Венеция 2024: «Битлджус Битлджус» — преступление и наказание в аду

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Если ад на самом деле таков, каким показал его Тим Бёртон в новом фильме «Битлджус Битлджус», то нет ничего зазорного в том, чтобы хотеть туда попасть. Картина открыла 81-й Венецианский кинофестиваль и создала первым зрителям правильное настроение на весь период, что длится Мостра. Поколение постарше сравнило картину с фильмом «Битлджус» 1988 года и осталось довольно — те же эмоции и даже больше 36 лет спустя. А для приверженцев русской культуры и автора статьи Сусанны Альпериной особенно отрадным было то, что молодое поколение в фильме — Астрид в исполнении Дженны Ортеги и её приятель (Артур Конти) — зачитывается «Преступлением и наказанием» (причём Астрид перечитала три раза), цитирует эту книгу, и Достоевский играет важную роль в одном из ключевых эпизодов картины.

Автор этих строк, совершая долгий перелёт в Венецию, выбрала для просмотра в самолёте новых «Охотников за привидениями» (полное название — «Охотники за привидениями: Леденящий ужас» Гила Кинана) и поняла, что призракам верить нельзя, а уж дружить с ними и влюбляться в них — тем более. Знание это оказалось не лишним при просмотре нового фильма Тима Бёртона «Битлджус Битлджус». Однако бывают и исключения из правил.

Если какая-то картина и внесла свою лепту в Год семьи, то это она! Три поколения женщин, Лидия Дитц (Вайнона Райдер), телезвезда шоу про призраков, её мама Делия (Кэтрин О’Хара), художница, королева видеоарта, и дочь Астрид (Дженна Ортега), подросток, трудный во всех отношениях, собираются все вместе по печальному поводу. Со времени первого фильма «Битлджус» прошло лет 40: знакомые герои подросли и изменились. Киноманам все они о многом напоминают. А Дженна Ортега непосредственно продолжает играть Уэнсдей, но в других обстоятельствах. Печальный повод: из жизни ушёл муж Лидии Чарльз. Как выясняется, ушёл не случайно. Загробный мир существует и продолжает влиять на реальный. Это понимают все, кроме Астрид: девочка свято верит в науку и отказывается принимать призраков как данность. И кроме представительного красавца Рори (Джастин Теру). Действие происходит накануне Хеллоуина. Лидия зачем-то согласилась выйти замуж за Рори и даже посещает с ним психотерапевта для пар.

«Битлджус Битлджус», Warner Bros. Pictures

Тем временем в мире призраков гораздо веселее, чем в мире людей (показательный диалог в картине: «“Смерть тяжела”. — “Жизнь тяжелее”»). Там есть полицейский (Уиллем Дефо), который при жизни был актёром в плохих боевиках. У него в подчинении целый призрачный отряд и секретарши — одна демоничнее другой. Моника Беллуччи предстаёт перед зрителем в шикарном образе пожирательницы душ Делорес. Её героиня собирает себя буквально по кусочкам и склеивает части тела степлером. Бёртон во всех своих картинах не оставляет без должного внимания образ мёртвой невесты. И вот она Делорес — бывшая жена Битлджуса, выкравшая свадебное платье из химчистки в загробном мире и выкрасившая его в чёрный цвет. Стоит отметить, инфернальная роль парадоксальным образом вдохнула в Беллуччи новую творческую жизнь на территории хорроров по примеру Деми Мур, которая после стольких лет устоявшейся карьеры внезапно снова стала открытием благодаря «Субстанции» — правда, не в Венеции, но в Каннах.

Сам Битлджус (Майкл Китон) неплохо себя чувствует, разве что ему слегка одиноко. Но с ним рядом верный Боб (маленькая голова, гигантский костюм — прекрасная и точная аллегория офисного планктона).

Кто смотрел фильм 1988 года, помнит, что стоит трижды произнести «Битлджус», как он немедленно появится. И момент настаёт. И Лидия, и Делия сами не верят, что они это делают, но, похоже, обстоятельства их вынуждают. А зритель этому и рад. Границы между мирами стираются, и герои начинают путешествовать туда и обратно, решая по ходу свои личные проблемы. Всё это весьма увлекательно. Недостаток у зрелища всего один — Кэтрин О’Хара практически весь фильм не меняет выражение лица. Впрочем, а вдруг так было задумано?

«Битлджус Битлджус», Warner Bros. Pictures

«Битлджус 2» подкупает зрителя смешением жанров — тут и анимация, и историческая хроника, и мюзикл. Музыкальных номеров немного, но такие, что не забудешь. Чувство юмора — также то, что располагает к новому фильму Бёртона даже самого заядлого скептика. В этом фильме Warner Bros. шутит над Disney. И делает такую пародию на обе части новой «Дюны», что вряд ли забудешь. При этом всё продумано и выверено — и вступительные, и финальные титры погружают в мистику, даже уверовавший в науку почувствует себя как в потустороннем мире. При этом те, кто смотрит кино через призму ремесла, а не эмоций, не смогут не оценить размах фантазии Бёртона — один кадр с псом на вентиляторе чего стоит. А он лишь в начале фильма. Но и утончённого вкуса ему не занимать. Например, костюм Марии Кюри у Астрид на Хеллоуин — хочется спросить, кто это придумал, как сами мысли пришли в голову.

У фильма со зрителем случится некороткое замыкание — как в ещё одном эпизоде картины с персонажем Дэнни ДеВито. А как не оценить находку Бёртона, изображающего в аду Поезд Душ. Ей-богу, кажется, что одно из двух: либо этот творец пьёт какие-то стимуляторы фантазии, либо он невероятно одарён. Конечно же — второе. Есть порох в пороховницах у автора, даже если противоположное впечатление могло сложиться у зрителей после «Уэнсдей».

«Битлджус Битлджус», Warner Bros. Pictures

Но, что любопытно, для тех, кто любит из каждого фильма выносить мораль, как из классической басни, также припасён богатый материал. В сухом остатке «Битлджус 2» расскажет о том, как справляться с травмами прошлого, тем более если травма отдельно взятого человека влияет на всех близких, кто рядом с ним. Только не подумайте, что опыт от просмотра первого «Битлджуса» подразумевается как травматичный. Ни в коем случае: старый фильм — находка для психотерапевта в том смысле, что может излечить любого, помешанного на мистике. А новый фильм Бёртона — находка вдвойне. Вполне возможно, его стоит показывать с целью терапевтической, целительной. А тем, у кого душевных проблем нет, смотреть рекомендуется для профилактики. Дольше смотришь — здоровее психически будешь.

В завершение отдельное спасибо от автора этих строк — журналиста и блогера — Тиму Бёртону за сцену с инфлюенсерами, которых в прямом смысле слова поглощают мобильные телефоны. Станет мемом — к паранормальной гадалке не ходи.

Фильм «Битлджус Битлджус» показали на Венецианском кинофестивале вне конкурса. В прокат в США картина выйдет уже 6 сентября.

Читайте также
«Виды доброты» Йоргоса Лантимоса: три причины себя ненавидеть
Странный киноальманах от «странного» грека.
«Чужой: Ромул» с Кейли Спейни: мы не можем жить без солнца
Достойное продолжение великой хоррор-франшизы.
«Идеальный лжец»: локдаун с саблезубым тигром
Рассказываем, почему фильм заслуживает стать зрительским хитом на все времена.
«Ворон»: сентиментальная экшен-баллада для грустных
Разбираемся, какой получилась современная адаптация культового комикса.
«Директор фотографии»: развернуть камеру на 180 и научиться видеть кино
Дарья Колокольцева рассказывает, чем её заворожило кино об операторской работе.
Также рекомендуем
Странный киноальманах от «странного» грека.
Алексей Филиппов вспомнил несколько случаев, когда WB или их коллеги изводили именитых режиссёров правками.
Невероятные приключения Беллы в жутковатом мире.
25 августа юбилей отмечает один из главных сказочников мирового кинематографа Тимоти Уолтер Бёртон — авто...
Странный киноальманах от «странного» грека.
Алексей Филиппов вспомнил несколько случаев, когда WB или их коллеги изводили именитых режиссёров правками.
Невероятные приключения Беллы в жутковатом мире.
25 августа юбилей отмечает один из главных сказочников мирового кинематографа Тимоти Уолтер Бёртон — авто...

Последние новости

Съёмки сиквела «Дьявол носит Prada» начнутся в ноябре
Мэрил Стрип и Энн Хэтэуэй вернутся к своим ролям.
Сериалы сентября-24: гид Татьяны Алёшичевой
От детектива с Николь Кидман, через Пингвина с Агатой и до Никиты Кологривого.
Пьер Ришар, Луи де Фюнес и Жан Рено штурмуют KION
«Папаши», «Невезучие», «Подземка» будут доступны в онлайн-кинотеатре.   &...
00:00