Если вдруг вы не видели первого «Тайлера Рейка» и боитесь, что вам будет сложно вкатиться в сиквел без знаний событий первой части, то спешим вас успокоить: «Тайлер Рейк» — это не про сложные сюжеты, а про свинцовый фарш.
Хотелось бы, чтобы так оно и было.
Оригинальный фильм рассказывал историю некогда австралийского спецназовца, а нынче наёмника Тайлера Рейка, которому поручили вызволить из плена сына крупного наркобарона. Далее всё как по райдеру: двое суток на задание, истребление плохих парней на улицах криминальной столицы Бангладеш «в одну каску», внезапное предательство, покаяние за былые грехи и потная перестрелка, в ходе которой главному герою наносят ранение, несовместимое с жизнью. После — вопросительный знак и развилка с двумя дорожками:
- фильм «заходит» публике — Рейка воскрешают в сиквеле, дают в руки пушку потяжелее и натравливают на него врагов пожирнее;
- не «заходит» — тушу протагониста так и оставляют плавать в мутной речной воде в полудохлом состоянии.
И всё-таки сиквел случился. А как ему не случиться, с таким-то набором беспроигрышных вводных у первой части? Extraction за номером один выходил на Netflix, продюсировали его постановщики «Мстителей» братья Руссо, режиссировал марвеловский каскадёр Сэм Харгрейв, а главную роль исполнил Крис «Тор, бог грома» Хемсворт. Так ещё и вышла лента на волне успеха ряда олдскульных боевиков, моду на которые вернули Дэвид Литч и Чад Стахелски — отцы виртуозного киллера Джона Уика. Правда, на 65 миллионов долларов разгуляться было сложновато, тем паче, что «Тайлера Рейка» снимали в настоящих индийских трущобах, а самый запоминающийся эпизод картины — 12-минутная заруба, перерастающая в погоню, и всё это как будто бы без склеек, с иллюзией «одного кадра» — стал таковым не из-за авторской задумки, а из-за дефицита съёмочных дней. Несколько раз отрепетировать и нахрапом исполнить затяжную схватку было дешевле и проще, чем нарезать привычный нашим глазам монтажный винегрет.
Эта самая сцена стала визитной карточкой первого «Рейка». И, к сожалению, так и осталась единственной весомой причиной тратить время на знакомство с приключениями австралийского силовика. Хромающий на обе ноги сценарий и атмосфера пресного голливудского милитари вгоняли в тоску, да и прочие боевые сегменты на фоне бешеной 12-минутной «карусели» выглядели блекло. Как бы ловко подтянутый Хемсворт ни орудовал керамбитом и насколько бы лиричной ни была оркестровая музыка, играющая в эпизодах-слёзовыжималках, зритель тяжело переносил всю ту муть, что обрамляла экшен-секции в целом неплохого, но страдающего дефицитом сумасшествия проекта Харгрейва из 2020-го.
Что же такое «Тайлер Рейк 2»? Это, во-первых, не 12-минутная, а уже 20-минутная боевая сцена, снятая дрожащей камерой, имитирующей пролёт по сменяющим друг друга полям брани единым планом. Вынесенная в заголовок операция по спасению целиком и полностью уместилась в этом спинномозговом сегменте. Все прочие перепалки в фильме — следствия исключительного благородства главного героя и его команды наёмников, которых привлекли к спасению из грузинской тюрьмы жены и детей главы грузинского же преступного синдиката, но против воли последнего.
Во-вторых, «Тайлер Рейк 2» — это примитивный сюжет о том, как бравый антигерой, выручая очередных бедолаг (но уже не ради большого гонорара, а из личного мотива), вспоминает собственное прошлое и пытается загладить вину перед теми, кто был ему дорог.
И в-третьих, новая «Операция по спасению» — это нетфликсовский блокбастер, которому присущи все типовые болячки нетфликсовского блокбастера: он неуклюж, он стеснителен, он не может предложить зрителю ничего, кроме трёх круто поставленных зверских заварушек, разбавленных диалоговыми соплями с сахаром.
Казалось бы, недавний «Джон Уик 4», идущий аж под три часа и практически полностью состоящий из безумных боевых сцен, тоже должен генерировать зевание. Однако фильм Стахелски от избыточной канонады в кадре не проигрывает, а выигрывает, демонстрируя безумную концентрацию действа и торжество хореографии. Сага о мистере Уике целиком и полностью осознаёт свои безумие, наивность и искусственность — то бишь принимает правила медийной игры и смело идёт на сделку с условностями ради зрелища. «Тайлер Рейк 2», как и предыдущая «Операция по спасению», до талого продолжает притворяться серьёзным кино про супергероев в хаки, которое зачем-то пытается своих подшефных «терминаторов» очеловечить. Но не через физические реакции на боль и актёрскую самоотдачу (10 часов падения Киану Ривза с лестницы близ базилики Сакре-Кёр врываются в чат!), а через плаксивый фоновый сюжет о никудышных отцах и их страдающих детишках. Вот только Тайлеру Рейку (и персонажу, и серии фильмов), как и публике, всего этого не надо. И никто бы не обиделся, возьми Харгрейв да и вырежи оттуда всё, кроме мочилова и минимально необходимой экспозиции на пару фраз.
Это хорошо, когда постановщик осознаёт, за что его детище любят, не пичкает себя иллюзиями и не ломает то, что и так прекрасно работает. Однако незачем выращивать франшизу с серьёзным и одухотворённым лицом в том случае, когда народ требует от картонного мужика с автоматом за спиной и оскаленной физиономией не откровений и катарсиса, а хлеба и зрелищ.
P.S. На днях Крис Хемсворт заявил, что триквел «Тайлера Рейка» уже в разработке. Жечь ожидания скепсисом раньше времени не будем, но справедливо заметим, что от грядущего экшен-муви мы ждём захватывающий аттракцион — не тугую «Санта-Барбару». Харгрейв в тандеме с братьями Руссо — превосходные ремесленники боевого жанра, но с шекспировскими трагедиями и обострённой чувственностью они справляются, признаться честно, так себе.