9 ноября в прокат выходит психологический триллер «Синдром» Антона Борматова с Оксаной Акиньшиной и Кириллом Кяро в главных ролях. Картина рассказывает про супругов Машу и Кирилла, чьи токсичные семейные отношения полностью меняются после страшной аварии. Кинокритик Елена Зархина рассказывает про это амбициозное кино, которое, подобно своим героям, несётся на всех парах к заветной цели, но не справляется с управлением и терпит крушение.
«Синдром» — очередная столичная зарисовка о жизни красивых, богатых и несчастных героев. Маша — художница, Кирилл — бизнесмен. Сложно сказать, что когда-то свело их вместе, но сейчас они каждый день собачатся по любому поводу: Кирилл много работает и не ценит жену, Маша старается спастись в работе, но страдает от равнодушия мужа. Одним дождливым вечером, продолжая ссору в машине, герои на всей скорости врезаются во встречный автомобиль и чудом выживают.
Очнувшись, Маша обнаруживает, что супруг сильно изменился: его сломанная рука собрана заново и запечатана в гипс, но кажется, что пересборке подвергся и он сам. На смену вечно уставшему и раздражённому супругу, для которого каждая потраченная на семью минута была равнозначна упущенной бизнес-возможности, пришёл нежный и заботливый муж, в объятиях которого хочется остаться подольше. Но идиллия постоянно прерывается кошмарными снами Маши, в которых ей снится авария и свидетельства прошлой, более несчастной жизни. А ещё она видит сон, в котором их с Кириллом дочь Лена то и дело пропадает. Когда же Маша рассказывает об этом кошмаре, муж удивляется: какая ещё дочь?
Посвящённый женским тревогам «Синдром» выходит в прокат, оказавшись между двух полюсов и сразу нескольких проектов с сильными женскими персонажами. С одной стороны, выходят историческая сага с воинственной Ольгой Куриленко «Будика: королева воинов» и две отечественные драмы про болезненные отношения дочерей с собственными мамами — «Край надломленной луны» Светланы Самошиной по сценарию Наталии Мещаниновой и «Привет, мама» Или Малаховой. С другой стороны, за зрительское внимание с «Синдромом» поборются «Чувства Анны» Анны Меликян и победитель каннского «Особого взгляда» «Как заниматься сексом». Первый призывает расширять рубежи своих чувств, второй учит отстаивать свои телесные границы. «Синдром» в этой стройной компании обладает самым слабым голосом и самым вторичным сюжетом.
Психологический триллер со спутанными мирами будто бы равняется на эталоны жанра вроде «Лестницы Иакова» и «Машиниста», но всё время сворачивает не туда. В первую очередь довольно интересный замысел губят плохие диалоги и сырая режиссура, словно перекочевавшие из дешёвых телевизионных ситкомов.
Из-за этого работа даже таких опытных артистов, как Акиньшина и Кяро, вызывает недоумение, а по мере развития истории — зрительское отторжение. И чем больше стараются актёры в кадре, тем сильнее становятся очевидны сюжетные дыры и слабость рассказчика: соавтору сценария (наравне с Ириной Накаряковой) и режиссеру Антону Борматову не удаётся подобрать ключ к и без того бесхитростной истории.
Увиденное оставляет зрителя обескураженным и в смятении: для чего это снято и какую цель преследовало? Это и не семейная драма, и не психологический триллер в чистом виде; актёры разговаривают фразами вроде мемных «Да он не может любить тебя» и искренне пытаются выжать всё до последней капли из обескровленного сценария, в котором нет ни оригинальности, ни желания удивить зрителя (скорее всего, финал картины вы сможете предсказать после первых 10 минут).
Любопытно, что в 2023 году вышел сериал «Жить жизнь» с Любовью Аксёновой, в котором страшная автокатастрофа также меняла жизни супругов, застрявших в абьюзивных отношениях. Но проект шёл не вширь, а вглубь: героиня Аксёновой использовала боль утраты как катализатор для того, чтобы разобраться в себе и понять, какие личные травмы привели её в токсичный и нездоровый брак, из которого сама она чудом выбралась живой.
«Синдром» подобного серьёзного анализа избегает: авторам не интересна ни природа зла, зёрна которого носит в себе каждый из супругов, ни то, как с ним можно хотя бы попробовать бороться. Авторы сперва пытаются подкупить зрителя какими-то сюжетными фокусами и нелинейным монтажом, спутывающим все карты. Но, когда избитые приёмы заканчиваются, история буксует. Получается, что у ленты нет должного наполнения, а за жанровой обёрткой скрывается пустота. Возможно, идея фильма тоже пришла авторам во сне и была записана по памяти. Но, вопреки замыслу, получился не сновидческий триллер, а фильм, вызывающий настолько сильный дискомфорт, что он него хочется проснуться, как от дурного кошмара.