Забавные игры в офисе: рецензия на триллер «Плохая девочка»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Николь Кидман и Харрис Дикинсон в фильме «Плохая девочка», кадр: A24

16 января в российский прокат выходит эротический триллер «Плохая девочка» Халины Рейн, рассказывающий о служебном романе главы холдинга с подчинённым. Николь Кидман, не единожды заводившая на экране интрижки с мужчинами помладше, вновь покоряет чувственной игрой и тонко вшитыми в образ нюансами. Пару голливудской диве, получившей награду на Венецианском кинофестивале, составляют Харрис Дикинсон и Антонио Бандерас. Валерия Косенко рассказывает, так ли уж предсказуема «Плохая девочка» и как картина открывает новую грань жанра эротического триллера.

Обещая голый секс, готовься к психотерапии. Муки совести, жажда увлечений или спонтанные любовные авантюры — сегодня страсть служит не столько телу, сколько голове со всем её стоическим рационализмом. Таков уж наш цайтгайст: познание всего, включая плотские помыслы, пролегает через самокопание и поиск злосчастных тёмных пятен в безоружном до упрёков детстве.

Весь этот парад рефлексии так затянулся, что украдкой перекочевал из плоскости разговора о важном — в плоскость фарса и самоиронии. Эффектная блондинка Роми (Николь Кидман) с безупречной укладкой — редкая женщина-СЕО, сумевшая прорвать блокаду из боссов-мужчин силой ума, находчивости и характера. Компания, которой она успешно управляет, пробуждая у окружающих восторг, зависть и скользкий интерес, специализируется на автоматизации сервисов и всех атрибутов жизненной рутины. То же целых 19 лет практикует и сама Роми, механически имитируя удовольствие во всех аспектах брачных обязательств.

Харрис Дикинсон на промо «Плохой девочки», A24
Николь Кидман на промо «Плохой девочки», A24

Пару ухоженной, но уже несколько поувядшей красавице Николь составляет тихий, апатичный и до скуки положительный экранный супруг в лице Антонио Бандераса. Актёр — в прошлом звезда культовых романтических боевиков и альмодоваровских драмеди, пленивший женщин чувственным подбородком, — предстаёт в образе заурядного семьянина с проседью, от которого красавица-жена вот-вот сбежит в объятия британского мачо с беби-фейсом, дежурно прикрываясь ЧП на работе.

Усилиями телесной пластики (благо актриса проделывала такое не раз) Кидман создаёт на экране обострённо уязвимый образ женщины, несмотря на статусность, чувствующей себя неуверенной и подавленной. Притворство — главный трюк «Плохой девочки», заявленный как во взаимоотношениях персонажей, так и в образе героини, всеми силами пытающейся добиться толерантного к себе отношения в свете выжигающих софитов. Заигрывая с клише и ассоциативными образами, «Плохая девочка» так же успешно прикидывается шаблонным эротическим триллером, как героиня Николь Кидман всю жизнь притворяется очередной гранд-дамой из большинства лент с участием актрисы. Если же вспомнить примеры классической и теперь уже культовой эротики — «9 1/2 недель», «Щепку» или даже мемно-несуразные «50 оттенков серого», — то история Халины Рейн кажется более повседневной и очеловеченной. Главное отличие «Плохой девочки» — в попытке не просто сыронизировать над избитой жанровой условностью вроде зрелищных танцев с голым торсом или двусмысленных маневров с молоком (где их только не было), но привести зрителя к не новой, но важной мысли о свободе женского выбора, мнения и тела.

Николь Кидман в фильме «Плохая девочка», кадр: A24

Дополнительной глубины персонажам «Плохой девочки» добавляет бэкграунд их широко известных исполнителей. Роми, сыгранная Николь Кидман, — почти буквальный перевёртыш персонажа Тома Круза из великой многофигурной драмы Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами». Герой Круза — потерянный мужчина, ищущий на стороне страсть, утешение и ответы на звенящие в голове вопросы, — напоровшись на нечто, чего мужское сознание не способно осилить или осознать, возвращается к жене раздавленным и напуганным.

То же случается с героиней Николь Кидман в сцене первого объяснения с мужем. Однако в противовес мужчине женщина, пленённая тайнами и увлечениями, не цепляется за иллюзию того, что она что-то контролирует. В фильме Халины Рейн признание в измене оборачивается обоюдной истерикой, где один уязвлён и в гневе, другой ударяется в глупейшие предположения о своей дефектности.

Всё это на фоне так сильно отдаёт мыльной мелодрамой, что образует неловкий комический эффект, вершина которого будет достигнута в сцене с разыгранным любовным треугольником. Здесь особенно показательна брутальная преемственность: стареющий Антонио Бандерас со слезами и хрипами уступает давно утраченные позиции иконе нового поколения — молодому и вызывающему Харрису Дикинсону с фактурными мускулами, острыми чертами, вечно приоткрытым ртом и большим потенциалом манипулятора. Наконец, и сама Николь Кидман, переживающая непростой период, именуемый старением, куда больше оголяется перед осуждающей публикой, чем перед беспристрастной камерой: упрёки в желании героини сохранить молодость с помощью косметических инъекций (подобно самой актрисе) доносятся даже от её родной дочери. Стареть женщинам разрешено, но не рекомендовано. Удовольствие опционально.

Антонио Бандерас и Николь Кидман в фильме «Плохая девочка», кадр: A24

«Плохой девочке» странным образом удаётся лавировать между неловкостью, заурядностью и освежающей комичностью, прячась за спину незапамятной морали о чести и достоинстве. Забавным образом классический конфликт эроса и танатоса, доведённый до эталонного баланса ещё Полом Верховеном в «Основном инстинкте», обретает новые формы. Смерть больше не угроза влюблённым — теперь на пути у страсти встают автоматизация и искусственный интеллект. Смотреть эротический триллер, всерьёз строящийся на опасениях массовой механизации, странно и непривычно: фраза, с придыханием брошенная героем Дикинсона: «Я не доверяю Интернету», — вероятно, ещё никогда не содержала в себе столько эротического подтекста. Новый мир рождает новые конфликты. Ну а времена, как замечает героиня Николь Кидман, пока и правда скорее интересные, чем страшные.

Читайте также
«Настоящая боль» Джесси Айзенберга: путешествие по тоннелям памяти
Роль, за которую Киран Калкин, скорее всего, возьмет награду у киноакадемиков.
«Носферату»: сны, которые питаются кровью
Демон сонного паралича, или Свирепая рождественская сказка Роберта Эггерса
«Ночная сучка»: оборотни в декрете
Нетипичный взгляд на послеродовую депрессию.
«Игра в кальмара»: гладиаторы в песочнице
Корейские «голодные игры» продолжаются.
Также рекомендуем
Пытаемся объять необъятное на фестивале, который дарит надежду.
Убойный процедурал или схематичная звёздная драма? Разбираемся.
Пытаемся объять необъятное на фестивале, который дарит надежду.
Убойный процедурал или схематичная звёздная драма? Разбираемся.

Последние новости

Умер Дэвид Линч
Культовому режиссёру-сюрреалисту было 78 лет.
Монументальный «Бруталист» получил новый трейлер
Взявший несколько наград на прошедшем «Золотом глобусе».
Warner Bros. поделилась логотипом «Супергёрл» в честь начавшихся съёмок
Её противником в фильме станет космический охотник Лобо.
00:00