
5 июня в российский прокат выходит прошлогодний победитель кинофестиваля в Торонто, новый фильм режиссёра «Призрака дома на холме» Майка Флэнагана. «Жизнь Чака» — его третья экранизация произведений Стивена Кинга после «Игры Джералда» и «Доктора Сна» (четвёртая запланирована на следующий год — сериал «Кэрри»). Вадим Богданов рассказывает, каким получился фильм с Томом Хиддлстоном и почему «Жизнь Чака», без преувеличений, стоит посмотреть каждому.
Пытаться описать «Жизнь Чака» — то же самое, что пытаться объяснить величие «Древа жизни» Терренса Малика, с которым картину Майка Флэнагана справедливо сравнивают, особенно в первом акте. Он же, кстати, в фильме показан в последнюю очередь: повествование здесь ведётся в обратном порядке, стартуя с наиболее загадочного третьего акта. У каждой главы своя тональность, своё настроение и даже свой жанр. Например, начинается кино как меланхоличный сай-фай с предчувствием апокалипсиса (в этой части блистает Чиветель Эджиофор в роли школьного учителя), а заканчивается ностальгической ретродрамой с нотками магического реализма и трогательной ролью Марка Хэмилла в образе дедушки главного героя.
Кто же такой Чак Кранц (Том Хиддлстон)? До поры до времени над этой загадкой ломают голову в равной степени персонажи и зритель. Почему весь город увешан вывесками с благодарностями какому-то Чаку? По радио и телевизору неустанно крутят поздравления Чаку за 39 прекрасных лет, но никто, кажется, лично с ним не знаком. Вскоре Чак всё-таки предстанет перед нами, и мы узнаем его историю, полную одновременно повседневной обыденности и тонкого, щемящего драматизма.

«Жизнь Чака» сложно пересказать, потому что такое кино лучше прочувствовать лично. Это сенсорный, практически религиозный опыт, после которого можно обрести веру если не во всё человечество, то хотя бы в самого себя. Несмотря на некоторую структурную сложность картины, её идея предельно проста: это фильм-напоминание о том, насколько вы прекрасны и уникальны. Да, именно вы, человек, нашедший время посмотреть это кино и проникнуться его всеохватывающим гуманизмом.
Последние несколько лет Майк Флэнаган в рамках эксклюзивного контракта с Netflix стабильно поставлял высококачественные и жутко атмосферные хоррор-сериалы с мощной литературной основой (например, «Призраки усадьбы Блай» сняты по Генри Джеймсу, а «Падение дома Ашеров» основано на творчестве Эдгара Аллана По). Ужасы всегда были и будут любимым жанром Флэнагана, в котором ему комфортно. Однако «Жизнь Чака» — это первая за 18 лет попытка режиссёра выйти за границы хоррора. И сразу успешная. Хотя, конечно, определённые жанровые дуновения в картине всё-таки есть: все сцены с чердаком, куда ни в коем случае нельзя заходить (привет, Чёрная Борода), сняты так, что невольно вызывают мурашки на коже.
В «Жизни Чака», совершенно не похожей на «Игру Джералда» и «Доктора Сна», Флэнаган скорее продолжает традицию Фрэнка Дарабонта по работе с кинговским материалом и создаёт зрительское кино с элементами сказочности, полное жизненной мудрости и внутреннего тепла. Как и «Зелёная миля», эта картина обладает редкой способностью разорвать сердце зрителя на множество мелких кусочков, а затем бережно его собрать и заставить биться чаще прежнего.

Примечательно, что самого Хиддлстона в картине не так много — он лишь во втором акте, зато весь свой хронометраж актёр отрабатывает по максимуму. Если сравнивать первый акт фильма с «Древом жизни» Малика (или «Фонтаном» Аронофски), а третий — с «Меланхолией» Триера (или «Последней любовью на земле» Маккензи), то второй акт — это очевидно «Ла-Ла Ленд» Шазелла. Том Хиддлстон вместе с актрисой Анналисой Бассо упоительно танцует под барабаны уличного музыканта, а весь мир в это время смотрит с восхищением. Такая сцена великолепно заземляет патетику всего произведения, сдувает пафос, скопившийся от рассуждений о месте человека в мироздании. В конце концов, становится отличной метафорой банальной, но всё такой же актуальной мысли, что жизнь состоит из миллиона маленьких моментов счастья. И очень важно в нужный момент не пройти мимо.
«Жизнь Чака» — лучшее, что выходило по Стивену Кингу со времён «Оно» Андреса Мускетти. Для режиссёра Майка Флэнагана работа над картиной стала большим шагом вперёд: это его самый амбициозный, изобретательный и душевный проект, обречённый на всеобщую любовь. Всё потому, что главная мысль картины так прекрасна и проста: в душе каждого из нас целая вселенная, полная бесконечных возможностей. Нам лишь нужно научиться слышать её голос.