Венеция 2024: «Битлджус Битлджус» — преступление и наказание в аду

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Если ад на самом деле таков, каким показал его Тим Бёртон в новом фильме «Битлджус Битлджус», то нет ничего зазорного в том, чтобы хотеть туда попасть. Картина открыла 81-й Венецианский кинофестиваль и создала первым зрителям правильное настроение на весь период, что длится Мостра. Поколение постарше сравнило картину с фильмом «Битлджус» 1988 года и осталось довольно — те же эмоции и даже больше 36 лет спустя. А для приверженцев русской культуры и автора статьи Сусанны Альпериной особенно отрадным было то, что молодое поколение в фильме — Астрид в исполнении Дженны Ортеги и её приятель (Артур Конти) — зачитывается «Преступлением и наказанием» (причём Астрид перечитала три раза), цитирует эту книгу, и Достоевский играет важную роль в одном из ключевых эпизодов картины.

Автор этих строк, совершая долгий перелёт в Венецию, выбрала для просмотра в самолёте новых «Охотников за привидениями» (полное название — «Охотники за привидениями: Леденящий ужас» Гила Кинана) и поняла, что призракам верить нельзя, а уж дружить с ними и влюбляться в них — тем более. Знание это оказалось не лишним при просмотре нового фильма Тима Бёртона «Битлджус Битлджус». Однако бывают и исключения из правил.

Если какая-то картина и внесла свою лепту в Год семьи, то это она! Три поколения женщин, Лидия Дитц (Вайнона Райдер), телезвезда шоу про призраков, её мама Делия (Кэтрин О’Хара), художница, королева видеоарта, и дочь Астрид (Дженна Ортега), подросток, трудный во всех отношениях, собираются все вместе по печальному поводу. Со времени первого фильма «Битлджус» прошло лет 40: знакомые герои подросли и изменились. Киноманам все они о многом напоминают. А Дженна Ортега непосредственно продолжает играть Уэнсдей, но в других обстоятельствах. Печальный повод: из жизни ушёл муж Лидии Чарльз. Как выясняется, ушёл не случайно. Загробный мир существует и продолжает влиять на реальный. Это понимают все, кроме Астрид: девочка свято верит в науку и отказывается принимать призраков как данность. И кроме представительного красавца Рори (Джастин Теру). Действие происходит накануне Хеллоуина. Лидия зачем-то согласилась выйти замуж за Рори и даже посещает с ним психотерапевта для пар.

«Битлджус Битлджус», Warner Bros. Pictures

Тем временем в мире призраков гораздо веселее, чем в мире людей (показательный диалог в картине: «“Смерть тяжела”. — “Жизнь тяжелее”»). Там есть полицейский (Уиллем Дефо), который при жизни был актёром в плохих боевиках. У него в подчинении целый призрачный отряд и секретарши — одна демоничнее другой. Моника Беллуччи предстаёт перед зрителем в шикарном образе пожирательницы душ Делорес. Её героиня собирает себя буквально по кусочкам и склеивает части тела степлером. Бёртон во всех своих картинах не оставляет без должного внимания образ мёртвой невесты. И вот она Делорес — бывшая жена Битлджуса, выкравшая свадебное платье из химчистки в загробном мире и выкрасившая его в чёрный цвет. Стоит отметить, инфернальная роль парадоксальным образом вдохнула в Беллуччи новую творческую жизнь на территории хорроров по примеру Деми Мур, которая после стольких лет устоявшейся карьеры внезапно снова стала открытием благодаря «Субстанции» — правда, не в Венеции, но в Каннах.

Сам Битлджус (Майкл Китон) неплохо себя чувствует, разве что ему слегка одиноко. Но с ним рядом верный Боб (маленькая голова, гигантский костюм — прекрасная и точная аллегория офисного планктона).

Кто смотрел фильм 1988 года, помнит, что стоит трижды произнести «Битлджус», как он немедленно появится. И момент настаёт. И Лидия, и Делия сами не верят, что они это делают, но, похоже, обстоятельства их вынуждают. А зритель этому и рад. Границы между мирами стираются, и герои начинают путешествовать туда и обратно, решая по ходу свои личные проблемы. Всё это весьма увлекательно. Недостаток у зрелища всего один — Кэтрин О’Хара практически весь фильм не меняет выражение лица. Впрочем, а вдруг так было задумано?

«Битлджус Битлджус», Warner Bros. Pictures

«Битлджус 2» подкупает зрителя смешением жанров — тут и анимация, и историческая хроника, и мюзикл. Музыкальных номеров немного, но такие, что не забудешь. Чувство юмора — также то, что располагает к новому фильму Бёртона даже самого заядлого скептика. В этом фильме Warner Bros. шутит над Disney. И делает такую пародию на обе части новой «Дюны», что вряд ли забудешь. При этом всё продумано и выверено — и вступительные, и финальные титры погружают в мистику, даже уверовавший в науку почувствует себя как в потустороннем мире. При этом те, кто смотрит кино через призму ремесла, а не эмоций, не смогут не оценить размах фантазии Бёртона — один кадр с псом на вентиляторе чего стоит. А он лишь в начале фильма. Но и утончённого вкуса ему не занимать. Например, костюм Марии Кюри у Астрид на Хеллоуин — хочется спросить, кто это придумал, как сами мысли пришли в голову.

У фильма со зрителем случится некороткое замыкание — как в ещё одном эпизоде картины с персонажем Дэнни ДеВито. А как не оценить находку Бёртона, изображающего в аду Поезд Душ. Ей-богу, кажется, что одно из двух: либо этот творец пьёт какие-то стимуляторы фантазии, либо он невероятно одарён. Конечно же — второе. Есть порох в пороховницах у автора, даже если противоположное впечатление могло сложиться у зрителей после «Уэнсдей».

«Битлджус Битлджус», Warner Bros. Pictures

Но, что любопытно, для тех, кто любит из каждого фильма выносить мораль, как из классической басни, также припасён богатый материал. В сухом остатке «Битлджус 2» расскажет о том, как справляться с травмами прошлого, тем более если травма отдельно взятого человека влияет на всех близких, кто рядом с ним. Только не подумайте, что опыт от просмотра первого «Битлджуса» подразумевается как травматичный. Ни в коем случае: старый фильм — находка для психотерапевта в том смысле, что может излечить любого, помешанного на мистике. А новый фильм Бёртона — находка вдвойне. Вполне возможно, его стоит показывать с целью терапевтической, целительной. А тем, у кого душевных проблем нет, смотреть рекомендуется для профилактики. Дольше смотришь — здоровее психически будешь.

В завершение отдельное спасибо от автора этих строк — журналиста и блогера — Тиму Бёртону за сцену с инфлюенсерами, которых в прямом смысле слова поглощают мобильные телефоны. Станет мемом — к паранормальной гадалке не ходи.

Фильм «Битлджус Битлджус» показали на Венецианском кинофестивале вне конкурса. В прокат в США картина выйдет уже 6 сентября.

Читайте также
«Виды доброты» Йоргоса Лантимоса: три причины себя ненавидеть
Странный киноальманах от «странного» грека.
«Чужой: Ромул» с Кейли Спейни: мы не можем жить без солнца
Достойное продолжение великой хоррор-франшизы.
«Идеальный лжец»: локдаун с саблезубым тигром
Рассказываем, почему фильм заслуживает стать зрительским хитом на все времена.
«Ворон»: сентиментальная экшен-баллада для грустных
Разбираемся, какой получилась современная адаптация культового комикса.
«Директор фотографии»: развернуть камеру на 180 и научиться видеть кино
Дарья Колокольцева рассказывает, чем её заворожило кино об операторской работе.
Также рекомендуем
25 августа юбилей отмечает один из главных сказочников мирового кинематографа Тимоти Уолтер Бёртон — авто...
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях.
День пятый на Потсдамер-плац, Зинаида Пронченко ругает Абеля Феррару и благоволит истории Дельпина и Керверна. Ил...
Карина Назарова заглядывает в его готичные закоулки.
25 августа юбилей отмечает один из главных сказочников мирового кинематографа Тимоти Уолтер Бёртон — авто...
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях.
День пятый на Потсдамер-плац, Зинаида Пронченко ругает Абеля Феррару и благоволит истории Дельпина и Керверна. Ил...
Карина Назарова заглядывает в его готичные закоулки.

Последние новости

Сталкинг и Юлия Снигирь: триллер, сай-фай и экзистенциальная драма на «Новом сезоне — 2024»
Кивки в сторону «Гарри Поттера», танцевальная терапия и подростковая жестокость.
00:00