Ослепительный триумф «Оппенгеймера»: о лучшем фильме «Оскара-2024»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Оппенгеймер», Universal

«Оппенгеймер» Кристофера Нолана победил всех и забрал семь статуэток: лучший фильм, лучший режиссёр, лучшие актёры, лучший оператор, лучший саундтрек, лучший монтаж — и самый большой взрыв. Кино, одним словом, масштабное. Романтический сюжет между гением и атомной бомбой изначально смотрелся беспроигрышно в оскаровской гонке. Физик обогнал «Бедных-несчастных» Йоргоса Лантимоса, главного конкурента с 11 номинациями. Наградив в прошлый раз похожих чудиков из фантастического боевика «Всё везде и сразу», жюри теперь отдало предпочтение во всём умеренному фильму.

Лауреатов Американской киноакадемии этого года выбирали около 10 000 человек. Её члены, распределённые по профессиональным гильдиям, участвуют в нескольких этапах голосования. Сперва они отмечают номинантов своих сфер: актёры — актёров, операторы — операторов и так далее. Все представители, независимо от гильдии, голосуют за кандидатов на лучший фильм. Затем вместе выбирают победителя в каждой из 24 категорий. Лауреат определяется преференциальным голосованием членами всех гильдий. Чтобы оправдать, что проект достоин главной награды, фавориту стараются присудить побольше статуэток в разных номинациях. Академия не предлагает конкретные критерии для выбора, на решение нередко влияет уже заслуженная популярность фильма среди экспертов предыдущих премий и зрителей. «Оппенгеймер», преуспевший в массовом прокате от соседства с «Барби», собрал все ключевые награды, в том числе «Золотой глобус» и BAFTA. Звёздный каст, удобство формы, именитость автора, актуальность ядерной тревоги обеспечили фильму триумф.

«Оппенгеймер», Universal

«Оскар» любит биографические драмы. «Оппенгеймер» осторожно и аккуратно снят по реальной истории о физике-ядерщике, чьё творение уничтожило Хиросиму и Нагасаки. Нолан подбирает героя студентом и подгоняет его ко взрыву. Нарастающая одержимость Оппенгеймера вытесняет ужас зрителя его заворожённостью. Зрелищность превращает очередной байопик в блокбастер, а главную катастрофу Второй мировой войны — в аттракцион, как бы режиссёр ни хотел этого избежать.


Нелинейный сюжет, достаточно упорядоченный для Нолана и оттого ясный, распадается на три ключевые части: личную жизнь Оппи, подготовку к тесту «Тринити» в Лос-Аламосе и слушания Комиссии по атомной энергии. Муторность заседаний, где серьёзные мужчины в серьёзных пиджаках допрашивают героев, постоянно прерывается динамичными флешбэками — клиповый монтаж Дженнифер Лэйм получил «Оскар».


Ретроспективные кадры показывают героя либо с любовницей или женой (реже), либо с бомбой (чаще). Его чувства к ней подрывают остальные связи, вытесняют женских героинь и выманивают зрительское сопереживание: слишком долго и томно Прометей смотрит на огонь, слишком долго и томно смотрим мы.

«Оппенгеймер», Universal

Нолан, вопреки привычке, не пытается запутать зрителя скачками в пространстве и времени, как в «Интерстелларе» или в «Доводе». Для ясности он помечает разные периоды и точки зрения цветокоррекцией: зеленовато-синеватые кадры сменяются то более тёплыми тонами прошлого, то чёрно-белыми сценами в стиле классического Голливуда с участием антагониста Штрауса. Учтивое сопровождение по сюжету дополняет обходительность Нолана с травмой. Церемония взрыва «Тринити» длится, кажется, вечность, тогда как жертвы Хиросимы лишь коротко появляются в ослепительных галлюцинациях. Фильм структурно воспроизводит защитные механизмы героя, ограждая зрителя от более серьёзного потрясения и подменяя его поверхностным сочувствием к гению. Дробность и внятность повествования, впечатляющие залитые огнём кадры обращают опыт просмотра в развлечение, противоречащее теме, но годное для премии.

Качество зрелища в фильме обеспечивают не только натурные взрывы, но и множество звёзд. Из имён — Киллиан Мёрфи, Эмили Блант, Мэтт Дэймон, Роберт Дауни — младший, Флоренс Пью. За главную роль Мёрфи, игравший у Нолана уже шесть раз, получил свой первый «Оскар». Конкурентом был разве что Пол Джаматти из «Оставленных», но Мёрфи всё-таки для сходства с Оппенгеймером голодал. Строгая диета поразила жюри сильнее, чем музыкальная подготовка другого соперника в номинации, Брэдли Купера. Он шесть лет учился дирижировать подобно Леонарду Бернстайну, рассчитывая на «Оскар» за «Маэстро», однако перепотел и проиграл учёному в шляпе. Академики склонны поощрять страдания ради перевоплощений в прототипов (среди прошлых победителей — неузнаваемый Брендан Фрейзер в «Ките» и Рами Малек в роли Фредди Меркьюри в «Богемской рапсодии»).

«Оппенгеймер», Universal

В прошлом Мёрфи был и злодеем, и женщиной, и психом, и шутником, но его ледяной взгляд особенно идёт закрытым, фанатичным мужчинам. Оппенгеймер поражён той же холодящей отчуждённостью, что и образ Томаса Шелби, с которым актёр жил девять лет. К концу «Острых козырьков» главный герой совсем устал — та же томная маска пригодилась физику Мёрфи, став более пугающей и менее плоской. Статуэтку за нервозную игру получил и Дауни-младший, которого мстительный Штраус избавил от железных доспехов Тони Старка. Его хитрый прищур, а также худое лицо Мёрфи с фирменными скулами почти не сходят с экрана: камера Хойте Ван Хойтемы («Она», «Интерстеллар», «Довод») частит отцентрованными крупными планами. Их сменяют просторные университетские интерьеры с нежно-солнечным светом, холодные лаборатории, ландшафтные сцены без визуальных эффектов. Снимать пришлось по жёстким требованиям на 70-миллиметровую IMAX-плёнку, известную наилучшим качеством, — вышло 17 километров материала. Внушительно. Оператору — тоже «Оскар».


Нолан оживил интерес к кинотеатрам, призвав к просмотру широкоформатной проекции «Оппенгеймера». Затраты на усложнённое производство, ставка на исключительность качества изображения пошли на благо прокату после пандемийного взлёта стримингов.


Всё-таки чем больше экран, тем масштабнее взрыв, а после него можно было сразу посмеяться на сеансе «Барби». Звучит «Оппенгеймер» тоже лучше в кресле зала. Оригинальный саундтрек Людвига Горанссона, двукратного лауреата премии, тематически сопровождает три главные сюжетные линии, поддерживая динамику и зыбкое внимание. Нарративная роль музыки обозначается ещё в начале. Профессор Бор говорит юному Оппи: «Алгебра похожа на ноты. Неважно, умеешь ли ты их читать, — важно, слышишь ли ты музыку». Местами головокружительная, она вторит скорому помешательству героя. Что страшнее, приближаясь к взрыву, её звучание заражает воодушевлением Оппенгеймера. Как и работа камеры, саундтрек превращает нас в соучастников, пока мы наслаждаемся зрелищем. Хитро. Композитору — «Оскар». К тому же справился он лучше, чем в «Доводе», где типично триллерная музыка моментами напоминает сигнализацию.

«Оппенгеймер», Universal

«Оппенгеймера» ничем не обделили. Нолан, мастер авторитетный и размашистый, давно ждал свой «Оскар». Блокбастер о физике — едва ли его лучший фильм в карьере, но, по мнению академиков, лучший в 2023 году. Режиссёрские амбиции удовлетворены, хотя угодливость настораживает. Нолан повторяет контуженному зрителю, что оружие — зло, приглушая назидание ослепительной зрелищностью.

Читайте также
Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
Также рекомендуем
Первые впечатления после объявления участников оскаровской гонки.
Самая обсуждаемая премьера недели (ну, может быть, наравне с «1917») — новый фильм Греты Герви...
Первая победа Роберта Дауни — младшего и Райан Гослинг с I'm Just Ken.
Первые впечатления после объявления участников оскаровской гонки.
Самая обсуждаемая премьера недели (ну, может быть, наравне с «1917») — новый фильм Греты Герви...
Первая победа Роберта Дауни — младшего и Райан Гослинг с I'm Just Ken.

Последние новости

Режиссёр «Точки кипения» снимет «Энолу Холмс 3»
Приключения племяшки Шерлока продолжаются.
Сергей Гармаш и другие на фото со съёмок «Чебурашки 2»
Ушастик вернётся в кинотеатры на Новый 2026 год.
00:00