Турист без причины: «Нужды путешественника» Хон Сан-су

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Нужды путешественника», A-One/Jeonwonsa Film Company

В российский прокат выходит новый фильм корейского режиссёра Хон Сан-су, взявший на прошлогоднем Берлинском фестивале Гран-при жюри. «Нужды путешественника» — жемчужина проката, во многом не уступающая ранним комедийным драмам автора по типу «Хахаха» или «В другой стране». Фильм также примечателен тем, что главную роль в нём сыграла Изабель Юппер, для которой это уже третье сотрудничество с режиссёром. Роман Волынский рассказывает, какие нужды у путешественника и в чём магия фильма.

Хон Сан-су — очень плодовитый автор. С последней картины, которую прокатывали в России, «Женщина, которая убежала» 2019 года, он успел снять целых пять фильмов. За всю карьеру — более тридцати работ. Примечательно, что выделить какой-то один шедевр или opus magnum в его фильмографии скорее не получится. Даже может показаться, что все его работы сливаются в один большой видеоматериал, в котором Хон Сан-су прибегает к одним и тем же стилистическим приёмам.

Кадр из фильма «Нужды путешественника», A-One/Jeonwonsa Film Company

Это длительные статичные кадры разговоров, выполненные без монтажных склеек, но с акцентированным зумированием, сверхнатуралистическая картинка, практически полное отсутствие закадровой музыки и совершенно бытовое, но как бы причудливое содержание фильмов (чаще — про всякие романтические коллизии в путешествиях).


Каждая его картина сохраняет ауру уникальности. А если кто-то обвинит режиссёра в самоповторах, то ему это только польстит, так как именно за счёт повторов он и добивается эффекта оригинальности. «Нужды путешественника» — не исключение.


Изабель Юппер играет француженку Ирис, которая неизвестно зачем приехала в Южную Корею. Чтобы заработать, она даёт частные уроки французского языка. По её же признанию, преподавательского опыта у неё нет, зато есть смекалка — Ирис разработала собственную методику. Во время будничной беседы с учениками на английском героиня Юппер расспрашивает их о чувствах, которые они испытывают, например, от игры на музыкальном инструменте, а их ответ записывает в переводе на французский на стикеры для заучивания. По её убеждению, самый верный способ выучить язык — научиться выражать свои глубинные эмоции. Тогда как туристические штампы для начинающих только замутняют сознание.

Кадр из фильма «Нужды путешественника», A-One/Jeonwonsa Film Company

У Хон Сан-су нет традиционной для популярного кино экспозиции, которая помогает зрителю плавно войти в историю. В первом эпизоде мы сразу же оказываемся на уроке Ирис с молодой кореянкой; перед совместной прогулкой она начинает играть на фортепиано, но героиня Юппер в этот момент выходит из кадра. Вторая встреча проходит с новой ученицей-кореянкой и её мужем-адвокатом; они вместе напиваются макколли, корейской рисовой брагой (кажется, теперь макколли стал новым любимым напитком режиссёра), и ученица начинает играть на гитаре. Француженка вновь уходит покурить, а потом выпытывает о чувствах, которые кореянка испытывала, играя на инструменте. Как и первая ученица, она сперва отвечает какие-то невнятные вещи о «радости от игры», а потом, как и первая, сожалеет, что играла недостаточно хорошо, а хотелось бы.

Самым чистым примером повторения в фильмографии Хон Сан-су является работа «Прямо сейчас, а не после». По сюжету главный герой, режиссёр, приезжает в Сувон раньше запланированного и, чтобы скоротать время, знакомится с художницей. С ней он весело проводит время и за один день успевает сблизиться — правда, умалчивая до определённого момента, что у него есть жена. Во втором блоке фильма вновь повторяется ровно та же история, с теми же героями, условиями и, что важно, финалом. Только уже в общении парочки происходят небольшие изменения. Так, герой чуть ли не сразу же сообщает, что у него есть жена. Проще говоря: в глобальном смысле то же самое, но в мелочах — несколько другое.

В более поздних фильмах, как и в «Нуждах», элементы повторения не столь явные, скорее поданы в форме ситуаций. Эти ситуации, вспомним, например, ответы двух учениц, в достаточной степени идентичны, чтобы зритель на это обратил внимание, но не до такой степени, чтобы в итоге оказаться избыточными, словно перед нами заевшая пластинка. И в этом состоит один из главных комедийно-обаятельных эффектов Хон Сан-су.

Кадр из фильма «Нужды путешественника», A-One/Jeonwonsa Film Company

Здесь на ум ещё приходят слова Маркса, который, дополняя Гегеля, говорил, что все великие события и личности появляются в истории дважды: «Первый раз — в виде трагедии, второй раз — в виде фарса». Однако сам режиссёр не ограничивает себя двоичной системой; повторений может быть бесчисленное количество. Например, на инструментах в фильме играют четырежды (получается, что это ещё и один из самых музыкальных фильмов режиссёра).


Вопрос, который мучает зрителя: кто такая эта француженка и какие у неё нужды? Ирис — идеальный пример мифической путницы без прошлого и будущего, живущей здесь и сейчас.


Выясняется только, что она живёт в квартире молодого парня, с которым познакомилась в парке. Они — просто друзья; в свободное время от прогулок, выпивания макколли и преподавания они развлекаются тем, что Ирис проверяет парня на заземление (нужно видеть), а он играет ей на синтезаторе. Мать парня, неожиданно заглянувшая в гости, удивлена, что её сын живёт с возрастной иностранкой, про которую ровным счётом ничего не знает. На что он ей лишь отвечает, что она настоящая и живая. По-юношески максималистский ответ, над которым Хон Сан-су посмеивается сам, но доля правды в этом есть.

«Нужды путешественника», как и все работы мастера, обманчиво просты. Хоть они и прикидываются супержизненными, на самом деле являются сложноустроенной выдумкой. Хон Сан-су предлагает оригинальный взгляд на повседневную жизнь, чья демонстрация в (кино)искусстве стала уже своего рода попсой, общим местом. Корейский режиссёр предлагает не просто банальную фиксацию реальности, а её конструирование или даже присвоение. Поэтому, когда его картины заканчиваются по-меланхолически оптимистично (в «Нуждах» — прекрасно), зритель не протестует и принимает правила игры.

Читайте также
Новый фильм Али Аббаси: от неблагодарного «Ученика» — благодарному учителю
Похоже, что байопик режиссёра в этом году тоже не останется без наград.
«Претенденты»: зови меня своим лаки-лузером
Жюль и Джим «Ролан Гарроса»
«Майор Гром: Игра»: комплекс вины и ответственности
Рассказываем, каким получился сиквел популярной франшизы.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса»: драма в песках, но не «Дюна»
Рассказываем о триумфальном возвращении режиссёра к любимой вселенной.
«Калимба»: мелодия о том, как мы попали в ловушку
Об эксперименте, который вышел из под контроля.
Также рекомендуем
В российский прокат выходит картина Кристиана Петцольда «Ундина». История одной любви, балансирующая между «магичес...
Объясняем, в чём заключается мягкая сила терапевтического кино Элиз Жирар.
Один из главных сюрпризов 68-го Берлинского кинофестиваля — фильм «Наследницы» — дебют парагвайского режиссёра Марчелло...
В российский прокат выходит картина Кристиана Петцольда «Ундина». История одной любви, балансирующая между «магичес...
Объясняем, в чём заключается мягкая сила терапевтического кино Элиз Жирар.
Один из главных сюрпризов 68-го Берлинского кинофестиваля — фильм «Наследницы» — дебют парагвайского режиссёра Марчелло...

Последние новости

Американский институт кино назвал 50 лучших фильмов года
Список возглавила драма «Всё, что нам кажется светом».
Умер Пол Масланский, продюсер «Полицейской академии»
Однажды ему удалось сблизить советское кино с голливудским.
00:00