Со щитом или на щите: рецензия на фильм «Капитан Америка: Новый мир»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Капитан Америка: Новый мир», Marvel Studios

В параллельном прокате можно найти «Капитана Америку: Новый мир» — фильм, вошедший в пятую фазу киновселенной Marvel. Режиссёром четвёртой главы истории о супергерое с узнаваемым щитом в руках выступил Джулиус Она («Парадокс Кловерфилда»), а костюм Кэпа вновь примерил повышенный в звании после «Финала» Энтони Маки. Кирилл Артамонов рассказывает, каким получился фильм и какое место он займёт в дальнейшей судьбе Marvel в частности и супергероики в целом.

Мексика. Новый Капитан Америка Сэм Уилсон (Энтони Маки) вместе с новоиспечённым Соколом Хоакином Торресом (Дэнни Рамирес) выполняет поручение президента Таддеуса Росса (Харрисон Форд). Группа неназванных преступников украла адамантий — инопланетный металл из гигантского Целестиала, появившегося в фильме «Вечные», — и пытается его незаконно продать загадочному покупателю. Вернув ценный груз, Уилсон и Торрес получают приглашение в Белый дом. Компанию новоиспечённым героям составил Исайя Брэдли (Карл Ламбли) — тренер Сэма, суперсолдат и бывший заключённый, над которым правительство США ставило жестокие эксперименты на протяжении 30 лет. В ходе делового визита состоялось покушение на только что избранного президента Росса. Один из подозреваемых — Исайя, начавший пальбу. Однако Уилсон отказывается верить в причастность своего товарища и начинает собственное расследование, которое выводит его на след Сэмюэля Стернса (Тим Блейк Нельсон) — гениального доктора, которого долгие годы бывший генерал Росс удерживал в заточении.

Пытаясь пересказать сюжет, сложно не запутаться в событиях и персонажах, дебютировавших в рамках кинофраншизы задолго до премьеры «Нового мира», но получивших развитие именно в сольном фильме Сэма Уилсона. Перед режиссёром Джулиусом Оной стояла сложная задача — собрать в один клубок растянувшиеся сюжетные нити вселенной Marvel, при этом не потерять собственного лица и сделать достойное продолжение истории Капитана Америки.

«Новый мир» — сотканный белыми нитями опус, который, стараясь исправить накопленные годами недочёты, по итогу лишь создаёт новые.

Кадр из фильма «Капитан Америка: Новый мир», Marvel Studios

Последний «Капитан Америка» страдает не только от отсутствия айдентики — это одновременно квадриквел «Первого мстителя», сиквел «Вечных» и «Невероятного Халка» и прямое продолжение сериала «Сокол и Зимний Солдат», — но и от индивидуальной интонации. В попытке повторить успех фильма «Первый мститель: Другая война» новый проект Marvel в очередной раз пытается мимикрировать под приземлённый политический триллер: ранее неудачными попытками уже отметились «Чёрная Вдова», «Сокол и Зимний Солдат» и «Секретное вторжение».

В случае с «Новым миром» сама реальность становится полноправным соавтором. Из-за постоянных пересъёмок премьера «Капитана Америки» состоялась не в мае 2024 года, как планировалось изначально, а в начале 2025-го, аккурат после инаугурации Дональда Трампа. Параллели между реальным и экранным президентами напрашиваются сами собой: оба проложили путь к Овальному кабинету благодаря уже имевшейся в их руках власти, оба довольно резки в выражениях и не стесняются демонстрировать силу в беседах с политиками других стран. Да и само альтер эго президента, о котором предательски сигнализировали ещё первые трейлеры, можно считать прямолинейной метафорой монстра, поселившегося в Белом доме. Харрисон Форд, сменивший в роли Таддеуса Росса скончавшегося Уильяма Хёрта, уже не в первый раз предстаёт перед зрителями в образе президента США. В 1997 году состоялась премьера фильма «Самолёт президента», в котором Форд исполнил роль главы государства. Если в случае с фильмом Вольфганга Петерсена угрозой для президента, а значит, и для всей страны, служили восточноевропейские террористы, то уже в «Новом мире» главной угрозой выступает сам главнокомандующий.

Кадр из фильма «Капитан Америка: Новый мир», Marvel Studios

Но всё же новый «Капитан Америка» — фильм, не ограниченный вопросом власти и не лишённый наивной сентиментальности. Росс в исполнении Форда — не столько огромный монстр, действия и слова которого могут привести к полноценной войне, сколько любящий и заботливый отец, пытающийся вымолить прощение у обиженной дочери — появившейся впервые после «Невероятного Халка» Бетти Росс в исполнении Лив Тайлер. От агрессивной личности внутри президента может спасти всего лишь разговор по душам. Эмпатия Капитана Америки творит чудеса. Но от бесконечных душевных терзаний страдает и сам Кэп. С момента передачи щита прошло уже шесть лет, но Сэм всё ещё сомневается, достоин ли он стать символом страны. Спасает напутственная речь Баки (Себастиан Стэн) и слезливое признания Торреса в том, что он всегда мечтал походить на Сокола.

Немногим лучше в «Капитане Америке» обстоят дела с демонстрацией зрелищных экшен-сцен. Главное противостояние фильма приберегли для финала и ограничили парой минут хронометража. В остальное же время Уилсон и Торрес сталкиваются с другими антагонистами картины: Гремучником (Джанкарло Экспозито) и ранее упомянутым Сэмюэлем Стернсом. Первому не хватает экранного времени и детально проработанного конфликта. Из второго же старательно пытаются вылепить новую версию барона Земо (Даниэль Брюль) — гениального манипулятора, столкнувшего супергероев друг с другом. Но для этого Стернсу не хватает более глубинных мотивов и актёрской харизмы Брюля.

«Новый мир» во многом также полагается на подменяющий драматургию фан-сервис: возвращение Бетти Росс и Сэмюэля Стернса, подсвечивание связи с «Вечными», упоминание Ваканды и вибраниума и, конечно, задел на глобальный кроссовер в сцене после титров. Однако на выходе этого оказалось недостаточно. Вместо скрепления разрозненной вселенной «Капитан Америка» лишь в очередной раз демонстрирует бессилие создателя перед собственным созданием.

Кадр из фильма «Капитан Америка: Новый мир», Marvel Studios

О кризисе идей в Голливуде не говорит лишь ленивый. Поэтому студии не только прибегают к постоянным сиквелам, но и с головой зарываются в бесконечные самоповторы. При переносе сюжета на бумагу «Новый мир» окажется подозрительно похожим на «Противостояние» — ещё один фильм вселенной Marvel, в котором героям в плащах приходилось противостоять друг другу. Недаром создатели повторяют сюжетный троп с запрограммированными и не отдающими себе отчёт в собственных действиях суперсолдатами, готовыми убивать по одному приказу.

Отсутствие оригинальных идей вкупе с так и не оправившейся до конца после пандемии COVID-19 киноиндустрией сказались и на кассовых сборах фильмов о супергероях. Если в последнем перед COVID 2019 году сразу четырём кинокомиксам — три из которых принадлежат студии Marvel («Мстители: Финал», «Человек-паук: Вдали от дома», «Капитан Марвел») — удалось перешагнуть отметку в миллиард долларов кассовых сборов, то за последующие пять лет эта планка покорилась лишь двум картинам («Человек-паук: Нет пути домой» и «Дэдпул и Росомаха»), которые не особо полагались на магистральный сюжет, а эксплуатировали концепт мультивселенных, возвращая на экраны старых героев.

Кадр из фильма «Капитан Америка: Новый мир», Marvel Studios

Некогда стройный и просчитанный наперёд универсум превратился в череду самоповторов и эксплуатацию ностальгии. Вывод, который напрашивается после просмотра «Нового мира»: нужно срочно что-то менять.

Понимают это и руководители студии. Одна из самых ожидаемых премьер Marvel, «Фантастическая четвёрка: Первые шаги», сюжет которой развернётся на ретрофутуристической Земле 1960-х, обещает стать софт-ребутом франшизы. Нечто подобное уже произошло и с киновселенной DC. Поэтому если закрывающие пятую фазу «Громовержцы» повторят судьбу четвёртого «Капитана Америки», то новый мир вселенной Marvel может недосчитаться нескольких хорошо знакомых персонажей. Пытаясь вернуть собственных зрителей, студия часто оглядывалась назад, полагаясь на самоповторы и фан-сервис, а стоило всего лишь пристально посмотреть вперёд.