«Закат» Европы. В прокате новый фильм Ласло Немеша

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На российские экраны выходит обладатель приза ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля, фильм «Закат» Ласло Немеша. Это второй полный метр режиссёра после прогремевшего по обе стороны океана
(премия «Оскар» и гран-при Канн) «Сына Саула». Зинаида Пронченко рассказывает о картине подробнее.


Будапешт, 1913 год. Из Триеста в «похорошевшую» столицу возвращается Ирис Лейтер (смахивающая на Эмму Уотсон и на всех звёзд немого кино сразу Юли Якаб), модистка-сирота, мечтающая устроиться на работу в главный шляпный магазин города. Магазин странным образом носит её имя — когда-то он принадлежал родителям Ирис, погибшим при пожаре, поэтому патрон, некий Брилл (звезда фильмов Мунджиу, Порумбою и Марин Адэ Влад Иванов) сразу начинает нервничать, а вместе с ним и стайка очаровательных employees, занятых якобы конфекционированием женских головных уборов, а на самом деле, как моментально становится понятно зрителю, вовлечённых в какую-то тёмную и непотребную аферу.

Новый фильм надежды венгерского кино Ласло Немеша длится аж 142 минуты, но всё, что нужно знать про «Закат», весь объём исчерпывающих художественных метафор, все стилистические выверты, всю условную интригу на нас буквально вывалят за первые полчаса. Закат тут не солнца, а Европы, во мрак погружается не день, а целая эпоха, главная героиня не сама по себе, а за нацию в ответе, ищет она не родственников, а путь в будущее, который пролегает, как мы знаем из школьных учебников, между Сциллой и Харибдой, фашизмом и коммунизмом. В иносказании Немеш набил руку. Поэтому даже мельчайшие детали укладываются в историческую перспективу. Так, замурованная в магазине комнатка, послужившая однажды примерочной для императрицы Сисси, — тоже намёк, старый мир погиб не от руки сепаратиста Гаврилы Принципа в 1914-м, а гораздо раньше, в 1898-м, стараниями Луиджи Лукени. Чтобы донести эту нехитрую мысль, Немеш пользуется арсеналом средств, опробованных уже в «Сыне Саула»: бесконечная беготня персонажей друг за другом, снятая одним кадром, обрывки безумных диалогов — вечно за кулисами, демонстративные крупные планы, как будто запыхавшаяся камера споткнулась и замерла передохнуть. В общем, довольно утомительное и назойливое повторение пройденного. Эксплуатация приёма. Немеш прилежно наследует Беле Тарру и ещё некоторым корифеям национального кинематографа — Ильдико Эньеди или Миклошу Янчо, но ни мистической глубины, ни теософских откровений старших коллег не достигает.


Разумеется, душная и клаустрофобная атмосфера обречённой австро-венгерской империи, давно уже стараниями мастеров культуры превратившейся из означаемого в означающее, у Немеша воссоздана искусно. «Закат» — кино литературное. Детективную интригу родом из типичного pulp fiction рубежа веков вроде серии об Арсене Люпене автор обогащает более утончёнными аллюзиями: от Захер-Мазоха до Артура Шницлера через Гуго фон Гофмансталя. Все эти истеричные графини с непроизносимыми восточноевропейскими именами, балующиеся без нужды опиатами, все эти загадочные господа в усиках и фрачной паре, для которых секс и страх идут рука об руку, наконец, одержимые безумцы, рассуждающие у костра о коррумпированном миропорядке, все они скопированы с перегруженной символизмом прозы fin de siècle, за редким исключением, сугубо дурновкусной. Поэтому вроде оригинальный сценарий — по сути, не что иное, как попурри из набивших оскомину шлягеров, доносящихся вдобавок из совсем расстроенной шарманки.

Немешу, чтобы играться в этот отработанный материал, явно не хватает постмодернистского отстранения, ну и, конечно, иронии. Уж слишком наболело, уж слишком долго родная Венгрия была жертвой геополитических амбиций более могущественных соседей. Её, как кролика (подопытного), накрывали шляпой — то турки, то Габсбурги, то национал-социалисты, то Советы. Теперь, в дни подъёма национального самосознания, когда — шляпы долой, под ними, увы, обнаружилась седина ультраправого премьера Венгрии Виктора Орбана. Так, может, дело совсем не в шляпе?

Читайте также
«Мэнди»: Николас Кейдж на вершине собственной эволюции
В прокате самый дикий фильм Каннского кинофестиваля (притом что там был, например, Гаспар Ноэ) — «Мэнди» Паноса Косматоса, в котором свою лучшу...
«Юморист» Михаила Идова: «Пачка денег в кармане — как в космос слетать»
На омском кинофестивале «Движение» состоялась премьера полнометражного дебюта Михаила Идова «Юморист» — драматического байопика о советском юмористе Бори...
It was a perfect illusion. Рецензия на «Звезда родилась» с Леди Гагой
Режиссёрский дебют артиста Брэдли Купера «Звезда родилась», ремейк одноимённой картины 1937 года, показали на Венецианском кинофестивале вне конкурса, чт...
«Рома» не мама: другой взгляд на фаворита Венецианского кинофестиваля
Новый фильм Альфонсо Куарона («Дитя человеческое», «Гравитация», «Гарри Поттер и узник Азкабана»), показанный на Венецианском кинофестивале, критики...
«Не волнуйся, он далеко не уйдёт». Колясочный ковбой
23 августа в российский прокат наконец выходит фильм «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» из конкурса Берлинале. Это канонический байопик о травмах, зависимостях...
Со дна поурчали. «Мег: Монстр глубины» в прокате
На российские экраны вышел фантастический боевик Джона Тёртлтауба («Starперцы», «Сокровище нации») «Мег: Монстр глубины» об очередном монстре, живущем на дне...
Также рекомендуем
С 3 по 8 апреля в Москве проходит фестиваль венгерского кино CIFRA: хороший повод, чтобы кратко...
Пётр Балабанов в России работал художником-постановщиком на картинах «Ничья» и «Миттельмарш».
В российский  прокат выходят «Мифы» — комедия Александра Молочникова, в которой русский шоу-бизнес п...
КИНОТВ В очередной подборке лучших сериалов месяца Татьяна Алёшичева пишет о возвращении блудного Чаки,...
С 3 по 8 апреля в Москве проходит фестиваль венгерского кино CIFRA: хороший повод, чтобы кратко...
Пётр Балабанов в России работал художником-постановщиком на картинах «Ничья» и «Миттельмарш».
В российский  прокат выходят «Мифы» — комедия Александра Молочникова, в которой русский шоу-бизнес п...
КИНОТВ В очередной подборке лучших сериалов месяца Татьяна Алёшичева пишет о возвращении блудного Чаки,...

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00