Тень бесчувствия: рецензия на драму «Мелочи жизни»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Мелочи жизни», Lionsgate

13 марта в российский прокат выходит драма «Мелочи жизни». Один из первых фильмов Artists Equity, продюсерской студии Бена Аффлека и Мэтта Дэймона, получил приз на прошлогоднем Берлинском кинофестивале. Режиссёром выступил Тим Милантс, известный по работе над сериалами «Острые козырьки» и «Террор», а главную роль исполнил Киллиан Мёрфи. Карина Назарова рассказывает, почему это кино, так похожее на рождественскую притчу, — откровение, необходимое каждому из нас вне зависимости от сезона и эпохи.

Ирландец Билл Ферлонг (Киллиан Мёрфи) — объективно счастливчик. На дворе — конец 1985 года, нищета и серость, дети-беспризорники слоняются по улицам и вдоль помоек, мужчины спиваются, женщины отчаиваются. А у Билла в наличии вполне доходный бизнес по доставке угля, на редкость уютный дом, заботливая жена (Айлин Уолш), пять дочерей — все до одной умницы-красавицы, сыты, одеты, обуты. Но его жизнь — погрешность системы, мелочь на фоне чужих историй. В паре километров от дома Ферлонгов расположен католический приют для девочек и женщин — одна из небезызвестных прачечных Магдалины, — место боли, страданий и насилия. Одни родители стыдливо прячут здесь «падших» дочерей, вверяя их судьбы властным монахиням, другие гордо устраивают послушных дочек в католическую школу по соседству. В скрытом противоречии существует весь город, слепо подчинённый церкви, как и Билл.

В преддверии Рождества герой приезжает в приют с мешками угля, ежедневно цепенея от увиденного. За час до рассвета он застаёт в монастырском сарае Сару (Зара Дэвлин) — едва живую беременную заключённую, оставленную мёрзнуть среди мешков с мёртвыми ископаемыми. За молчание и невмешательство Билл получает от настоятельницы, сестры Мэри (Эмили Уотсон), конверт, полный заветных купюр, — на подарки жене и дочерям точно хватит. Но о деньгах он тут же забывает. Думает, что его мать тоже звали Сарой (Агнес О’Кейси). А вот отца он не знал. Сара родила в 16 лет, оказавшись в опале у общества. Если бы не её начальница, богатая мисс Уилсон (Мишель Фэйрли), приютившая их двоих, то она бы сгинула, или была закопана, или сожжена, как десятки тысяч других ирландских «падших» женщин, заточённых в монастырских тюрьмах. Билла, наверное, отдали бы в другую семью или схоронили сразу младенцем, как других детей, пропавших здесь без вести. В повзрослевших глазах Ферлонга проносятся несколько жизней. Та, что у него была, жизнь его матери, та, которой он избежал, и его настоящая. Хотя всё это одна и та же жизнь, полная вины за скромное и, как кажется, незаслуженное счастье, которого лишены другие.

Кадр из фильма «Мелочи жизни», Lionsgate

Кадр из фильма «Мелочи жизни», Lionsgate
Кадр из фильма «Мелочи жизни», Lionsgate

Тим Милантс с необычайной чуткостью формует тянущую душевную боль героя, медитативно затмевая объективную реальность красотой субъективного мира мыслей, воспоминаний и возвышенных чувств. Фильм преисполнен молчания: он вязнет в мороке неотчётливой тревоги, противопоставляя видимое и невидимое, пренебрежение истиной и внимание к ней посредством скромного рефлексирующего персонажа. Скованный обязательствами, сомнениями и прошлым Ферлонг замирает, пока грустные и беззвучные мысли бегут по его усталому лицу. Для физического движения всё равно нет простора: устремляя взгляд в ночное окно и на пасмурные улицы, Билл врезается в тупик из кирпичных стен и несправедливости. А пока отсыревший от дождей городок — кажется, Нью-Росс — засасывает предрождественская эйфория. Взрослые исповедуются, детки поют святочные песни, сестра Мэри — местная легенда, ну, настоящая альтруистка — зажигает ёлку.

Какой же абсурд: эти ритуалы, украшения, молитвы о жертвенности и всепрощающей любви — не более чем декорация, скрывающая садизм системы.

Режиссёр не пытается крикливо высказаться на важную тему или снять сказочную историю о победе добра над злом. Но за формально простым и внешне монотонным фильмом скрывается сложный драматургический метод. Милантс разворачивает жёлто-мрачный свёрток ужаса жизни, замедляя ход времени настолько, чтобы сполна прожить беспомощность, что давит на героя. Час с лишним — идеальный хронометраж, но сколько дней проносится на наших глазах — пять, семь, а может, месяц или целая вечность — сказать невозможно, как и определить эпоху. Для Ферлонга время давно застыло. Дочки растут, у них впереди большое будущее, а он день за днём мысленно отматывает время назад и неустанно оттирает рабочие руки от чёрной сажи. Правда, ни вода, ни мыло не сотрут налёт зла, налипший на город, — все здесь помазаны коллективным бесчувствием.

Кадр из фильма «Мелочи жизни», Lionsgate

Может, чудовищность мира в какой-то момент ослепляет. Оператор Франк ван ден Эеден не зря отворачивает взгляд, фокусируя оптику строго на крупных планах духовного скитания маленького и очень трогательного человека, который всю жизнь готовится к важному подвигу. Действительно, если и разглядывать окружающую жестокость, то только блестящими от слёз и бездонными глазами Киллиана Мёрфи, так красиво и правдиво вздыхающего от усталости.

«Мелочи жизни» сняты по одноимённому рассказу Клэр Киган. Режиссёр практически дословно повторяет лаконичность языка, сюжет и горько-угольную интонацию оригинала, разве что делая повествование ещё скромнее, молчаливее, оттого и грустнее. Что в рассказе, что в фильме разворачивается маленький отрезок длинной трагической истории о прачечных Магдалины — работных домах, существовавших в Ирландии, Канаде, Европе и Австралии под присмотром орденов сестёр милосердия и католической церкви (подобные учреждения бывали и в царской России, назывались «прядильными»). В них изолировали падших женщин, забеременевших вне брака — не важно, по любви или в результате насилия, — слишком красивых и неуправляемых дочерей, девочек, «осквернённых» в детстве, мелких преступниц и матерей-одиночек. Да кого угодно. Новорождённых детей отнимали, отдавали на усыновление или хоронили. Женщин морили голодом, истязали трудом, физическими и психологическими ударами. Учреждения, призванные давать женщинам приют и социальную поддержку, превратились в легализованные пыточные концлагеря, встроенные в государственную систему. В Ирландии прачечные просуществовали вплоть до 1996 года — до тех пор, пока в одном из приютов не обнаружили захоронение с телами порядка двухсот женщин.

Кадр из фильма «Мелочи жизни», Lionsgate

Подойти к подобной истории — непростая задача. И Киган, и Милантс выбирают, возможно, самую верную точку зрения: они не пытаются говорить за жертв, а смотрят на события взглядом прохожего. Оригинал и экранизация подражают диккенсовской «Рождественской песни»: те же моральное испытание в разгар Рождества и движение к прозрению. Однако фикшен Киган — не поучительная сказка про перевоспитание скряги. Писательница ставит под вопрос нравственность обывателей, говорит о нашей с вами реальности — удобстве молчания, уюте безразличия, неудобных, но терпимых компромиссах с совестью, о травме и травле. И вместе с тем в тексте нет упрёка в адрес человеческим и бесчеловечным навыкам выживания, скорее, Киган даёт инструкцию, как выбраться из равнодушия.

«Та, кого он спасал, в другие времена могла бы быть его матерью — если это вообще можно назвать спасением», — размышляет нарратор. Милантс и Мёрфи без лишних слов говорят о том же.

Противопоставляя горькое воспоминание о детской беспомощности и взрослую свободу поступать правильно, «Мелочи жизни» приоткрывают данный человеку дар протягивать руку помощи, способность не просто видеть и совестливо грустить из-за несправедливости, а действовать, даже если начинать придётся с малого.