«Высшее общество» — всё летит в дыру. В прокате новый фильм Клер Дени

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

До российских экранов добрался новый фильм великой француженки Клер Дени («Что ни день, то неприятности», «Белый материал», «Не могу уснуть»), в котором Жюльет Бинош и Роберт Паттинсон мчатся на космическом корабле в сторону загадочной чёрной дыры. КИНОТВ попросил проанонсировать это путешествие Зинаиду Пронченко.


Клер Дени не интересны никакие смыслы, кроме тех, что лежат на поверхности. Всё согласно набившей оскомину скороговорке соотечественников-экзистенциалистов: мы все умрём, человек человеку зверь, этот мир тлеет, как сигарета, вдох-выдох, что делать в паузе между затяжками. Но только Дени всё ещё способна выявить эротизм фатума и сексуальность отчаяния. Так что не надо ей тыкать Кубриком и Тарковским или, например, Кроненбергом, она сказывает о теле, а не о душе.

Её новый фильм российские прокатчики назвали «Высшее общество», хотя семеро главных героев тут, как обычно, парии всех мастей, и лишь новорождённая Уиллоу, за которой с удивительным для обречённого на смерть рвением ухаживает Монти (Роберт Паттинсон), пока ни в чём не провинилась.


«High Life» — клаустрофобная зарисовка на излюбленную режиссёром тему метафорической колонизации человеком природы, а значит, и другого человека, всегда заканчивающейся тотальной катастрофой. Собственно, «Высшее общество» — довольно прямолинейный сиквел (или, наоборот, приквел) «Что ни день, то неприятности». Как глупо из дня сегодняшнего выглядит мифология космоса 1960–70-х годов, ведь вся романтика и все ужасы, они здесь, на Земле. Нет ничего кроме нас самих, и никакой другой жизни не будет.

Приговорённые к высшей мере наказания за озвученные впроброс преступления трое мужчин и трое женщин заточены в теле космического корабля, неумолимо приближающегося к чёрной дыре. У этого death squad важная миссия — проверить реально существующую теорию физика Пенроуза: есть ли, как он считает, в воронке энергия невиданной силы. На корабле всем заправляет оголтелая феминистка Доктор Дибс (Бинош), современная Медея, укокошившая в порыве эмансипации своё потомство и теперь одержимая лишь одной идеей: размножением. Каждый день она заставляет мужчин мастурбировать в так называемой Fuckbox, каморке, оснащённой огромным черным дилдо, а полученной спермой безуспешно пытается оплодотворить заключённых-женщин. Стоит ли говорить, что у владеющих лишь языком насилия персонажей нет никакого шанса не то что продолжить род, но и даже выжить. Уже на вступительных титрах трупы космонавтов левитируют в открытом космосе под завораживающую музыку Стюарта Стейплса. Интерьеры и вся машинерия в «High Life» предсказуемо пропитаны духом ретро-sci-fi, даже участие Олафура Элиссона никак не повлияло на лапидарный дизайн отсеков и камер.


Космос интересует Дени постольку поскольку, в конце концов, и в далёких галактиках человек остаётся человеком, ест, пьёт, совокупляется, спит, в редкие свободные от этих занятий минуты также тяготится мороком будней. Единственная разница — на Земле, задумавшись, человек смотрит в небо, а в небе, наоборот, ищет взглядом породившую его Землю.

Камера ощупывает героев, чуть ли не ползает по их лицам и телам, как будто снимает посмертную маску, с другой стороны, почему как будто, ведь уже в начале фильма все мертвы, и маховик нарратива раскручивается обратно лишь для того, чтобы уточнить, как именно погиб тот или иной участник эксперимента.

«High Life» — самое депрессивное, самое токсичное творение Дени, это кино страшно смотреть, кажется, что от каждой сцены, от каждого плана идут ядовитые испарения. Так пахнет безысходность, она заразна и неизлечима. Но она возбуждает.


Читайте также
От печали до радости: «Квадрат» и «Чердак-андеграунд»
В апреле в Москве пройдут премьеры двух отечественных документальных фильмов — «Квадрат» Анатолия Иванова (6 и 13 апреля, ЦДК) и «Чердак-андегр...
Кладбище домашних животных: Погладь кота
В прокат вышла повторная экранизация одного из главных хорроров Стивена Кинга «Кладбище домашних животных» — ровно через тридцать лет после пер...
Молот и горяч. «Папа, сдохни» — самый кровавый и смешной русский фильм года
На российских экранах «Папа, сдохни» — дебют 29-летнего Кирилла Соколова, сходу взявшего главный приз на фестивале «Окно в Европу» и ...
«Дамбо» Тима Бёртона: о теле, для ушей
В российском прокате новый и, наверное, самый амбициозный ребут классического мультфильма от Disney — «Дамбо» Тима Бёртона, объединивший в...
«И что, это — всё?» В прокат выходит «Пляжный бездельник»
Автор «Гуммо» и «Отвязных каникул», сценарист «Деток» и «Кен Парка» Хармони Корин представляет новый фильм «Пляжный бездельник», в котором Мэтт...
Феномен китайского аниме: «Хрустальное небо вчерашнего дня»
С 14 марта в ограниченном, но оттого лишь более притягательном российском прокате — китайское (внезапно) аниме с поэт...
Также рекомендуем
Берлинский фестиваль развивается в формате фейсбучного дискурса. Отдав первый день 
политическому манифесту в картинках...
В российский прокат выходит фильм открытия Венецианского кинофестиваля — «Правда» Хирокадзу Корээды с сау...
Рассказываем про французский ремейк японского фильма «Зомби одним планом!».
Максим Ершов рассказывает, почему не впечатлился новой работой Дени.
Берлинский фестиваль развивается в формате фейсбучного дискурса. Отдав первый день 
политическому манифесту в картинках...
В российский прокат выходит фильм открытия Венецианского кинофестиваля — «Правда» Хирокадзу Корээды с сау...
Рассказываем про французский ремейк японского фильма «Зомби одним планом!».
Максим Ершов рассказывает, почему не впечатлился новой работой Дени.

Последние новости

«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
«Дюна: Пророчество» показывает хорошие результаты просмотров
На второй день с премьеры сериала просмотры выросли на 75%.
Блейк Лайвли сильно повлияла на концовку «Дэдпула и Росомахи»
Актриса привнесла идею чуть более драматичного финала.
00:00