В российский прокат выходит первая за 10 лет работа мастера ужасов Дарио Ардженто — «Тёмные очки». В Риме появляется маньяк, охотящийся на дорогих эскортниц. Максим Ершов умеренно радуется возвращению итальянского классика, но не готов назвать новый фильм Ардженто одним из лучших в его карьере.
Днём жители Рима высыпают на улицу, чтобы своими глазами увидеть полное солнечное затмение. Вечером в центре города находят первую жертву начавшего охоту на молодых и дорогих эскортниц маньяка. Привлекает внимание убийцы и умеющая постоять за себя длинноногая Диана (Иления Пасторелли). Под покровом ночи девушка мчит на всех парах от преследующего её белого фургона и попадает в страшную аварию. В результате Диана теряет зрение, а находившийся в другой машине китайский мальчик Чин (Андреа Чжан) фактически остаётся сиротой: папа погибает на месте, мама в коме, и неизвестно, сумеет ли она выкарабкаться. Выжившая жертва учится жить заново, ходит по улицам с собакой-поводырём и навещает Чина. Мальчик начинает жить у эскортницы — пример взаимопомощи и почти что семейной гармонии. Но маньяк никого не оставляет в живых, а потому спокойно Диана спать не может.
После неудачного эксперимента «Дракула 3D» Дарио Ардженто не снимал 10 лет. Сегодня итальянскому режиссёру 81, и есть надежды, что «Тёмные очки» не станут его прощанием с кино.
Ардженто по праву считается одним из прародителей жанра джалло — специфического поджанра итальянских фильмов ужасов, который сочетает в себе эротику и детективную составляющую и балансирует на грани дурновкусия.
Обычно сюжеты напоминают дешёвые криминальные рассказы. Расследование серии убийств почти всегда ведёт мужчина, жертвой оказывается молодая женщина, а сами преступления показаны с явными эротическими намёками.
Расцвет джалло пришёлся на 1970-е. К тому же периоду относятся и лучшие картины Ардженто: «Птица с хрустальным оперением» (1970), «Кошка о девяти хвостах» (1970), «Кроваво-красное» (1975) и «Суспирия» (1977). И пусть поклонники давно не видели шедевров от итальянского мастера, ожидания всё равно были высоки. Вернуться в режиссуру отца уговорила дочь Азия, она же выступила одним из продюсеров «Тёмных очков».
Как такового расследования в фильме нет: полицейские каждый раз приезжают на место преступления, глубокомысленно качают головой, впечатляются жестокостью маньяка, собирают улики и уезжают ждать новую жертву. Зло вершит страшные поступки, а следователям остаётся только фиксировать очередные его проявления. Отсутствие детективной интриги (к тому же лицо душегуба Ардженто показывает где-то в середине ленты) сильно снижает градус напряжения картины. Проходя через серию испытаний, персонажи обречены на предсказуемую решающую схватку.
Джалло считается предвестником слэшера. В этом виде хорроров у группы подростков машина ломалась в глухомани, рядом обнаруживался дом убийцы с ножом, а молодёжи приходилось носиться по кукурузным полям от психопата.
Передавая привет «Техасской резне бензопилой», Ардженто быстро покидает столицу Италии и вынуждает беспомощную Диану блуждать по сельской местности. Маньяк может объявиться в любую секунду, а девушка его даже не увидит. Почти бессловесные, наполненные саспенсом сцены в лесу — лучшие в картине.
На старости лет итальянский режиссёр становится более сентиментальным. Его дочь Азия играет соцработницу, помогающую людям с ограниченными возможностями. Нотки социальной драмы не добавляют «Тёмным очкам» динамики, зато приближают героев к зрителям, заставляют им сопереживать. Ардженто с таким увлечением показывает процесс реабилитации Дианы после аварии, что можно подумать, что автор общался с Кеном Лоучем и учился у британца любви к людям.
Если пытаться усмотреть в «Тёмных очках» второе дно, в хорроре можно обнаружить намёки на страшное социальное расслоение. В нескольких первых сценах Диана посещает богатых клиентов, а пропахшего потом работягу выставляет за дверь своей модно обставленной квартиры, в которой даже есть домработница. Даже удовольствия у бедняков подешевле, неравенство проявляется в каждой мелочи. Учитывая, что жертвами становятся только дорогие эскортницы, римский убийца и «очищает» город (вечное оправдание преступников), и уравнивает всех перед лицом смерти.
Но, конечно, правильнее «Тёмные очки» смотреть без желания разгадать подтексты. Режиссёр бесстыдно и пристально вглядывается в полуобнажённые женские тела и текущие из трупов ручьи крови — мало кто из современных авторов может себе позволить подобное и сразу же не попасть под гнев прогрессивной критики. Дедушку Ардженто можно простить, только если посчитать новую работу пародией на старые картины, пусть не очень смешную, не впечатляющую яркими красками и поразительным сочетанием цветов, как «Кроваво-красное». В джалло убийства красивые, в «Тёмных очках» визуальная составляющая чуть лучше среднестатистических европейских ужастиков категории В.
Вызывает приятную ностальгию электронный саундтрек Арно Реботини. Музыка у французского композитора получилась чуть ли не танцевальная, но подходящая бесконечным попыткам убежать от чистого зла. Пусть до загадочно-инфернального саундтрека группы Goblin к «Суспирии» Реботини далеко.
«Тёмные очки» — анахронизм, который едва ли останется в истории мирового кино. С другой стороны, как часто трэшовые фильмы показывают в рамках Берлинале? Поклонникам джалло в целом и Ардженто в частности, а также любителям картин, к которым трудно применять критерии хорошего вкуса, точно не стоит проходить мимо. Подобные штучные вещицы до российского проката добираются преступно редко.