В библиотеке «Амедиатеки» — эйфория: стартовал супергеройский сеанс саркастической психотерапии «Миротворец» от HBO Max. Режиссёр и сценарист — Джеймс Ганн, чьим подопечным Кристофер Смит уже числился в фильме «Отряд самоубийц: Миссия навылет». Теперь пришло время поглубже погрузиться в историю Миротворца. Алексей Филиппов, пытаясь не отражаться в зеркальном шлеме, взялся за дело по мотивам семи серий из восьми.
I.
Если вы ничего не слышали про «Миротворца», то это спин-офф «Отряда самоубийц» Джеймса Ганна, который вышел в прокат прошлым летом. У Миротворца, он же Кристофер Смит, очертания и мимика Джона Сины. Это супергерой, владеющий всеми видами оружия и сомнительным моральным компасом: для спасения мира он готов убивать стариков, женщин и детей. В «Миссии навылет» Смит побывал на острове Корто Мальтезе, где вместе с другими супер-уголовниками ликвидировал исполинскую морскую звезду. Четыре месяца спустя его ждёт новая задача, но уже в родном штате. А геройствовать на глазах у знакомых и папки (Роберт Патрик) уже сложнее. Если вы уже читали что-то про «Миротворца», этот абзац можно было пропустить (dumb ass).
II.
После проекта «Морская звезда» на столе оказывается проект «Бабочка» — Миротворец небезосновательно предполагает, что драться нужно будет с Мотрой (исполинский мотылёк из «Годзиллы»), — но Ганн решает использовать «Вторжение похитителей тел» (1978), тоже великий фильм о великой войне. Это не спойлер: в фильме Филипа Кауфмана, как и в первой экранизации одноимённого романа, фигурируют инопланетные растения. Тут совсем другой коленкор.
Разумеется, в сериале десятки отсылок и полотнище неймдроппинга: в одной из сцен Миротворец просто перечисляет знаменитостей — живых, мёртвых и вымышленных. Слова уравновешиваются действиями: сериал у Ганна, как водится, полижанровый, то ковыляющий походкой зомби-хоррора, то вышагивающий в слоу-мо, как боевик из 90-х, то показывающий зрителям жопу, как подростковые комедии. Есть даже образцовая дискотека на вступительных титрах под Do You Wanna Taste It — её не похвалил только ленивый. Если не видели — посмотрите.
III.
К слову, об опенинге. Джеймс Ганн настаивает, что задорные титры с каждым эпизодом становятся всё печальнее, но это эффект Кулешова: драматичнее с каждой серией становится само шоу про балбеса в зеркальном шлеме, чей лучший друг — белоголовый орлан Орлуша. По другой версии — Вигилант (Фредди Строма), который тщательно, но не слишком успешно скрывает личность.
Из штаба бессердечной Аманды Уоллер (Виола Дэвис) сюда перекочевали несгибаемая Эмилия Харкорт (Дженнифер Холлэнд) и нелепый Джон Экономос (Стив Эйджи), которые в ходе проекта «Морская звезда» восстали против начальницы и надавали ей по голове. Руководит ими безэмоциональный Клемсон Мёрн (Чаквуди Ивуджи) — образцовый оперативник, который видит цель, не видит препятствий. У этого штампа, впрочем, обнаружится двойное дно. Наконец, как и Кристофер Смит, с корабля на бал попадает Леота Адебайо (Даниэль Брукс), дочь Уоллер, которая подписывается на миссию, чтобы обеспечить себя и супругу.
IV.
Впрочем, все они — включая Орлушу, Вигиланта и «Бабочку» — кордебалет для драмы Миротворца, который испытывает муки совести после убийства полковника Рика Флэга (Юэль Киннаман). Старики и морские звёзды — это одно, а образцовый вояка, с которым вы плясали в заморском баре и оба умеете родину любить, — совсем другое. Вдобавок это пробудило в памяти Смита детскую травму, а перед глазами ещё мелькает отец Огги (Патрик, если забыли), расист-изобретатель, когда-то наводивший страх на всю округу под именем Белый Дракон. Цвет выбран, понятно, в честь ку-клукс-клановских колпаков.
Собственно, если знать фильмографию Джеймса Ганна, то о многом можно догадаться: как и сиквел «Стражей Галактики», «Миротворец» — разборка с исполинским отцовским эго, чуть не пустившим под откос жизнь отпрыска. Смиту-младшему повезло то ли связаться с более эмпатичными людьми, то ли оказаться ещё глупее, чем представляется в первой миссии. Однако недостатки образования — брат когда-то убедил Кристофера, что некоторые дети рождаются через задницу, — Миротворец компенсирует огромным сердцем. Расист, сексист и балбес, он встанет на путь исправления. Правильного сухаря, как Капитан Америка или Супермен, конечно, не ждите, но минуты плача и попытки забыться из стёбных и неловких перерастут в сочувственные.
V.
«Миротворец» вообще экранизирует учебник по эмпатии для самых неугомонных: с фиксацией на шутках про жопу, разлетающимися головами и панчлайнами на грани приличий. Поначалу на Смита высыпают ведро острот по поводу каждой его сальной фразочки и расистского замечания, но в целом Ганн не стремится вздуть тех, кто ещё не понял что-то по-человечески важное в этой жизни. Вроде мальчишки, которого муштровал садист-отец, поэтому он стремится исполнить задачу любой ценой. Или его друга, находящегося, очевидно, в аутичном спектре: Вигилант не всегда хорошо распознаёт эмоции, тем более — не знает, как на них реагировать (Шелдон Купер вайб).
Для разрывных — патронов и острот — есть белые супремасисты (white supremacists) во главе с Огги и их полная противоположность в лице тех, кто замешан в проекте «Бабочка». Между этими крайностями — целая Америка, да и весь земной шар. А чтобы уравновесить пунктик на счёт отцовской фигуры, за кадром маячит Аманда Уоллер в качестве деспотичной матери-интриганки.
VI.
Собственно, главное, что полезно понимать про «Миротворца»: это история группы «подростков», которые, как Клуб неудачников в «Оно», находят друг в друге ресурс противостоять извращённому донельзя «взрослому» миру. Миру, где смеются над людьми в шлемах и масках, а не в колпаках расистов или с фальшивыми улыбками политиков.
Параллельно Кристофер Смит, хоть и живущий половой жизнью, получает уроки секс-просвета. Их с Вигилантом роднит смутное представление не только о человеческой анатомии, но и о рынке интимных игрушек. Сина с надрывом исполняет любимую песню (I Don’t Love You Anymore), используя вибратор в качестве микрофона, а его приятель принимает мастурбатор за улыбающееся личико. С появлением антагониста по кличке Дзюдомастер (Нют Ле), который разгуливает в зелёном наряде ниндзя из спандекса, в ход даже идёт популярный школьный приём — бросание едой.
***
И всё это — с огоньком, с рок-музыкой на полную громкость, с гримасами гуттаперчевого лица Джона Сины, который одинаково убедительно сжимает зубы в праведной ярости, распахивает рот, чтобы помахать языком в такт песне, и заливается слезами, вспоминая, как брат учил его показывать «козу». К чёрту альтрайтов, только хардкор.
К чёрту одни условности, которые в нас пытаются запрограммировать. И да здравствуют другие — вроде музыкальной группы, которую больше никто не слышал, — позволяющие находить «своих». Oh wait…