8 февраля в онлайн-кинотеатре Kion состоится премьера биографического сериала «Раневская» с Мариэттой Цигаль-Полищук в главной роли. Максим Ершов рассказывает, каким получился проект о саркастичной актрисе театра и кино, разрушавшей любые стереотипы и страстно любившей свою профессию.
Фаина Фельдман (Мариэтта Цигаль-Полищук) родилась в Таганроге в зажиточной еврейской семье и с ранних лет мечтала о карьере в театре. Девушка была влюблена в Василия Ивановича Качалова (Александр Домогаров) и считала его идеальным артистом. Её отец Гирша (Семён Стругачёв) не хотел ничего слышать о сцене и видел дочь замужем за будущим доктором Мулей (Евгений Буслаков). Устремления высокой, нескладной и заикающейся Фаины поддерживала преподавательница актёрского мастерства Ляля (Инна Хотеенкова). Девушка сбегает в Москву с небольшой суммой денег, фактически навсегда прощаясь с семьёй. На пробах на крошечные роли Фаина знакомится с Зиной (Ольга Ванькова), которая может свести с балериной Большого театра (Эмилия Спивак) и помочь наладить связи в творческой тусовке. Но начинающая актриса из Таганрога самостоятельно, без протекций быстро вливается в правильные круги, берёт запоминающийся псевдоним и начинает карьеру в театре в Керчи. Дальше будут большие роли на сцене, съёмки в заметных фильмах и работа в анимации.
Снять сериал о жизни Фаины Георгиевны Раневской — задача амбициозная и авантюрная. Фигура актрисы успела обрасти легендами, а её хлёсткие и остроумные выражения давно разлетелись на крылатые фразы. С другой стороны, за сложившимся на сцене и из нескольких интервью образом трудно разглядеть живого человека. Пожалуй, создатели сериала «Раневская» пытались решить эту непростую задачу.
Все эпизоды снял режиссёр Дмитрий Петрунь («Воскресенский» и «Спросите медсестру»). Среди сценаристов Юрий Мороз (постановщик сериала «Угрюм-река» и третьего сезона «Содержанок»).
Но о Раневской не только непросто снимать сериал, трудно её и играть. Мариэтта Цигаль-Полищук, дочь актрисы Любови Полищук и правнучка писательницы Мариэтты Шагинян, — большая кастинг-удача проекта. Цигаль-Полищук, как и другие артисты, играет в советской или даже дореволюционной несовременной манере, подражая реальным прототипам.
Действие сериала начинается в 1915 году. О давно минувшей эпохе возвещают не только титры, но и характерные вставки словно бы из немого чёрно-белого кино с потрескавшейся плёнкой. Наивная и влюблённая в театр Фаина не вписывается ни в одно известное амплуа. Но кто же с первого взгляда может сказать, что перед ним уникальная актриса? И уже в юности Раневская не лезет за словом в карман, обаятельна и напориста. В отличие от многих однотипных биографических отечественных сериалов, за центральным персонажем любопытно наблюдать. Фаина Георгиевна многогранна, а её судьба трагикомична. Пока зрители смеются, актриса скрывает многочисленные разочарования и наворачивающиеся слёзы. Цигаль-Полищук удаётся раскрыть Раневскую, а не превратить артистку в картонного персонажа.
Как и аналогичные отечественные сериалы телевизионного склада, «Раневскую» никак нельзя назвать революционной ни по форме, ни по содержанию. Центральное место в повествовании уделено заглавному персонажу, второстепенные герои (будь то представители столичной богемы или провинциальные артисты) появляются, исчезают и в одно мгновение забываются. Действие развивается неторопливо, так что Фаину Георгиевну удаётся разглядеть с разных сторон. Это её бенефис, которого при жизни никогда не было.
Первые серии проекта — история становления юной актрисы и начальные шаги в профессии только на пути к будущей славе. Это классический сюжет преодоления жизненных обстоятельств в виде неверящих в тебя родителей и сомневающихся театральных режиссёров и худруков. Всего в первом сезоне восемь эпизодов.