На Max вышел многострадальный вампирский хоррор «Жребий» по одноимённому раннему роману Стивена Кинга. Работа над картиной велась более пяти лет, а до проката фильм так и не добрался. Максим Ершов советует поклонникам Короля ужасов не пропускать новую экранизацию и находит в ней как положительные, так и отрицательные стороны.
1975 год. Молодой, но уже состоявшийся писатель Бен Мирс (Льюис Пуллман) возвращается в поисках вдохновения в родной городок Джерусалемс-Лот. Автор быстро знакомится с ассистенткой риэлтора Сьюзен Нортон (Макензи Ли), а вскоре пара идёт на первое свидание в кинотеатр на открытом воздухе. Бен читает в библиотеке подшивки газет с происшествиями прошлых лет в надежде отыскать сюжет новой книги, но странные дела начинают твориться у него прямо под носом. Сначала вечером во время прогулки пропадает школьник Ральфи Глик (Кейд Вудворд). Местные организуют масштабные поиски, которые не дают никаких результатов. Следом умирает брат Ральфи Дэнни (Николас Кроветти), и это только начало серии смертей.
Жители Джерусалемс-Лота косо поглядывают на Бена Мирса, но стоило бы обратить внимание на также недавно приехавшего в город бизнесмена Ричарда Стрейкера (Пилу Асбек) и его загадочного партнёра Курта Барлоу (Александр Уорд). Поселились чужаки в доме на холме Марстен-хаус. Бен, Сьюзен, учитель мистер Бёрк (Билл Кэмп), пастор отец Каллахэн (Джон Бенджамин Хикки), доктор Коди (Элфри Вудард) и афроамериканский школьник Марк (Джордан Престон Картер) считают, что в Джерусалемс-Лоте объявились вампиры.
Книга Стивена Кинга «Жребий», которая также известна под названиями «Жребий Салема», «Судьба Иерусалима», «Салимов удел» и «Город зла», была опубликована в 1975 году. То есть действие в произведении развивается в год его написания. Это второй роман Кинга после «Кэрри». До фильма 2024 года «Жребий» экранизировался дважды: в 1979-м появился мини-сериал Тоуба Хупера «Салемские вампиры», в 2004-м — мини-сериал Микаэла Саломона «Участь Салема». Прежде в формате полного метра книгу адаптировать не пытались.
Впервые о планах снова экранизировать роман стало известно ещё в 2019-м. Автором сценария был назначен Гари Доберман, прежде работавший над дилогией Андреса Мускетти «Оно». Позднее выяснилось, что Доберман также выступит в качестве режиссёра. А одним из продюсеров «Жребия» стал Джеймс Ван, постановщик «Пилы: Игра на выживание», «Астрала» и «Заклятия». Съёмки проходили в штате Массачусетс, в поистине кинговских местах, в 2021 году, а в 2022-м фильм должен был выйти в прокат. Студия Warner Bros. Pictures отложила выпуск картины, вызвав гнев Кинга, и теперь фильм появляется сразу же на Max.
Для фильма подобные продюсерские шаги кажутся приговором. Раз выход «Жребия» несколько раз откладывали и выпустили сразу же на стриминге, то кино не получилось. Но у фильма были как сценарные, так и производственные проблемы: съёмкам и прокату мешал сначала ковид, а потом забастовки сценаристов и актёров.
«Жребий» неслучайно ранее экранизировался в многосерийном формате — это довольно увесистый роман со множеством персонажей. Прелесть кинговской прозы не ограничивается пугающими эпизодами и увлекательными приключениями, в ней важна атмосфера тихой провинции с обаятельными героями, с которыми не хочется расставаться. Формат сериала для подобного повествования подходит наилучшим образом, потому в последние годы на экранах и появлялись «Мистер Мерседес», «Касл-Рок» и «Чужак», хотя и достойных полнометражных адаптаций хватает.
Создателям «Жребия» пришлось отказаться от многих персонажей и сюжетных линий, чтобы уместить события книги в неполных два часа.
Каждый герой представляется буквально одним эпизодом, так что повествование получается скомканным и без какой-либо экспозиции. Из-за скорости развития событий проникнуться симпатией к Бену, Сьюзен или Марку не так-то просто.
Зрителям не нужно гадать, что же за странные дела творятся в Джерусалемс-Лоте — нет ни малейших сомнений, что виноваты вампиры. Из-за них мёртвые дети встают из могил и прилетают к окнам бывших друзей, а горожане со сверкающими глазами рвутся к шеям соседей. Постепенно вампиризм, как любая смертоносная болезнь, заражает весь Джерусалемс-Лот. Так что весь вопрос состоит в том, найдутся ли смельчаки, которые бросят вызов кровопийцам, и помогут ли светящиеся кресты и осиновые колья. Ещё вампиров, как мы прекрасно знаем, убивает дневной свет, но они стараются выходить из укрытий только по ночам.
В появление в городе кровопийц никто верить, разумеется, не хочет. Да и в тихом местечке отродясь ничего значительного не случалось, тем оно и славится. Хотя в Джерусалемс-Лоте развиваются события книг Кинга «Институт» и «На посошок». Пока одни горожане продолжают не верить в сверхъестественное, другие готовятся к решающей схватке. Ставки высоки — вампиры точно не остановятся на Джерусалемс-Лоте, разбираться с Барлоу и Страйкером нужно здесь и сейчас.
Фильм Добермана не добавляет ничего нового ни кинговскому канону, ни подходу к экранизациям, ни вампирскому кино. Это обаятельная, но совершенно необязательная картина, в которой ставка сделана на экшен и несколько скримеров. Фанаты Кинга всё равно получат определённое удовольствие, как и любители ламповых хорроров в духе «Очень странных дел», но больших ожиданий лучше не питать.