До проката добрался «Здоровый человек» — второй полнометражный фильм Петра Тодоровского. История телеведущего, который решает кардинально изменить до боли привычную жизнь и стать волонтёром. Кинокритик Тимур Алиев — о том, до чего доводит стремление к безапелляционному альтруизму.
Жизнь Егора (Никита Ефремов) преисполнена благами, он из тех людей, которые, кажется, всего уже добились. Дом, семья, работа, карьера — всё имеется, что-то даже с избытком. Жена — обаятельная девушка Майя (Ирина Старшенбаум), вместе с Егором они ведут спортивные новости на телеканале «Матч ТВ». Но всё меняется как по щелчку пальцев, когда в жизни Егора происходит «чудесное спасение».
Проснувшись от громкого шума во дворе, молодой человек спускается вниз среди ночи и вступает в драку с пьяным мужчиной, который пристаёт к девушке. Ночь, улица и пара фонарей — свидетелей этого героического подвига. «Каждый бы поступил так на моём месте», — говорит Егор в ответ на возгласы коллег, которые вслух зачитывают торжественную заметку о храбреце с «Матч ТВ», что заступился за «слабый пол». Правда, в тот же вечер персонаж Ефремова узнаёт, что спасённая им девушка упала с балкона и разбилась насмерть. С этого момента идея «я сделал недостаточно» будет разъедать его внутренний мир.
«Здоровый человек» — это второй полнометражный фильм Петра Тодоровского, молодого режиссёра, продолжающего известную кинематографическую династию. С первых минут просмотра картина достаточно легко и метко зарождает у зрителя сомнения — что-то здесь явно не в порядке. Казалось бы, идея помощи людям априори хорошая. Особенно если подобное стремление исходит от человека вроде Егора — состоятельного, успешного, имеющего достаточно ресурсов (как финансовых, так и моральных), чтобы уделять время тем, кто в нём нуждается.
В жизни персонажа Ефремова довольно быстро появляются онкологический центр, где Егору предстоит развлекать детей в ожидании спасительной операции. Когда танцы и песни в костюме Чебурека уже не приносят необходимый «заряд» в копилку помощника, герой повышает ставки и записывается в поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт». Разве пляски и танцы — это помощь? Взять кредит, чтобы оплатить ребёнку операцию, — вот это помощь. Шкала альтруизма, выражающегося в бескорыстной помощи окружающим, в жизни Егора всегда недостаточно наполнена.
Очевидно, героем движет чувство вины. Оно разъедает его до такой степени, что для него теряются очертания безопасности и самосохранения. Упал в яму во время поисков? Плевать, получил ли ты травму или увечье, — важно лишь то, что сумел обнаружить в этой яме потерянного ребёнка. Разрушается брак с любимой женщиной? Плевать, ведь где-то в мире сейчас от рака умирает ребёнок, а личное счастье… Достоин ли он его?
Конечно, «Здоровый человек» — история гипертрофированная. Жизнь Егора, отягощённого чувством вины, потому что сделал «недостаточно», похожа на маятник: сегодня спас жизнь, получил выброс гормонов — завтра не спас, потратил сутки без всякой пользы для общества. Эти бесконечные «качели» не только нагнетают саспенс (драматизм ситуации постепенно трансформируется буквально в триллер), но и позволяют задавать вопросы, с которыми сталкивается Егор, самим зрителям. Неоднозначный, сложный герой постоянно находится в состоянии рефлексии происходящего — он вовсе не бездумный андроид, выполняющий заложенную в него задачу.
Егор — живой, ранимый, эмоциональный, способный быть слабым и демонстрировать это. Редким пример неоднозначной репрезентации новой маскулинности в российском кино, персонаж Ефремова просто потерял почву под ногами. Оказавшись в новых для себя обстоятельствах, он цепляется за новое «призвание», однако вместо волонтёрства с тем же успехом могло быть что угодно. Потеряв женщину, с которой строил социальную ячейку, он цепляется за другую — робко, невнятно, будто и не испытывая к ней явных, настоящих чувств.
Представляя такого героя, режиссёр «Здорового человека» уходит от однозначных трактовок и не занимает ничью сторону. Ближе к финалу картина в целом оставляет гораздо больше вопросов, нежели ответов. Альтруизм — это плохо или всё-таки хорошо, но в меру? Для чего Егор помогает людям — чтобы заполнить пустоту или повысить самооценку? Волонтёрство — путь, на который может ступить любой, или всё-таки дело, которое совсем не каждому по плечу? Спасение делает из тебя хорошего человека? Искупает ли прошлые ошибки? Заставляет по-новому взглянуть на мир вокруг? Хороший человек — это вообще кто?
Кино, что заставляет задуматься. Фильм, который остаётся в глубине души как минимум несколько дней или недель. Аудиовизуальное произведение искусства, мастерски расшатывающее, казалось бы, ранее стабильные причинно-следственные сегменты мышления и установки на базе житейского опыта. Вот чем является «Здоровый человек» — крайне редким драматическим зверем в отечественном прокате 2023 года, который предлагает по большей части легкомысленные комедии, военно-спортивное победобесие или шаблонные пугалки. В России, где далеко не каждый способен помочь даже самому себе, Пётр Тодоровский обращает взор к человеколюбию и жертвенности, в которых нуждается каждый здесь и сейчас. Сегодня показывать кино, затрагивающее такие плоскости, — это уже смелость.