«Взрослый сын»: как дебют про семейные отношения мирит зумеров с иксерами

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Взрослый сын», кадр: кинофестиваль «Короче»

В полнометражном конкурсе «Короче» в Калининграде состоялась премьера семейной драмы «Взрослый сын» от дебютанта Ивана Шкундова, прежде выступавшего монтажёром другого дебюта — «Вечной зимы» Николая Ларионова. «Взрослый сын» — история про утраченную коммуникацию внутри семьи и пропасть мировоззрений. В фильме яркая галерея портретов, хотя бы часть из которых наверняка срезонирует при просмотре, напомнив кого-то знакомого или даже родного. Подробнее о том, как «Взрослый сын» помогает выстроить диалог между разрозненными поколениями, рассказывает Валерия Косенко.

Разговор про разницу поколений — в кино и не только — зачастую ведётся в тоне или назидательном, или снисходительном. Одних журят за жертвенность и тягу к созависимостям, других — за инфантильность и безответственность. Что значат все эти брошенные упрёки в контексте жизнедеятельности и социализации, не интересует ни одних, ни других. Все пребывают в собственном контекстуальном вакууме, не желая проникнуть в миры друг друга. Громкие толки про дистанцию, как бездна разверзшуюся между зумерами и иксерами, оборачиваются бестолковой болтовнёй, ещё сильнее разводящей мосты между поколениями.

Однако бывает и по-другому. «Взрослый сын» формулирует проблему коммуникации через ненавязчивое изучение объекта наблюдения — так же, как главная героиня Маша (Дарья Михайлова) осторожно присматривается к будущему супругу Михаилу (Владислав Ветров): выслушивает жалобы на некогда близких людей, обрекших его на одиночество, терпит очередную оду своей жертвенности и другие нарциссические замашки. «Не делай добра — не получишь зла», — цинично говорит Михаил, пряча уязвлённое эго под маской христианского милосердия.

«Взрослый сын», кадр: кинофестиваль «Короче»

Паре уже сильно за 50, оба — успешные интеллигентные люди, у каждого за плечами собственная жилплощадь, гора опыта и взрослый сын на шее. Маша решает начать новую жизнь, разделив её с красиво ухаживающим за ней мужчиной, вскоре заявившим о себе как о будущем супруге. Впрочем, такой громкий статус Михаил получает путём, больше похожим на вымогательство, чем на романтический жест: в процессе праздника в присутствии друзей становится на колено, не оставляя Маше шанса взвесить своё решение. Признаваться в любви Михаил горазд всегда, однако как только речь заходит о чём-то менее риторическом и куда более приземлённом — раскрывается не с самой лучшей стороны. Особенно под прицелом третьего и самого неблагодарного наблюдателя — сына Димы (Кузьма Котрелёв). Вскоре совместная жизнь втроём под одной крышей окончательно открывает Маше глаза на необходимость важного и непростого шага.

Отчего Дима зол на отца, становится ясно только в финале, однако и это не объясняет ситуацию, в которой отношения родных людей могут дойти до такой степени безразличия. Дима игнорирует шаги к сближению, ведёт себя нарочито фривольно, отвергает любое вмешательство и не планирует становиться частью жизни отца, хоть и селится в его квартире за отсутствием альтернативы. Не столь сильны узы крови, как неумение выстраивать мостик друг к другу. Михаил вот уже много лет замкнут на мысли о предательстве, не желая посмотреть на прошлое под углом разделивших его с ним людей. Дима же не видит необходимости идти навстречу. Точные узнаваемые портреты, с редкой режиссёрской чуткостью перенесённые из жизни на экран, троекратно усиливают осознание гигантской пропасти, развернувшейся между членами одной родословной.

История многократно меняет фокус с одного персонажа на другого в зависимости от того, насколько герои расположены к вторжению камеры в их герметичный мир. Одиночество — понятие метафизическое, а не фактическое. И носит его в себе каждый по-разному. Одни ищут спасения в общении, даже если реплики отскакивают от собеседника, как мяч от стенки, другие, напротив, ограждаются, всеми фибрами источая осознанность своего уединения.

«Взрослый сын», кадр: кинофестиваль «Короче»

Иксеры вроде Маши и Михаила, привыкшие жить в созависимости с другими (родителями-инфантилами или детьми), бегут от одиночества как от огня, не понимая, что причина тому — зияющая пустота там, где должен гореть вечный очаг любви и уважения к себе. Режиссёр-дебютант Иван Шкундов нашёл для этого очень точную и всеми узнаваемую метафору — ужин: ритуал совместной трапезы, имеющий колоссальное значение для родителей, видящих в этом акт единения, и кощунственно обесцененный миллениалами и зумерами. Едва ли не в каждой семье еда — первая (и зачастую единственная) ласточка примирения после ссоры, незаменимый медиум в отношениях между родителями и детьми, для последних переросший в метафору независимости: вспомнить хотя бы диалог Маши с девушкой сына, заявляющей, что есть вне дома — не расточительство, а сама цель заработка.

Режиссёр формулирует проблему поколения на его же языке жестов: в том, как Маша расстраивается, встретив отказ сына присоединиться к ужину, заключена вся боль и растерянность от мысли остаться наедине с собой. Не прислуживать, не заботиться, не воспитывать, не окунаться в тревогу за другого, не искать спасения в сожительстве. А обратить взор внутрь. Со временем проявляется та отсутствующая в понимании истина, которой так не хватало для диалога: конфликты человека с окружающими — лишь проекция его внутренних конфликтов. Не желая открыть глаза на реальную причину собственного одиночества, Михаил на протяжении многих лет общался на языке обвинений, а Маша, глуша страхи оказаться полностью предоставленной самой себе, искала стороннего присутствия, даже если оно её не устраивало.

«Взрослый сын», кадр: кинофестиваль «Короче»

Однако важно то, как два мировоззрения могут благотворно влиять друг на друга. Забавно, как однажды миллениал Дима и сам обращается к гастрономическим аллегориям, описывая мачеху: «Курицу без чеснока готовит, что ещё сказать». Или то, какой важный урок извлекает Маша из поведенческой стратегии собственного ребёнка.

«Взрослый сын» — нежное кино полутонов без громких лозунгов и назиданий, прицельно стенографирующее печальную реальность разорванных социальных связей. Фильм лишён характерного мрачного налёта историй о дисфункциональных семьях — и, напротив, наделён естественным светом надежды на то, что всё, в том числе и близость, возможно выстроить заново, даже на руинах былого доверия.