например, как «о, да у меня на самом деле свой бизнес, а таксую я для души». Однако «Туда» — больше, чем продакт-плейсмент. Жёлтая машина становится своеобразной капсулой эмоций, внутри которой герои перемещаются не только между географическими точками, но и между состояниями: от раздражения — к пониманию, от отчуждения — к близости.
На пути в Башкортостан Вадима и Веру ждёт целая серия приключений, которые Петухов выстраивает с тонким пониманием человеческой души. Герои встречают придорожных бабушек с яблоками (у которых Вера зачем-то скупает абсолютно всё, будто коллекционируя моменты человеческого контакта), останавливаются на ночёвку в родительском доме (здесь режиссёр позволяет себе роскошь — дуэт Алексея Серебрякова и Евгении Добровольской, для которой эта роль стала одной из последних), вместе кричат в поле, избавляясь от накопившихся эмоций, и дегустируют кислых мармеладных червячков — комичная сцена буквального «кормления» жизненной радостью человека, который всеми силами этому сопротивляется. Всё это постепенно приводит их к встрече с неприятным и болезненным прошлым. Режиссёр перевоплощается в терапевта, который мягко, но настойчиво ведёт пациентов к исцелению.


Ирина Старшенбаум демонстрирует удивительную органичность в роли, которая, казалось бы, вписывается в текущий тренд российского кино — эскапистские истории с наивными героинями. Однако актрисе удаётся превратить типаж в живого человека с «избегающим типом привязанности» и душевными ранами. Фанатичная любовь её героини к творчеству музыканта 90-х Андрея Губина оказывается не просто комедийным штрихом, но ключом к разгадке личности — ностальгия по беззаботному прошлому, попытка вернуться в момент, когда ещё не было боли.
Пётр Фёдоров, в свою очередь, создаёт образ, балансирующий между узнаваемыми чертами «всё-понимающего-таксиста» и человека, у которого действительно есть собственное дело. При этом он, в отличие от стереотипного таксиста, не кичится этим фактом — тонкая ирония режиссёра. Актёрская работа Фёдорова строится на мелких деталях — характерная морщинка между бровей, которая то углубляется, то едва заметно разглаживается, становится выразительнее любых слов. Этот мимический нюанс служит своеобразным индикатором внутреннего состояния героя, который с каждым километром всё меньше способен удерживать оборонительную стену раздражения.
Дуэт Фёдорова со Старшенбаум строится на контрастах и постепенном сближении, которое происходит через все классические стадии роуд-муви: от антагонизма к сочувствию, от сочувствия к симпатии, от симпатии к чему-то большему. Внешняя непохожесть героев — гиперактивная экстравертка и замкнутый интроверт — постепенно обнаруживает удивительную симметрию их внутренних миров. Петухов показывает, как разные защитные механизмы скрывают схожие переживания — и это понимание становится моментом подлинного сближения персонажей.
Фильм ненавязчиво напоминает нам о том, что за любой маской — будь то бесконечная болтовня или угрюмое молчание — скрывается человек с историей.


Возможно, «Туда» иногда выглядит как затянувшийся рекламный ролик: и такси, и банков, и российских достопримечательностей, и даже воды с кварцем, которая, по словам героини, «пробуждает любовь и нежность в сердце». Но все эти маркетинговые интеграции хочется простить, ведь режиссёр смотрит на своих героев с такой искренней любовью и состраданием, что коммерческая подоплёка растворяется в гуманистическом послании картины.
Финальное преображение отношений героев превращается в наглядную метафору жизненного пути каждого человека: иногда нужно просто сесть рядом с тем, кто ведёт машину, и довериться процессу. Неслучайно название фильма — лаконичное наречие «Туда» — указывает не на конкретное место назначения, а на направление движения. В этом и заключается главный посыл Петухова: не так важно, куда мы едем, важно, что мы движемся вперёд, оставляя призраков прошлого позади.
В то время как многие современные ромкомы скатываются в плоский юмор или неестественную сентиментальность, «Туда» сохраняет органичность и искренность, даже когда ситуации становятся откровенно фарсовыми. Картина Петухова — именно то, что таксисты назвали бы поездкой класса «комфорт+». Она не претендует на революционные открытия в жанре, но предлагает зрителю душевный маршрут по знакомым эмоциональным ландшафтам с неожиданными поворотами и искренним финалом. Фильм ненавязчиво напоминает нам о том, что за любой маской — будь то бесконечная болтовня или угрюмое молчание — скрывается человек с историей. В мире, где все постоянно куда-то несутся, Иван Петухов напоминает: иногда стоит просто сказать «сегодня некуда спешить, курить и кофе пить» — и отправиться в дорогу, позволив ей самой привести тебя куда нужно.