«Жизнь Чака»: магический реализм Майка Флэнагана

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Том Хиддлстон в «Жизни Чака», кадр: «Вольга»/Neon

5 июня в российский прокат выходит прошлогодний победитель кинофестиваля в Торонто, новый фильм режиссёра «Призрака дома на холме» Майка Флэнагана. «Жизнь Чака» — его третья экранизация произведений Стивена Кинга после «Игры Джералда» и «Доктора Сна» (четвёртая запланирована на следующий год — сериал «Кэрри»). Вадим Богданов рассказывает, каким получился фильм с Томом Хиддлстоном и почему «Жизнь Чака», без преувеличений, стоит посмотреть каждому.

Пытаться описать «Жизнь Чака» — то же самое, что пытаться объяснить величие «Древа жизни» Терренса Малика, с которым картину Майка Флэнагана справедливо сравнивают, особенно в первом акте. Он же, кстати, в фильме показан в последнюю очередь: повествование здесь ведётся в обратном порядке, стартуя с наиболее загадочного третьего акта. У каждой главы своя тональность, своё настроение и даже свой жанр. Например, начинается кино как меланхоличный сай-фай с предчувствием апокалипсиса (в этой части блистает Чиветель Эджиофор в роли школьного учителя), а заканчивается ностальгической ретродрамой с нотками магического реализма и трогательной ролью Марка Хэмилла в образе дедушки главного героя.

Кто же такой Чак Кранц (Том Хиддлстон)? До поры до времени над этой загадкой ломают голову в равной степени персонажи и зритель. Почему весь город увешан вывесками с благодарностями какому-то Чаку? По радио и телевизору неустанно крутят поздравления Чаку за 39 прекрасных лет, но никто, кажется, лично с ним не знаком. Вскоре Чак всё-таки предстанет перед нами, и мы узнаем его историю, полную одновременно повседневной обыденности и тонкого, щемящего драматизма.

Марк Хэмилл в «Жизни Чака», кадр: «Вольга»/Neon

«Жизнь Чака» сложно пересказать, потому что такое кино лучше прочувствовать лично. Это сенсорный, практически религиозный опыт, после которого можно обрести веру если не во всё человечество, то хотя бы в самого себя. Несмотря на некоторую структурную сложность картины, её идея предельно проста: это фильм-напоминание о том, насколько вы прекрасны и уникальны. Да, именно вы, человек, нашедший время посмотреть это кино и проникнуться его всеохватывающим гуманизмом.

Последние несколько лет Майк Флэнаган в рамках эксклюзивного контракта с Netflix стабильно поставлял высококачественные и жутко атмосферные хоррор-сериалы с мощной литературной основой (например, «Призраки усадьбы Блай» сняты по Генри Джеймсу, а «Падение дома Ашеров» основано на творчестве Эдгара Аллана По). Ужасы всегда были и будут любимым жанром Флэнагана, в котором ему комфортно. Однако «Жизнь Чака» — это первая за 18 лет попытка режиссёра выйти за границы хоррора. И сразу успешная. Хотя, конечно, определённые жанровые дуновения в картине всё-таки есть: все сцены с чердаком, куда ни в коем случае нельзя заходить (привет, Чёрная Борода), сняты так, что невольно вызывают мурашки на коже.

В «Жизни Чака», совершенно не похожей на «Игру Джералда» и «Доктора Сна», Флэнаган скорее продолжает традицию Фрэнка Дарабонта по работе с кинговским материалом и создаёт зрительское кино с элементами сказочности, полное жизненной мудрости и внутреннего тепла. Как и «Зелёная миля», эта картина обладает редкой способностью разорвать сердце зрителя на множество мелких кусочков, а затем бережно его собрать и заставить биться чаще прежнего.

Карен Гиллан и Том Хиддлстон в «Жизни Чака», кадр: «Вольга»/Neon

Примечательно, что самого Хиддлстона в картине не так много — он лишь во втором акте, зато весь свой хронометраж актёр отрабатывает по максимуму. Если сравнивать первый акт фильма с «Древом жизни» Малика (или «Фонтаном» Аронофски), а третий — с «Меланхолией» Триера (или «Последней любовью на земле» Маккензи), то второй акт — это очевидно «Ла-Ла Ленд» Шазелла. Том Хиддлстон вместе с актрисой Анналисой Бассо упоительно танцует под барабаны уличного музыканта, а весь мир в это время смотрит с восхищением. Такая сцена великолепно заземляет патетику всего произведения, сдувает пафос, скопившийся от рассуждений о месте человека в мироздании. В конце концов, становится отличной метафорой банальной, но всё такой же актуальной мысли, что жизнь состоит из миллиона маленьких моментов счастья. И очень важно в нужный момент не пройти мимо.

«Жизнь Чака» — лучшее, что выходило по Стивену Кингу со времён «Оно» Андреса Мускетти. Для режиссёра Майка Флэнагана работа над картиной стала большим шагом вперёд: это его самый амбициозный, изобретательный и душевный проект, обречённый на всеобщую любовь. Всё потому, что главная мысль картины так прекрасна и проста: в душе каждого из нас целая вселенная, полная бесконечных возможностей. Нам лишь нужно научиться слышать её голос.