«Синдром» с Оксаной Акиньшиной: неуклюжий ситком, прикидывающийся авторским триллером

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Синдром». Централ Партнершип

9 ноября в прокат выходит психологический триллер «Синдром» Антона Борматова с Оксаной Акиньшиной и Кириллом Кяро в главных ролях. Картина рассказывает про супругов Машу и Кирилла, чьи токсичные семейные отношения полностью меняются после страшной аварии. Кинокритик Елена Зархина рассказывает про это амбициозное кино, которое, подобно своим героям, несётся на всех парах к заветной цели, но не справляется с управлением и терпит крушение.

«Синдром» — очередная столичная зарисовка о жизни красивых, богатых и несчастных героев. Маша — художница, Кирилл — бизнесмен. Сложно сказать, что когда-то свело их вместе, но сейчас они каждый день собачатся по любому поводу: Кирилл много работает и не ценит жену, Маша старается спастись в работе, но страдает от равнодушия мужа. Одним дождливым вечером, продолжая ссору в машине, герои на всей скорости врезаются во встречный автомобиль и чудом выживают.

Очнувшись, Маша обнаруживает, что супруг сильно изменился: его сломанная рука собрана заново и запечатана в гипс, но кажется, что пересборке подвергся и он сам. На смену вечно уставшему и раздражённому супругу, для которого каждая потраченная на семью минута была равнозначна упущенной бизнес-возможности, пришёл нежный и заботливый муж, в объятиях которого хочется остаться подольше. Но идиллия постоянно прерывается кошмарными снами Маши, в которых ей снится авария и свидетельства прошлой, более несчастной жизни. А ещё она видит сон, в котором их с Кириллом дочь Лена то и дело пропадает. Когда же Маша рассказывает об этом кошмаре, муж удивляется: какая ещё дочь?

Кадр из фильма «Синдром». Централ Партнершип

Посвящённый женским тревогам «Синдром» выходит в прокат, оказавшись между двух полюсов и сразу нескольких проектов с сильными женскими персонажами. С одной стороны, выходят историческая сага с воинственной Ольгой Куриленко «Будика: королева воинов» и две отечественные драмы про болезненные отношения дочерей с собственными мамами — «Край надломленной луны» Светланы Самошиной по сценарию Наталии Мещаниновой и «Привет, мама» Или Малаховой. С другой стороны, за зрительское внимание с «Синдромом» поборются «Чувства Анны» Анны Меликян и победитель каннского «Особого взгляда» «Как заниматься сексом». Первый призывает расширять рубежи своих чувств, второй учит отстаивать свои телесные границы. «Синдром» в этой стройной компании обладает самым слабым голосом и самым вторичным сюжетом.


Психологический триллер со спутанными мирами будто бы равняется на эталоны жанра вроде «Лестницы Иакова» и «Машиниста», но всё время сворачивает не туда. В первую очередь довольно интересный замысел губят плохие диалоги и сырая режиссура, словно перекочевавшие из дешёвых телевизионных ситкомов.


Кадр из фильма «Синдром». Централ Партнершип

Из-за этого работа даже таких опытных артистов, как Акиньшина и Кяро, вызывает недоумение, а по мере развития истории — зрительское отторжение. И чем больше стараются актёры в кадре, тем сильнее становятся очевидны сюжетные дыры и слабость рассказчика: соавтору сценария (наравне с Ириной Накаряковой) и режиссеру Антону Борматову не удаётся подобрать ключ к и без того бесхитростной истории.


Увиденное оставляет зрителя обескураженным и в смятении: для чего это снято и какую цель преследовало? Это и не семейная драма, и не психологический триллер в чистом виде; актёры разговаривают фразами вроде мемных «Да он не может любить тебя» и искренне пытаются выжать всё до последней капли из обескровленного сценария, в котором нет ни оригинальности, ни желания удивить зрителя (скорее всего, финал картины вы сможете предсказать после первых 10 минут).


Любопытно, что в 2023 году вышел сериал «Жить жизнь» с Любовью Аксёновой, в котором страшная автокатастрофа также меняла жизни супругов, застрявших в абьюзивных отношениях. Но проект шёл не вширь, а вглубь: героиня Аксёновой использовала боль утраты как катализатор для того, чтобы разобраться в себе и понять, какие личные травмы привели её в токсичный и нездоровый брак, из которого сама она чудом выбралась живой.

«Синдром» подобного серьёзного анализа избегает: авторам не интересна ни природа зла, зёрна которого носит в себе каждый из супругов, ни то, как с ним можно хотя бы попробовать бороться. Авторы сперва пытаются подкупить зрителя какими-то сюжетными фокусами и нелинейным монтажом, спутывающим все карты. Но, когда избитые приёмы заканчиваются, история буксует. Получается, что у ленты нет должного наполнения, а за жанровой обёрткой скрывается пустота. Возможно, идея фильма тоже пришла авторам во сне и была записана по памяти. Но, вопреки замыслу, получился не сновидческий триллер, а фильм, вызывающий настолько сильный дискомфорт, что он него хочется проснуться, как от дурного кошмара.

Читайте также
Позвони мне, позвони: «Привет, мама» — пронзительная история о потере
Обезоруживающий режиссёрский дебют Или Малаховой о женщинах в трёх поколениях.
Дочки-матери: женская драма «Край надломленной луны»
Картина о сложных отношениях трёх поколений женщин по сценарию Наталии Мещаниновой....
В поисках истины: «Анатомия падения» — драма, победившая на Каннском кинофестивале
Жюстин Трие рассматривает кризис отдельно взятой семьи с разных ракурсов.
«Байки на Хэллоуин»: я расскажу тебе историю
Хоррор от пяти ведущих латиноамериканских мастеров ужасов.
«Подменыш»: мрачное городское фэнтези об утрате по роману Виктора Лаваля
Пугающая одиссея по неожиданным уголкам Нью-Йорка.
Также рекомендуем
Кейт Бланшетт против феминизма, спин-офф «Бульварных ужасов», сериал от режиссёра дилогии «Рейд» и «Рейд-2», а...
Про бездну злодеяний и безнаказанность преступников.
Семья остаётся главной темой в азиатском кино, флагманским мотивом для триллеров и фильмов ужасов. Тот же...
Наблюдать за киллером в исполнении Майкла Фассбендера — одно удовольствие.
Кейт Бланшетт против феминизма, спин-офф «Бульварных ужасов», сериал от режиссёра дилогии «Рейд» и «Рейд-2», а...
Про бездну злодеяний и безнаказанность преступников.
Семья остаётся главной темой в азиатском кино, флагманским мотивом для триллеров и фильмов ужасов. Тот же...
Наблюдать за киллером в исполнении Майкла Фассбендера — одно удовольствие.

Последние новости

О группе «Звери» снимут полнометражный фильм
«Всё, что тебя касается» расскажет историю музыкантов.
Джек Кеси на новом промо фильма «Хеллбой»
Перезагрузка популярного комикса выйдет на больших экранах 19 сентября.
Netflix хочет выкупить «Горизонты» Кевина Костнера
Вторая часть была снята с проката на неопределённый срок.
Боб Оденкёрк мог сыграть в «Офисе»
Но уступил Стиву Кареллу на прослушивании.
00:00