
Возобновившийся сериал «Шершни» показал уже три эпизода третьего сезона. Что происходит с девчоночьей футбольной командой, застрявшей в канадских лесах, а также спустя 25 лет после спасения, разбирается киножурналист Татьяна Шорохова.
Первая загадка сериала «Шершни»: кто та девушка, которая бежит по снегу в начале первой серии первого сезона? Брюнетка с длинными волосами падает в яму, начинённую кольями, умирает, а за ней наблюдает девушка в странной маске и розовых кроссовках. Вторая загадка — что стало с этой девушкой? Переформулируем: что такого страшного случилось в канадских лесах, где потерпел крушение самолёт, перевозивший футбольную команду американских школьниц? Есть и третий вопрос: как девушек нашли?
Прошли три серии третьего сезона, и у нас есть ответ только на второй вопрос: её съели.
Первая серия третьего сезона привлекла чуть больше 2 миллионов подписчиков канала Showtime и платформы Paramount+. Это ненамного больше, чем у премьерного эпизода второго сезона, но есть нюанс: в марте 2023-го, когда стартовало продолжение, у Showtime была своя стриминг-платформа, и только позже проекты канала стала показывать Paramount+, чья аудитория несравнимо больше. Полезные знания, чтобы понимать интерес к «Шершням». Зрители всё ещё ждали ответа на вопрос номер один и надеялись, что решительная Натали (Джульетт Льюис) выживет, несмотря на приличную дозу фенобарбитала, полученную от милашки с прибабахом Мисти (Кристина Риччи). По всей видимости, контракт с Льюис заключить не удалось, и её героиню отправили в сырую землю.

«Шершни» с каждым сезоном всё больше напоминают сериал «Остаться в живых». Тоже самолёт, тоже группа людей, тоже место со своими странностями. Один из продюсеров сериала, режиссёр Джей Джей Абрамс, слишком любит mystery box, образный ящик, в котором находится некая загадка, являющая собой бесконечный потенциал для сторителлинга. Тайна — катализатор воображения, она важнее знания, и вот так «Остаться в живых» удалось продержать зрителя у экранов 121 серию, или шесть сезонов. Кажется, «Шершни» столько не продержатся. Для начала, у них слишком мало героинь. Из команды выживают несколько девчонок, но мы пристально следим не за всеми. Создатели перемещаются из 1996 года в 2021-й, когда спустя 25 лет травмированные героини снова находят друг друга, когда в их прошлом кто-то начинает копаться.
С первого сезона сериал занимался исследованием подростковых отношений, параллельно заставляя зрителя лицезреть, что происходит со взрослыми людьми, попавшими в юности в сложнейшую стрессовую ситуацию. Это интересный концепт, однако современное телевидение всё так же полагается на рейтинги, и есть шанс надоесть зрителю, поскольку ничего особенного в третьем сезоне пока не происходит.
Согласно первому сезону, девушек спасли через 19 месяцев после крушения, но за это время они успели пережить суровую канадскую зиму и, судя по всему, попрощаться со своими кукухами. Под действием природных галлюциногенов героини считают, что должны приносить жертву Природе, и устраивают жутковатые ритуалы (отсюда и маски). В конце первого сезона Натали в нашем времени похищают странные люди, и во втором сезоне она оказывается в компании Лотти, успешно руководящей сектой. На спасение Натали выдвигаются остальные женщины, и Лотти уговаривает их повторить ритуал, принеся жертву Природе.

Для оценки третьего сезона иностранным критикам дали посмотреть всего четыре серии, по которым многие сделали печальный вывод. Сериал продолжает тянуть время, а его героини становятся всё более неприятными. Завязавшая с политикой Тай (Тони Сайпресс) видит странные вещи и считает, что Природа снова требует жертв. Она ужинает вместе с Вэн (Лорен Эмброуз) в ресторане, откуда подруги сбегают, не заплатив, весело смеясь. На другой день Тай узнаёт, что преследовавший их официант погиб, тогда как страдающая от рака Вэн получает отличную новость от врачей — её опухоль уменьшается. Тай моментально связывает два этих события и настаивает на новой жертве.
До сих пор непонятно, присутствует ли в «Шершнях» некий сверхъестественный фактор. Спасшийся, но потерявший ногу тренер Бен (Стивен Крюгер), кажется, сходит с ума, когда видит, как девушки доедают останки его младшего сына Хави (тот случайно упал в воду и замёрз насмерть). Возможно, это он поджёг хижину в конце второго сезона, но это не точно. Бен находит запас пищи и живёт в пещере, о которой раньше говорил его сын. В третьем сезоне он держит у себя в заложницах Мари, убегавшую от девчонок, — они не собирались её убивать, «это была просто игра». Сейчас весна, с едой больше нет проблем, поскольку Акила (она в первом сезоне трогательно общалась с мышкой) разводит куриц, да и вообще умеет сварганить съестное. Когда Шона, Вэн и Акила находят пещеру Бена, то подвергаются действию некоего газа, отчего каждая бредит о своём. Побеждает Акила, ей достаётся говорящая лама, отчасти объясняющая происходящее.
В наше время Лотти живёт у Шоны и сближается с её дочерью, приводя Шону в ярость. Шона, родившая в лесах мёртвого ребёнка, постепенно становится всё более раздражительной и агрессивной. Она уже убила совершенно невинного мужика во втором сезоне, чудом избежав наказания, а теперь, кажется, готова расправиться и со своими товарками. Мисти, эта милая дамочка в кудряшках, эта тихушница-отравительница (см. первый сезон), после смерти Натали тоже слетает с катушек и выгоняет из дома своего поклонника Уолтера (Элайджа Вуд). В этой перевёрнутой Стране Чудес все ненормальные и все сошли с ума. Другое дело — интересно ли нам на это смотреть?

Третий сезон как будто нарочно подкидывает ссылки проектам недавно ушедшего из жизни Дэвида Линча. Тут и вигвамы а-ля «Твин Пикс», в которых теперь живут девушки, и белая ограда как будто из «Синего бархата» (только без оторванного уха), лама говорит загадочно (ну как и все у Линча), вот только всё это кажется очередной «коробкой с тайнами», которую создатели сериала не откроют. Если третий сезон планирует тащиться такими темпами, мы никогда не узнаем, каким образом «Шершней» обнаружили, ведь Мисси ещё в первом сезоне сломала сигнальный маячок.
Каждый сериал устроен таким образом, чтобы зрителю захотелось возвращаться к любимым героям, чтобы и дальше чувствовать их радость или боль, проживать с ними 40 минут своей жизни, чтобы проникнуться их заботами и с нетерпением ждать новой серии. Всё это никак не отнести к первым двум сериям. Они кажутся филлерами перед третьей, которая действительно подкидывает хоть какого-то мяса на обглоданный двумя сезонами остов сериала (как говорится, pun intended). Да, каннибализм. Да, убийства. Да, природа жестока и ожесточает любого, кто пытается сохранить в ней свою жизнь. Но всё это мы уже знали. Равно как и то, что в нашем времени женщины склонны повторить свои жестокие лесные игры.
«Шершни» в первом сезоне метались между «Дрянными девчонками» и «Остаться в живых», а затем вышли к Линчу. Хорошо это или плохо, каждый решает сам. Единственное, что удерживает автора этого текста у экрана, — анонсированное участие в сериале Хилари Суэнк и Джоэла МакХейла, но их герои ещё не появились. Что будет в оставшихся семи сериях, пока сказать трудно. Если говорящая лама станет катализатором интересных событий, то спишем первые два эпизода на долгий перерыв из-за забастовки сценаристов. Если же героини продолжат выяснять отношения, слушать «кричащие деревья», метаться в ужасе и убивать друг друга, то третий сезон поставит точку в очередном любопытном телевизионном проекте.