С 7 по 13 декабря в Выборге проходит фестиваль для самых стойких. В программе «Окна в Европу» новинки отечественного кино, некоторые из которых доберутся до российского проката, а некоторые, к сожалению, нет. В любом случае, как бы ни ругались на 2020 год ценители российского кинематографа, фестивалю удалось собрать ряд интересных картин в конкурсной программе. И внеконкурсная впечатляет тоже, но мы больше за соревновательный дух.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/content/2b7/2b70745d14d23f05b2cd5e3e6d21af37.png.webp?165575129337910)
«Распутье», реж. Георгий Лялин, Россия, 2020
Артём живёт в столице, учится на юрфаке, встречается с «девушкой из приличной семьи» (Марина Васильева), отец которой уже греет будущему зятю место в солидной конторе. По ночам Артём занимается контрабандой палёного алкоголя, но это временный заработок, как уверяет себя (и нас) парень, просто чтобы дотянуть до лучших времён. С телефонным звонком в жизнь героя врываются новость о смерти отца и призрачная перспектива выгодной продажи частного дома в городке Советске. Нужно только похоронить родителя, собрать документы, найти покупателя и вернуться в Москву с солидной суммой денег. На малой родине Артём встречает не только бывшего одноклассника (нынешнего мента), но и новую семью отца: жену и шестилетнего сына, которых «крышует» узбекская диаспора. В сердцах герой фильма буквально нападает на «мачеху», требуя предоставить документы на дом. В ответ на неадекватное поведение парень получает удары от представителей диаспоры, те вышвыривают его из отчего дома, а Артём решает обратиться за помощью к местному бандиту, который уже давно мечтает расправиться с неудобными соседями по бизнесу. Мрачные краски, «очарование» провинциальных дискотек, бандитские разборки, ошибки молодости, максимализм и оправданное геройство. В довесок — запоминающаяся дублёнка Артёма, которая рискует стать узнаваемым символом героя, как растянутый свитер Данилы Багрова.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/5fb/1gr1r9rurf4r3df14perynp8qm0xjtzy.png.webp?1655751297320240)
«Сентенция», реж. Дмитрий Рудаков, Россия, 2020
«Сентенция» рассказывает о последних днях жизни прекрасного поэта и писателя Варлама Шаламова. Фильм вряд ли будет интересен тем, кто ничего не знает о творчестве Шаламова, да и начинать знакомство с биографией писателя с этой картины точно не стоит, понять что-то так сразу не получится. Но если же вы и без аннотации знаете, кто такой Шаламов и что ему пришлось пережить, то фильм Рудакова способен увлечь хотя бы несколькими прямолинейными «пасхалками» вроде самого названия «Сентенция» или же упоминания стланика (что одно, что второе — названия сильных рассказов из цикла «Колымские рассказы» Шаламова). Двое энтузиастов пытаются собрать в одну книгу обрывки творчества писателя. Сам Шаламов «доживает» свой век в доме престарелых и может лишь называть адреса друзей и приятелей, которым он доверил хранить свои рассказы и стихи, или же периодически сил хватает на то, чтобы по памяти восстановить утраченные, стёртые временем слова. Говорят герои мало, почти шёпотом, двигаются тоже будто в эфире. Но вряд ли само творчество писателя предполагает более динамичное повествование.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/4cb/8jtw28ovbwjd3z6kfnay5krpgs0nlto0.jpeg.webp?1655751301132062)
«Чёрный снег» («Хара Хаар»), реж. Степан Бурнашев, Россия, 2020
Первые полчаса зритель наблюдает за одним днём из жизни Гоши, этого времени хватает, чтобы мы чётко обрисовали портрет героя, а заодно и определили своё к нему отношение. Дано: Гоша — дальнобойщик, возит товары в отдалённые уголки Якутии, в кузове всегда припасена ещё партия некачественной водки, из-за которой безбожно спивается местное население. В один из рейсов Гоша меняет «огненную воду» на мясо, не желая делиться ни с кем грядущим заработком, герой отправляется в обратный рейс в одиночку. Тут заканчиваются вводные полчаса и начинаются «127 часов» по-якутски. Машина ломается, руку Гоше прижимает массивная автомобильная деталь, кости переламываются, боль невыносимая, а на расстоянии сотни километров — ни одной души. И теперь мы будто бы в real time смотрит на то, как же Гоша будет справляться (конечно, крича и страдая) со сложившейся ситуацией. Вот такой «путь героя» в фильме Степана Бурнашева.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/be7/7wln6xu7q691ap5ggohqtr8mwj6c25kc.jpeg.webp?1655751307122232)
«Чувствовать», реж. Виталий Салтыков, Россия, 2020
«Нужно получить по голове от своего времени, чтобы тебя признало будущее». Может, и нужно. Герой фильм Салтыкова — гениальный музыкант, талант которого отрицают консервативные представители академической музыки. Их закостенелые представления о том, что такое прекрасное, мешают разглядеть в вольных интерпретациях Королёва по-настоящему важное высказывание. Неизвестно, сколько длилась бы «травля», если бы о себе не дала знать детская травма головы. Пианист переживает припадок, после которого мозг уже не может работать на полную мощность. Находясь на границе между понятиями «жить» и «существовать», он находит спасение в другом человеке — своей возлюбленной (прекрасная Дарья Жовнер). Девушка становится его продолжением, а благодаря этому союзу музыканту удаётся главное — продолжать играть. Следующая история (да, в фильме их две) рассказывает о девушке, которая мучается от чувства вины. Всепоглощающие терзания сковывают её каждый день, не давая шага ступить без акта самобичевания. Стоит ли такая жизнь усилий — тот ещё вопрос, который и объединяет эти две новеллы.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/24b/j57uss4yfve7wpw730lycr3ayrb5nj6c.jpeg.webp?165575130987144)
«Триггер», реж. Павел Ганин, Россия, 2020
Она автор и актор ACMP-видео. Он работает на звукозаписывающей студии, благодаря которой мы слышим все эти рекламные объявления о медицинских услугах, новых поступления и далее по списку. Ему нравится она. Ей понравился он. Так и завязался роман в стиле ACMP: шёпот, мягкое шуршание одежд, аккуратные движения, вдохи, щёлканье ножниц. Уровень звука никогда не поднимается выше комфортного для обоих героев (да и зрителя тоже). Трудно описать отношения этих двух на самом деле очень одиноких людей. Они то ли разыгрывают какие-то сценки, а сценарии и заранее подготовленные реплики держат в тайне от зрителя и друг от друга, то ли герои просто не понимают, как нужно общаться с другим представителем рода человеческого. Непонятные реакции, недомолвки, неоправданная скрытность, подавленная агрессия, страсть и запрет на крик — вряд ли всё это можно назвать составляющими ощущения «счастья». Запредельно тихо и страшно больно, или наоборот.
P.S. И ещё несколько коротких комментариев о фильмах, которые не оставили нас равнодушными (по тем или иным причинам).
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/24b/j57uss4yfve7wpw730lycr3ayrb5nj6c.jpeg.webp?165575130987144)
«Зови меня Дрозд», реж. Павел Мирзоев, Россия, 2020
Кирилл Кяро пытается помириться с сыном. Поэтому заводит фейковый аккаунт Вконтакте, называется Дроздом, закидывает подростка личными сообщениями со словами поддержки, ходит на подпольные поэтические рэп-вечера, гоняет на скутере.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/40e/6d260tvefeip9ussxs34u9vo1nnau0xq.jpeg.webp?1655751312151798)
«Папа закодировался», реж. Павел Ходнев, Россия, 2020
Павел Сытый бросил пить и прозрел: пора менять уездные порядки и наставлять народ на путь просвещения. Свалку уничтожить, а космодром возвести. В комплекте с фильмом идут Иван Макаревич и Александр Головин.
![](/upload/delight.webpconverter/upload/setka-editor/94f/hd4vgf179f8t9qo2nbynjcgbmzvq58lf.jpeg.webp?165575131645516)
«Презумпция виновности», реж. Олег Асадулин, Россия, 2020
Олег Асадулин верно и прилежно творит свою фильмографию. В этот раз психологический триллер о том, как искусственный интеллект в судебную систему решили внедрить. Но сначала проведём эксперимент: в одной комнате запираем случайных (но, конечно, связанных между собой) героев, разыгрываем судебные процессы, выносим приговоры. Встать, суд идёт.