«Шан-Чи и легенда десяти колец»: супергеройская разборка в стиле кунг-фу

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В российском прокате новейший марвеловский фильм, в центре сюжета которого супергерой азиатского происхождения. Картина населена фантастическими тварями, пропитана китайскими мотивами и супергеройским пафосом. Ефим Гугнин рассказывает про эту разборку в стиле кунг-фу на большом экране.

Шан-Чи и легенда десяти колец

Великий боец Веньву (Тони Люн, почти не изменившийся со времён «Любовного настроения» Вонга Карвая) тысячи лет назад нашёл Десять колец, легендарный артефакт, дающий владельцу огромную силу и бессмертие. За многие века он обрёл могущество и построил целую криминальную империю, что из тени управляла судьбой мира. Но потом в ходе одной из своих экспедиций по поиску некой мифической деревни встретил равную себе по силам Цзян Ли и вдруг остепенился. Влюбился, завёл двоих детей — мальчика Шан-Чи и девочку Сянлин — отказался от преступных мыслей и вечной жизни, убрал Десять колец подальше в сундук. Но ненадолго.

Жена умерла, а несчастный муж вернулся в криминальный мир ещё более свирепым — заодно решив вырастить из сына убийцу (дочь в это время подглядывала за тренировками из-за угла и училась на ходу). Правда, после первого же задания подросток Шан-Чи (Симу Лю) не вернулся домой: остался в Америке, взял имя Шон и попытался вести спокойную жизнь безалаберного студента. Пока в один день к нему не наведались киллеры отца и не попытались отнять талисман, доставшийся от матери — безделушка, оказывается, может указать путь на ту самую таинственную деревню, до которой Веньву тогда так и не добрался.

Шан-Чи и легенда десяти колец

Шан-Чи и легенда десяти колец

Для Marvel и материнской Disney «Шан-Чи» — фильм неожиданно важный, хоть и рассказывает далеко не о самом популярном комиксовом герое. Важный не только потому, что полноценно возвращает киновселенную на большие экраны («Чёрная вдова», напомним, прокатывалась гибридно), но и потому, что сделан с явным прицелом на китайский прокат, ныне опережающий голливудский по количеству крутящихся там денег. Disney пробовала сделать что-то подобное с «Мулан», превратившей оригинальный мультфильм в патриотичное «уся», но вышло из рук вон плохо: фильм хотел быть Чжаном Имоу, а получился низкопробным болливудским блокбастером (только те обычно намного веселее). Судя по «Шан-Чи», урок студия усвоила и в этот раз взяла людей, действительно понимающих фактуру национального азиатского кино.

Когда западные рецензенты начали сравнивать фильм с «гонконгскими экшенами», сперва это напрягало: хотя бы потому, что такое сравнение подразумевает, будто бы «гонконгский экшен» — какой-то монолитный жанр, а не сосредоточение авторов с совершенно разными почерками. Но оказалось, что это обобщение — самый точный способ определить эклектичную стилистику «Шан-Чи». Фильм Дестина Дэниела Креттона выглядит эдакой выставкой достижений народного хозяйства: сначала это магический уся, где герои парят на тросах среди деревьев прямо как в «Крадущемся тигре, затаившемся драконе». Потом — раздутый блокбастер образца современного Китая, где любят делать большое, цветастое и глупое кино. Немного кайдзю-экшен. Самую малость — классический кунг-фу-боевик. Где-то между всем этим — акробатическая экшен-комедия в духе Саммо Хуна или Джеки Чана с прямыми цитатами из «Полицейской истории».

Шан-Чи и легенда десяти колец

Последнее фильму удаётся лучше всего. Вообще, все сцены условно «приземлённого» экшена (то есть того, где не участвуют драконы и магические артефакты) — главное достоинство «Шан-Чи», редкого современного блокбастера, который действительно пытается под каждую драку создать интересную сюжетную ситуацию. Герой бьётся с противниками в узком автобусе — так пусть у того ещё и тормоза откажут. Нужно отбиться от наёмников в высотке — давайте лучше выйдем на строительные леса, где каждый неверный шаг ведёт к неминуемой смерти. Сравнения с Джеки Чаном (а точнее, с его гонконгскими работами) неслучайны: лучшие моменты «Шан-Чи» отличают те же пластическая изобретательность, точность хореографии и умение креативно работать с окружением. Что в целом неудивительно, если вспомнить, что постановкой драк в фильме занимался Брэдли Джеймс Аллан — ныне покойный координатор трюков «Kingsman», «Армагеддца» и третьего «Часа пик». А по совместительству один из руководителей каскадёрской команды всё того же Джеки.

На самом деле первая треть «Шан-Чи» сделана настолько хорошо, что становится жутко обидно, когда фильм отходит от «джекичановской» стилистики в сторону эпического фэнтези. Хотя с точки зрения повествования это вполне логично, даже изящно в каком-то смысле. Ведь фильм рассказывает о столкновении поколений, болезненной несовместимости прогрессивного Шан-Чи с его древним (в прямом смысле) отцом — и стилевое разнообразие как бы отражает эту борьбу нового и старого, патетичного серьёзного мифа и самоироничной молодой реальности. Чем глубже герой погружается в собственное прошлое и чем больше осознаёт, по сути, сказочную природу силы, тем сильнее и фильм начинает напоминать сказку. Чаще, правда, не народную, а диснеевскую — с обязательным милым животным в качестве немого сайдкика и эксцентричным комик-релифом (кто именно тут выступает в этом амплуа, кстати говоря, спойлер).

Шан-Чи и легенда десяти колец

И всё же странно осознавать, что в фильме, где есть огромные водные драконы и бессмертные воины с волшебными кольцами, самыми интересными оказываются моменты, когда весь этот фэнтезийный беспредел отодвигается далеко на второй план. Как хорошо ты ни рисуй затерянные чудесные миры, а реальность всё равно киногеничней зелёного экрана: как и настоящие трюки (коих тут немало — благо актёр Симу Лю кое-что в единоборствах понимает) эффектнее хоть самой детализированной CGI-драки.

Речь, впрочем, не только об экшене, но и, скажем, о биохимии семейной драмы. Банальной, да, но в рамках жанра чуть ли не реакционной: где ещё в супергероике увидишь антагониста, чьё главное желание — оживить мать главного героя. У персонажа Тони Люна вообще одна из самых сложных злодейских арок в истории MCU, он глубоко амбивалентный и, по сути, трагический герой, которому фильм уделяет не меньше внимания, чем самому Шан-Чи. Неожиданно «взрослой» выглядит и романтическая линия Шан-Чи и Кэти (персонажа Аквафины), вроде бы неявная и второстепенная и при этом решённая удивительно тонко для подобного кино. Никаких кульминационных поцелуев на фоне заката — нам всё понятно по взглядам и редким соприкосновениям рук. То, что всё это происходит на фоне компьютерных драк огромных монстров, даже добавляет фильму некоторого шарма: как и свой титульный герой, «Шан-Чи» остаётся предельно человечным даже в самые отчаянные моменты. В те, где человеку, казалось бы, и не справиться.



Читайте также
Фильм «Кэндимен»: только крикни — он появится
Влад Шуравин рассказывает, почему оригинальный «Кэндимен» заслуживает особого места...
«Легенда о Зелёном Рыцаре»: идущий к смерти приветствует тебя
В прокате «Легенда о Зелёном Рыцаре» — фильм, о котором зарубежная пресса уже даже устала писать (а может, и нет). Анна Закревская рассказывает про картину о...
Картина «Не дыши 2»: вдох-выдох, а мы опять играем в сиквел 
О том, нужен ли сиквел этой истории, рассказывает Влад Шуравин.
Свобода — это код у тебя в голове: в прокате «Главный герой» с Райаном Рейнольдсом и Джоди Комер 
До кинотеатров добрался научно-фантастический фильм Шона Леви «Главный герой», в центре которого трансформация компьютерного персонажа игры по имен...
Фильм «Отряд самоубийц: Миссия навылет»: пинок в зубы от Джеймса Ганна, который мы и заслуживали! 
В российский прокат влетел фильм «Отряд самоубийц: Миссия навылет» Джеймса Ганна. Первую часть истории про отъявленных злодеев на службе добра принято ругать...
Охота на Ницше: в прокате «Хищники» Пьетро Кастеллитто
В российском прокате затаились «Хищники» Пьетро Кастеллитто. Бодрая комедия (или социальная сатира), получившая награду в Венеции в программе «Горизонты». Ксе...
Также рекомендуем
После мировой премьеры на фестивале «Тёмные ночи» в Таллине компания Ten Letters выпустила в р...
«Лакричная пицца»Ожиданиям настал конец! В обход всех фестивалей в прокат вышел необычный романтический фильм Пола Томас...
В российский прокат вышел фильм «Розовое облако» дебютантки Юли Жербази. Лента о том, как из-за опасных розовых облаков,...
На Netflix вышла чёрно-белая картина «Малкольм и Мари», в главных ролях — Джон Дэвид Вашингтон и Зендея, на э...
После мировой премьеры на фестивале «Тёмные ночи» в Таллине компания Ten Letters выпустила в р...
«Лакричная пицца»Ожиданиям настал конец! В обход всех фестивалей в прокат вышел необычный романтический фильм Пола Томас...
В российский прокат вышел фильм «Розовое облако» дебютантки Юли Жербази. Лента о том, как из-за опасных розовых облаков,...
На Netflix вышла чёрно-белая картина «Малкольм и Мари», в главных ролях — Джон Дэвид Вашингтон и Зендея, на э...

Последние новости

Ханс Циммер не планирует уходить на пенсию
Композитор занимается музыкой более 40 лет.
Фотографии со съёмок пятого сезона «Очень странных дел»
Опубликованные создателем Россом Даффером.
Первый постер долгожданного продолжения «Башни Бога»
Второй сезон аниме-сериала выйдет в этом году.
00:00