Не все фильмы с Николасом Кейджем одинаково хороши, но Кейдж хорош везде. Наталья Серебрякова рассказывает об «Узниках страны призраков» Сиона Соно, которые выходят в прокат на этой неделе.
Герой (так зовут героя Николаса Кейджа) и Псих (Ник Кассаветис) грабят банк в вестернизированном японском городе. Псих слетает с катушек и убивает ребёнка у конфетного автомата. Их хватает полиция, и Герой попадает в тюрьму к Губернатору (Билл Моусли). Спустя годы Героя выпускают, и на улице его встречает Губернатор в окружении самураев и гейш. Он облачает Героя в кожаный костюм с детонаторами на руках, шее и в промежности и отправляет на миссию — найти и привести живой его внучку Бернис (София Бутелла), которая попала в страну призраков, мистическое место, откуда традиционно не возвращаются. Впрочем, по словам Губернатора, может, там просто живёт кучка содомитов. На выполнение задания у Героя есть пять дней. Если он не успеет, детонаторы сработают, и он взорвётся.
Режиссёр Сион Соно имеет статус культового в некоторых кругах. Более всего он известен по фильму «Откровение любви» (2008), в котором молодой юноша делал фотографии под женскими юбками. Сиона Соно причисляют к авторам течения «эрогуро», возникшего в литературе и искусстве Японии в 1920-х годах. Ero guro nansensu буквально переводится как «эротическая гротескная ерунда». В канонических эрогуро сцены расчленения и потрошения тел, каннибализма, отрезания конечностей, кровопролития, пластических операций приобретают, среди прочего, эротический подтекст. Словом, Сион Соно не только преуспел на этом поприще, но и вообще соединил в своём творчестве панковскую энергию Нагисы Осимы, извращённый нигилизм Цукамото Синьи и ренегатский беспредел Судзуки Сэйдзюна.
Учитывая репутацию Николаса Кейджа, удивительно, что эти два безумия — Соно и Кейдж — встретились только в 2021 году. И, может быть, могло бы получиться хорошо, если бы Соно не сделал все ставки на актёра, в последние годы превратившегося в мем. После премьеры на «Сандэнсе» кинокритики дружно поставили «Узникам» тройки и написали сдержанные рецензии, а сейчас фильм выходит в мировой прокат, и к его рекламе подключился сам Кейдж. «Это самый дикий фильм, в котором я когда-либо снимался», — комментирует Кейдж. И, честно говоря, это немного странно. Только в этом году артист появился в не менее диких «Свинье» Майкла Сарноски и «Стране чудес Вилли» Кевина Льюиса. А уж если вспомнить «Мэнди» Паноса Косматоса! И ещё с десяток ролей раннего периода, например, «Диких сердцем» Дэвида Линча.
Соно на этот раз снял не эрогуро, а стимпанковский истерн, как будто «Безумный Макс» на минималках встречает «Побег из Нью-Йорка». Звучит вроде бы хорошо, но на любителя.
В этом фильме всего поровну — Востока и Запада, вишнёвых деревьев и ковбойских шляп, самурайских мечей и кольтов. Этот эклектический набор дополняется декорациями страны призраков — места, куда отправляется герой Кейджа. Чтобы его изобразить, Соно эксплуатирует печальную историю Хиросимы и Нагасаки — якобы это постапокалиптическое место, самоорганизовавшееся в районе взрыва радиоактивных отходов. По мифологии фильма, время здесь остановилось — жители, облачённые в лохмотья, держат верёвками стрелки городских часов, чтобы они не шли. Кругом стоят голые манекены, всё в руинах, японские дети бегают в шапках-ушанках, массовка одета в пластиковые пакеты. На деле это выглядит так, словно фестиваль японской культуры приехал в город Славутич, — дёшево и сердито.
У сценария, конечно, есть проблемы. Все ключевые сцены из прошлого и будущего, все озарения являются Кейджу во сне. Его игра — отдельная беда, так как в этом фильме культовому актёру удаётся хорошо только таращить глаза и делать зверское лицо. Но есть и другая сторона — у Соно столько свежих мыслей, как можно поиздеваться над Кейджем. В самом начале режиссёр надевает на него самурайские трусы, спустя двадцать минут экранный Кейдж лишается одного яичка (!), спустя ещё полчаса — руки.
Как вывод — реальная история. У Соно случился инфаркт во время съёмок в Мексике, и, только благодаря Кейджу, всё производство перенесли в Японию. Выходит, Кейдж не только великий артист, но и чуткий, заботливый друг. За то и любим.