На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Соркина — драма
«Суд над чикагской семёркой». Максим Ершов объясняет, почему у картины хорошие шансы получить «Оскар», и утверждает, что сегодня лента Соркина, как это ни странно,
кажется особенно актуальной.
Август 1968 года. США активно ведут военные действия во Вьетнаме, далеко не все в стране понимают, что соотечественники забыли на другом конце света. С разницей в два месяца были застрелены борцы за равные права и светлое мирное будущее — Мартин Лютер Кинг и Роберт Кеннеди. В Чикаго проходит съезд Демократической партии США. Молодёжные активисты разного толка решают, что нет лучше места и времени для протестных выступлений. Как водится, пламенные речи, одобрительные крики толпы и музыка закончились ожесточёнными столкновениями с полицией, которая прекрасно знает, что прав тот, у кого в руках дубинка.
На президентском посту Линдона Джонсона сменил Ричард Никсон. С новым главой государства пришёл и новый генеральный прокурор. Было решено найти зачинщиков протестов в Чикаго. В качестве таковых определены основатели леворадикального движения йиппи Эбби Хоффман (Саша Барон Коэн с выдающимся афро на голове) и Джерри Рубин (непривычно весёлый Джереми Стронг), студенты-активисты Том Хейден (Эдди Редмэйн) и Ренни Дэвис (Алекс Шарп), радикальный пацифист Дэвид Деллинджер (Джон Кэрролл Линч) и двое фактически случайных парней (их обязательно должны оправдать, дабы доказать честность и справедливость американского суда, а уж первые пятеро получат по всей строгости закона). В начале процесса вместе с делом семёрки рассматривался случай сооснователя «Чёрных пантер» Бобби Сила (Яхья Абдул-Матин II). Но полноценной восьмёрки так и не получилось.
Аарон Соркин будет вынужден вечность оставаться сценаристом. Слишком хорошо написаны сериалы «Западное крыло» и «Служба новостей», фильмы «Социальная сеть» и «Человек, который изменил всё». Чтобы отделаться от не самого обидного ярлыка большого мастера диалогов, которому удалось сделать (кино)разговоры отдельным произведением искусства, ему необходимо снять несколько хороших фильмов. Возможно, тогда он будет просто режиссёром, без перечисления внушающего уважения послужного списка сценарных проектов. Первый шаг Соркин одолел: «Суд над чикагской семёркой» заметно лучше его дебюта «Большая игра».
Нельзя сказать, что американский автор сделал решительный шаг в неизведанное. Жанр судебного процедурала ему подходит идеально: минимальное количество локаций, понятная и достаточно предсказуемая сюжетная структура, ставка на разговоры и отменная актёрская игра. Ни дирижёр, ни исполнители не подкачали, хотя начальные условия казались не очень выигрышными.
129 минут в здании суда? Да вы, верно, шутите! Но нет, внушительный хронометраж совершенно не чувствуется, а Соркин вновь проворачивает трюк, доступный единицам: экшен рождают исключительно остроты в диалогах и харизма главных действующих лиц. Хороши не только актёры, сидящие на скамье подсудимых, но и Марк Райлэнс в роли страстного адвоката, Джозеф Гордон-Левитт — главный обвинитель, который словно бы сомневается в правильности своей миссии, Фрэнк Ланджелла — близкий к маразму и полной профнепригодности судья, эпизодический Майкл Китон в роли бывшего генерального прокурора. Ансамбль получается прекрасный, каждый чётко знает свою партию, но особенно выделяется Саша Барон Коэн. Да, образ обаятельного хиппи-острослова — выигрышный билет, но британец постепенно и убедительно раскрывает глубину своего, на первый взгляд, простоватого персонажа. Не зря же последний спич в фильме остаётся за ним.
Конечно же, сложно пройти мимо ритмически отточенных диалогов и выверенных монологов, но Соркин создаёт удивительно современную картину из вроде бы пропахшего нафталином старого одиозного разбирательства. Это не прилизанный идеализированный американский суд, но место, где все ответы даны до начала процесса, а подсудимые избраны, их обвиняют в помыслах, не в действиях. Бойкий монтаж позволяет словам приобретать динамику и превращает процесс в гладиаторский поединок света и тени с пусть и известным финалом. После краткого пролога в форме исторической справки режиссёр сразу же отправляет аудиторию в зал заседаний. Намеренно оставленные лакуны в сценарии помогают картине длительное время держать напряжение и работать в качестве триллера. Можно заглянуть в любой поисковик, прочитать информацию о деле чикагской семёрки и даже узнать последующую судьбу её членов и других участников процесса, но мы же все собрались у экранов не ради этого.
«Суд над чикагской семёркой» — прекрасный пример «оскаровского» фильма. Не в значении сделанного специально под наградной сезон (не очень, правда, понятно, каковы вечно приносящие успех ингредиенты коктейля для любого жюри и голосующих при вручении премий), а в качестве большого американского кино. Каким мы его знаем и любим. Умом всё понятно с первых же минут: хорошие ребята слева, плохие — справа, какие-то не очень приятные углы скошены на всякий случай, демократия выстоит, а правда восторжествует хотя бы через 50 лет (через этот фильм, в частности). Но сердце почему-то отказывается капитулировать и признавать победу рассудка. Зритель волей-неволей всё равно попадает под обаяние героев и идей, за которые они так мужественно стояли. Пусть даже это немного обман, сладкая пилюля в очень горькие времена. Неважно. Под конец всё равно чувствуется разливающееся внутри тепло.
Сценарий к ленте Соркин написал ещё в 2007 году, тогда её должен был ставить Стивен Спилберг. Планы нарушила забастовка Гильдии сценаристов Америки 2007 года, спустя 13 лет фильм снимает уже сам Соркин. Задержка ничуть не испортила «Суд над чикагской семёркой», драма настоялась и выходит по всему миру на стриминге в самый подходящий момент. В 1968 году штормило весь мир: «Пражская весна», «Красный май» и прочие демонстрации, протесты и выступления. 50 с лишним лет спустя на планете снова крайне неспокойно. Спираль раскрутилась до нового витка глобальных изменений. Где-то это случилось, где-то происходит прямо сейчас, где-то политическое сознание начинает просыпаться после глухой и глубокой спячки.
В картину «Суд над чикагской семёркой» вшиты эпизоды кровавых столкновений молодёжи и полиции, которые легко можно было бы принять за выпуск сегодняшних новостей, если бы плёнка не была чёрно-белой и слегка затёршейся. Можно пытаться воспринимать эту ленту лишь как художественно осмысленный исторический эпизод, немножко ушедший в туман времён. И даже тогда смотреть её будет интересно и увлекательно. Но стоит внимательно оглянуться по сторонам, как уже трудно отделаться от банальной, но вместе с тем страшной мысли, что за полвека мало что изменилось. Едва ли сегодня искусство (и кино в частности) способно ярким штрихом остановить мракобесие и судилища разного формата. А жаль.