Спустя всего пару недель после премьеры на Венецианском кинофестивале в российский прокат выходит «Великая ирония» — пятидесятый полнометражный фильм мастодонта американского кинематографа Вуди Аллена. Юлия Салихова рассказывает, как опальному режиссёру удалось рассмешить публику полуторачасовым анекдотом про мужа-оленя.
Обворожительная Фанни (Лу де Лааж) явно скучает в браке: ни светские вечера, ни загородные уикенды в компании богатого мужа Жана (Мельвиль Пупо) не вызывают у неё интереса. Всё меняется, когда однажды по пути на работу она встречает бывшего одноклассника Алена (Нильс Шнайдер). В школьные годы тот был от неё без ума, а сейчас убеждён, что их встреча отнюдь не случайна. Навязчивый поклонник быстро завоёвывает сердце девушки французской поэзией, сэндвичами в парке и вином по акции. То, что начинается как лёгкая интрижка, перерастает в бурный роман. Вскоре ревнивый муж начинает подозревать свою трофейную жену в измене. С учётом того, что один из его бизнес-партнёров исчез при загадочных обстоятельствах, судьба героя-любовника кажется незавидной.
«Великая ирония» — пятидесятый полнометражный фильм Вуди Аллена. Это не первая работа постановщика во Франции, но первая на французском языке и с французскими актёрами. Интересно, что сам Аллен не говорит по-французски. Написанный им сценарий был переведён для местных актёров, а на съёмочной площадке рядом с ним всегда находилась франкоязычная ассистентка. По собственным признаниям, режиссёр не понимал практически ни слова из уст исполнителей и ориентировался на внутреннее ощущение «верю/не верю». Что ж, можно сказать, чутьё его не подвело — со своей задачей актёры справились блестяще.
Ни для кого не секрет, что выбор локации и всех сопутствующих обусловлен не только любовью режиссёра к европейскому кино, но и «отменой» на родине из-за скандальных обвинений в насилии, правдивость которых сам Аллен, однако, отрицает. Во Франции к фигуре постановщика отнеслись более благосклонно, удалось даже получить финансирование. Впрочем, на Венецианском кинофестивале «Великую иронию» ждал неоднозначный приём. Перед премьерой фильм пытались бойкотировать активисты, но в конечном счёте показ завершился пятиминутными овациями.
Будет ли лента последней в карьере режиссёра — вопрос пока открытый. Есть основания полагать, что «Великая ирония» может стать финальной точкой в фильмографии американского автора. Причин на это сразу несколько: возраст, трудности с поиском финансирования, недовольство новой моделью проката. Если так, то «Великая ирония» — не самый плохой способ попрощаться. Фильм, конечно, не то чтобы триумфален. Но тут, как говорится, никто не вудиален.
«Великая ирония» выглядит как самая типичная европейская комедия, но фирменный почерк Аллена всё равно легко узнаваем. По сути, юбилейная работа 87-летнего режиссёра миксует уже созданные им шедевры. Новую алленовскую картину успели окрестить французской версией его же «Матч поинта». Здесь тоже всё решает его величество случай. Пожалуй, главное отличие в том, что фильм с британскими актёрами жанрово относится скорее к напряжённому триллеру, а его франкоязычный собрат — к чёрной комедии.
В пересказе «Великая ирония» звучит как анекдот про мужа-оленя. Вуди Аллен рассказывает вроде бы обычную историю об адюльтере, но завершает её блестящим панчлайном в духе абсурдных французских комедий. Помимо параллелей с «Матч поинтом», в ленте прослеживаются вайбы «Загадочного убийства в Манхэттэне» и «Полночи в Париже». При этом постановщика сложно винить во вторичности. Даже с учётом самоцитирования и повторов новый фильм автора выглядит вполне оригинально и смотрится с большим интересом.