«Все совпадения неслучайны»: Альфонсо Куарон рушит жизнь Кейт Бланшетт в своём первом сериале

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Все совпадения неслучайны», Apple TV+

11 октября на Apple TV+ выходит «Все совпадения неслучайны» — первый сериал в карьере оскароносного мексиканца Альфонсо Куарона. Проект основан на одноимённом романе британской писательницы Рени Найт, вышедшем в 2015 году. А премьера первых четырёх эпизодов состоялась на 81-м Венецианском кинофестивале. И это совпадение локации релиза с сюжетом сериала, частично разворачивающимся в Италии, тоже неслучайно. Кинокритик Елена Зархина посмотрела проект целиком и рассказывает, почему это одна из лучших работ в карьере всех к нему причастных.

В оригинале сериал, как и роман Найт, называется «Дисклеймер», и этот термин лучше и глубже определяет содержание истории. Значение термина звучит так: «Письменный отказ от ответственности за возможные деликатные последствия того или иного поступка в результате действий заявившего данный отказ, либо третьих лиц». Проще говоря: создавший некий контент или текст человек снимает с себя всякую ответственность за возможные последствия, причинённые его работой другим.

«Все совпадения неслучайны», Apple TV+

Дисклеймер как предупреждение звучит и в первые минуты сериала Куарона — во время торжественного вечера реальная журналистка Кристиан Аманпур произносит со сцены: «Будьте внимательны к содержанию материала и его форме». А затем вручает награду за карьерные достижения уже вымышленной документалистке Кэтрин (Кейт Бланшетт). Из зала на неё влюблёнными глазами смотрит муж Роберт (в редкой для себя драматической роли Саша Барон Коэн). А дома их ждёт сын-подросток Николас (Коди Смит-Макфи).

И пока коллеги чествуют Кэтрин за рассказанные ею реальные истории в статусе уважаемой документалистки, сама она становится героиней чужой вымышленной книги. Так рождается вторая сюжетная линия — история одинокого вдовца Стивена (Кевин Клайн). Его жена Нэнси (Лесли Мэнвилл) умерла от рака девять лет назад, а за несколько лет до этого при трагических обстоятельствах за границей погиб их единственный сын Джонатан (Луис Патридж). И боль от этой утраты оказалась так велика, что кажется, будто с сыном умерла огромная часть и родительских сердец. Однажды, разбирая вещи усопшей жены, Стивен находит написанный ею манускрипт и фотографии порнографического характера. В рукописи под названием «Идеальный незнакомец» речь идёт о том, как погиб их сын Джонатан в Венеции. А ещё о том, что предшествовало трагедии и что привело к ней. На фотографиях же — молодая Кэтрин (Лейла Джордж), которую Нэнси в тексте обвиняет в гибели сына.

«Все совпадения неслучайны», Apple TV+

Шокированный тайником жены и написанным ею романом Стивен, недолго думая, решает действовать. Он публикует книгу под собственным именем, и она в миг становится литературной сенсацией. Затем отправляет копии Кэтрин и её мужу (вместе с книгой Роберт получает и никогда не виденные им откровенные снимки с участием жены и тоже перестаёт ощущать почву под ногами). А под обложкой роман, вопреки расхожему предупреждению о выдуманности героев и случайности всех совпадений, предупреждает читателя об обратном: «Все совпадения неслучайны». С этого момента жизнь героев летит под откос.

Британская писательница Рени Найт до старта литературной карьеры сама проработала много лет в журналистике: снимала сюжеты для BBC и Channel Four. А потому опыт рассказчика, доносящего информацию, которую он рискует частично исказить, ей хорошо знаком. И если вся наша жизнь построена на том, как мы взаимодействуем друг с другом через рассказываемые истории, почему бы не разобраться в том, как мы видоизменяем объективную правду своими субъективными оценками? Из этого замысла в 2015 году родилась дебютная книга Найт. А спустя почти десять лет за её адаптацию взялся Альфонсо Куарон — пятикратный оскаровский лауреат, прежде никогда не снимавший сериалы.

Замахнуться на семиступенчатую историю (шоу состоит из семи серий, которые сам постановщик называет главами) было страшно. Куарон настаивал, что никогда не работал с большой формой и был уверен, что ему, 62-летнему режиссёру и сценаристу, поздно учиться. К счастью, интерес к адаптации «Дисклеймера» оказался сильнее профессионального страха. Заручившись поддержкой своего верного амиго и постоянного оператора Эммануэля Любецки, а также его коллеги Брюно Дельбоннеля («Амели», «Гарри Поттер и Принц-полукровка»), Куарон приступил к экранизации сложнейшего текста о том, как иллюзорна правда и как искажение фактов может необратимо разрушить человеческие жизни, подобно карточному домику.


Тандем операторов Любецки и Дельбоннеля порождает головокружительный визуальный ряд, с которым беззастенчиво экспериментирует Куарон.

«Все совпадения неслучайны», Apple TV+

В сериале камера может агрессивно наводить зум (и только в финальном эпизоде станет понятно, почему она так стремится приблизиться к героям, словно желая залезть к ним под кожу). А может начать расшатываться из стороны в сторону, как при землетрясении, — это несколько грубое, но иммерсивное отражение того, как пошатнулся мир героев, лишившихся земного притяжения. И пусть буквальных природных катаклизмов в сюжете не происходит, всё происходящее героями ощущается именно так: мир осыпается, как Помпеи после извержения Везувия. В налаженную жизнь персонажей проникает неконтролируемая сила, спящий десятилетиями «вулкан», от пробуждения которого никому не спастись.

А ещё в кадре много слепящего солнечного света во всех его оттенках: от терракотового заката до нежно-розового рассвета ещё спящего Лондона. «Солнце светило, словно ничего не случилось», — констатирует герой Клайна после того, как нечто ужасное всё же произошло. Солнце в сериале — не безучастное небесное светило, равнодушное к земным трагедиям. Напротив, подобно огромному театральному прожектору, оно то озаряет всё вокруг, подсвечивая растерянных героев, то «сбегает» из кадра, погружая мир во мрак, по которому те одиноко блуждают.

И если форма, о которой нас предупреждала в начале Аманпур, очаровывает, содержание вызывает невероятную палитру противоречивых чувств. «Все совпадения неслучайны» — самый откровенный и провокационный проект Куарона со времён его прогремевшей драмы «И твою маму тоже». Начинается сериал со сцены секса в поезде между Джонатаном и его девушкой, с которой он отправился на каникулы в Италию. Когда же любимая срочно вынужденно вернётся домой и он познакомится с молодой Кэтрин, отдыхающей вместе с маленьким сыном в той же гостинице, между ними состоится запредельно эротичная сцена разговора, посвящённого фантазии юноши на тему секса с Кайли Миноуг (на дворе 90-е, и мир пока одержим только одной Кайли). А потом будет долгая и подробная сцена секса между Джонатаном и Кэтрин. А потом ещё одна, и ещё.


Но эта откровенность и эротизм на грани нужны Куарону для того, чтобы ввести зрителя в максимальное заблуждение.

«Все совпадения неслучайны», Apple TV+

Увиденное на экране вплоть до финальной серии — версия истории Нэнси, её фантазия на тему. Она домыслила пережитый сыном опыт встречи с Кэтрин со своей материнской позиции — то есть человека, всегда оправдывающего ребёнка. Но что, если всё увиденное нами — неправда? И что, если разрушенная жизнь Кэтрин — не справедливая кара за содеянное (так она комментирует книгу, после того как её вырвало от прочитанного)? Что, если мы смотрим так пристально с этим взбесившимся зумом Куарона, но не видим главного?

Очевидная и важнейшая параллель «Дисклеймера» — с романом «Часы» Майкла Каннингема, который был экранизирован Стивеном Долдри в 2002 году (роль писательницы Вирджинии Вульф принесла Николь Кидман «Оскар»). Это была история про трёх женщин из разных эпох: писательницу, героев её книги и читателей. В сериале герои книги тоже оживают (в настоящем или флешбэках из прошлого) и вступают в контакт с автором произведения. Их жизни невольно сливаются в одну, а судьбы катастрофически меняются под воздействием друг друга.

Куарон создаёт ошеломительный проект, который важно досмотреть до самого конца, — сериал совершит много неожиданных сюжетных поворотов и поразит своим финалом. С хладнокровием матёрого хирурга постановщик режет по живому: шоу проливает немало крови и слёз, прежде чем достигнет вожделенного катарсиса. Его просмотр сложно назвать приятным (и не говорите, что вас не предупреждали): он намеренно дискомфортен, неуютен, местами отталкивающ. Это напоминает процесс исцеления после ожогов — новые ткани на месте старых ран возникают с болью, оставляя шрамы. Но ты точно будешь жить.

«Все совпадения неслучайны», Apple TV+

Жизнь самих героев до последнего напоминает затянувшийся кошмар, от которого им трудно пробудиться. Но в финале экран вновь залит слепящим солнечным светом: мрак отступил, новый день рождён, а с ним и надежда на то, что черновик рукописи старой жизни можно попробовать переписать начисто. И если получится быть честным с собой — каждое слово в нём будет правдой.

Читайте также
Отныне я сам судья и палач: удалась ли новая экранизация «Графа Монте-Кристо»
Новое прочтение трагедии героя в духе восхождения французского Бэтмена.
Также рекомендуем
Детективные сериалы, основанные на реальных событиях.
Актриса, которой больше всех на свете идут веснушки, сегодня празднует день рождения. Бледная кожа, рыжие в...
Самые ожидаемые шоу сезона, которые нельзя пропускать.
Алексей Васильев собирает каст для пяти киноисторий.
Детективные сериалы, основанные на реальных событиях.
Актриса, которой больше всех на свете идут веснушки, сегодня празднует день рождения. Бледная кожа, рыжие в...
Самые ожидаемые шоу сезона, которые нельзя пропускать.
Алексей Васильев собирает каст для пяти киноисторий.

Последние новости

Микки, Шрек и три кота: выбираем компанию на новогодние праздники
Предновогодняя порция ностальгии с персонажами детства.
«Ночная сучка» с Эми Адамс выйдет на Hulu 27 декабря
За эту роль актриса номинирована на «Золотой глобус».
Второй сезон «Кибердеревни» выйдет осенью 2025 года
А специальный новогодний выпуск — уже в это воскресенье.
Сериал «Дюна: Пророчество» продлён на второй сезон
Финал первого сезона выйдет на этой неделе.
00:00