«Сущность»: монстр-Камбербэтч и отсылки к Лавкрафту

Поделиться
VKTelegramWhatsAppОдноклассники

«Сущность», кадр: World Pictures/Film4

С 20 ноября в российском прокате стартует экзистенциальный хоррор «Сущность». Режиссёром выступил документалист Дилан Саузерн, для которого картина стала полноценным игровым дебютом. Фильм впервые был показан на «Сандэнсе», а после — в рамках Берлинале.

Кирилл Артамонов рассказывает, каким получился ожидаемый триллер про утрату.

Овдовевший иллюстратор комиксов (Бенедикт Камбербэтч) тяжело переживает смерть супруги. Однако отгоревать своё ему не позволяет отчий долг: сыновьям-непоседам требуются особое внимание и забота. Ранее воспитанием мальчиков занималась скончавшаяся супруга, поэтому мужчине приходится учиться быть родителем на ходу. Получается с трудом. Непослушные дети вихрем носятся по опустевшему дому, отказываются убирать за собой игрушки и не особо идут на контакт с папой. Постепенно мужчина всё глубже погружается в отчаяние, из которого не выбраться. Наконец к иллюстратору начинает приходить огромный жуткий ворон. Птица словно сошла с мрачных картин художника и теперь не даёт покоя скорбящему вдовцу.

«Сущность», трейлер: World Pictures

В основу сюжета «Сущности» легла повесть английского писателя Макса Портера Grief Is the Thing with Feathers. Опубликованная в 2015 году книга быстро стала хитом, и уже четыре года спустя на сцене театра Black Box в Голуэе состоялась премьера одноимённой пьесы Энды Уолша с Киллианом Мёрфи в роли вдовца. Магистральными темами дебютного произведения Портера стали смерть, любовь и спасительная сила искусства. Повествование в книге ведётся от лица отца, ворона и мальчиков. Саузерн с выучкой хорошиста берётся за перенос текста на экраны. Избегая витиеватости первоисточника, — в оригинале герои стремительно сменяли друг друга, из-за чего текст был крайне полифоничным — режиссёр делит историю на главы: одно и то же событие демонстрируется с нескольких оптик.

Однако литературоцентричность «Сущности» не ограничивается следованием букве текста. Фильм Саузерна уходит корнями в литературную хоррор-традицию. Сюжет о тяжело переживающем утрату мужчине, который неожиданно стал вести беседы с птицей, хорошо знаком поклонникам поэзии Эдгара Аллана По. А история художника, который встречается с жуткими персонажами собственных картин, навевает воспоминания о рассказе «Модели для Пинкмана» Говарда Филлипса Лавкрафта.

Для Саузерна «Сущность» стала игровым дебютом. Свой путь в индустрии он начинал как видеомейкер и даже успел посотрудничать с Arctic Monkeys. Позже он зарекомендовал себя успешным документалистом, снимающим фильмы о музыкальной сцене 90-х. Поэтому, несмотря на первую работу с жанровыми конструкциями, называть Саузерна новичком в профессии будет в корне неверно.

«Сущность», кадр: World Pictures/Film4

Режиссёр успешно экспериментирует со зрительным образом. Изображение обрамлено в формат 4:3, что лишь подчёркивает замкнутость главного героя: после смерти жены вдовец почти не выбирается из дома, большую часть свободного времени проводит не с требующими внимания сыновьями, а всё сильнее погружаясь в дебри скорби. Практически квадратный формат кадра изящно демонстрирует герметичную обстановку, в которой оказался мужчина после смерти жены. Однако в «Сущности» всё же чувствуется желание автора продемонстрировать всё, на что он способен. Каждое появление ворона пытается быть зрелищнее предыдущего, но за формалистскими приёмами скрывается трижды проговоренная простая истина.

Саузерн старательно пытается сочетать конвенциональный хоррор и экзистенциальную драму о скорбящем вдовце, однако выдержать баланс получается с трудом. После впечатляющего знакомства с вороном, выглядящим так, словно он перекочевал на экран прямиком из survival horror Bloodborne, и пары откровенно жутких сцен перед зрителем разворачивается довольно прямолинейная история о необходимости терапии. Непроработанное горе приобретает очертание монструозной птицы, пока отрешившийся от всего мира отец и сам не начнёт напоминать монстра.

«Сущность», кадр: World Pictures/Film4

В прошлом году на Netflix состоялась премьера сериала «Эрик», главную роль в котором также исполнил Камбербэтч. В многосерийном шоу британский артист воплотил образ ищущего сына отца, который выплескивает свою печаль в огромную ростовую куклу. Сюжет «Сущности» оказывается во многом созвучен с прошлогодним хитом стримингового сервиса. В обоих случаях актёрский выход Камбербэтча страховал во многом предсказуемый и алгоритмический сюжет.

Несмотря на свойственную для дебюта несбалансированность, Дилан Саузерн делает уверенный первый шаг на территорию игрового кино. «Сущность» — картина бесхитростная: ей не хватает более объёмных персонажей и ярко выраженного конфликта в отношениях скорбящего вдовца и детей. Но любопытной концепции, жуткого монстра и прекрасного актёрского выхода Камбербэтча оказывается достаточно для того, чтобы увлечь аудиторию. По крайней мере, на ближайшие полтора часа.