На Netflix вышел мини-сериал «Падение дома Ашеров» — восьмичасовая адаптация избранных произведений Эдгара Аллана По. Шоураннером проекта выступил известный хоррормейкер Майк Флэнаган. Об одной из главных сериальных новинок сезона рассказывает Юлия Салихова.
Глава фармацевтической империи Родерик Ашер (Брюс Гринвуд) и его сестра Мадлен (Мэри Макдоннелл) сколотили состояние на продаже вызывающих привыкание таблеток от боли. На протяжении нескольких десятилетий компанию пытается привлечь к ответственности настойчивый помощник генерального прокурора Огюст Дюпен (Карл Ламбли), но всякий раз Ашерам удаётся выйти сухими из воды благодаря деньгам, везению и адвокату Артуру Пиму (Марк Хэмилл). Ход очередного судебного разбирательства неожиданно омрачают трагические события внутри семейства. Шесть взрослых наследников ашеровской империи, законные и внебрачные дети Родерика, начинают умирать один за другим при странных обстоятельствах. Поначалу смерти кажутся случайными и не связанными друг с другом. Однако вскоре становится ясно, что во всех случаях замешана таинственная незнакомка Верна (Карла Гуджино). Похоронив всех своих детей, Родерик решает исповедаться. Он приглашает Дюпена в обветшалый дом своего детства, чтобы поведать ему о страшных тайнах семьи Ашер.
Никакого секрета из предстоящих по сюжету смертей создатели не делают изначально. С первых минут известно, что все отпрыски Родерика Ашера мертвы. Для создания полной картины повествование скачет от одного временного отрезка к другому. Проводником по истории семейного клана Ашеров служит Родерик — его исповедь Дюпену серия за серией приоткрывает шкаф со скелетами.
В основе сценария лежит одноимённый рассказ Эдгара Аллана По, но с небольшими изменениями. Шесть средних эпизодов названы в честь других рассказов писателя — сюжет каждого иллюстрирует гибель одного из наследников. Помимо прочего, в сериале спрятано множество отсылок к другим произведениям автора: от имён персонажей до цитирования стихотворений. При этом читать избранные труды По необязательно. Проект ориентирован на широкую аудиторию. Находить отсылки здесь — скорее просто приятный бонус.
Готические ужасы почти двухсотлетней давности адаптированы к современности. Действие перенесено в наши дни. Заглавная тема — опиоидный кризис в США. В деле против фармацевтической бизнес-империи Ашеров легко читается история реальной американской семьи Саклер. Помимо этого, сценаристы добавили отдельные сюжетные линии вроде разработки искусственного интеллекта, поп-культурные отсылки и парочку шуток про создание сериалов. В сторону прогресса переработаны и отдельные рассказы. В эпизоде «Маска красной смерти» маскарад в замке во время чумы превращается в оргию для богатеньких гедонистов в закрытом клубе. Для крушения стен квартиры в «Чёрном коте» используется молот Криса Хемсворта. В «Сердце-обличителе» оглушающий стук исходит из высокотехнологичного кардиостимулятора. Отдельные серии весьма любопытны, другие наводят скуку. При этом создателям удаётся сохранить историю цельной. Это не антология вроде «Кабинета редкостей Гильермо дель Торо» или «Чёрного зеркала». Хотя, возможно, именно такой формат смотрелся бы лучше.
Отвечает за вольную киноадаптацию произведений Эдгара Аллана По американский шоураннер Майк Флэнаган. За последние годы создатель фильмов «Окулус», «Игра Джералда» и «Доктор Сон» зарекомендовал себя в качестве топового режиссёра и сценариста сериальных ужастиков. С 2018 года он выпустил четыре мини-сериала в жанре хоррор: «Призраки дома на холме», «Призраки усадьбы Блай», «Полуночная месса» и «Клуб полуночников». Все они тоже выходили осенью перед Хэллоуином, целясь на определённый запрос аудитории. «Падение дома Ашеров» — последний проект Флэнагана в рамках контракта с Netflix. Новый мини-сериал в некотором смысле можно обозначить финальным пятым сезоном его своеобразной хоррор-антологии. В каждом из вышеупомянутых тайтлов задействованы плюс-минус одни и те же актёры, меняются только герои, локации и сюжетные линии, прямо как в лучших традициях «Американской истории ужасов».
Среди актёров в первую очередь блистает любимица режиссёра Карла Гуджино в роли таинственной незнакомки, чьё появление становится предвестником падения дома Ашеров. Старая гвардия в лице Брюса Гринвуда и Мэри Макдоннелл смотрится весьма колоритно, но не столь убедительно. Зато неожиданно эффектно выступил Марк Хэмилл в образе мрачного адвоката Артура Пима. Что до героев, здесь мало кто вызывает сочувствие. В особенности это касается избалованных детей Родерика Ашера. Их играют постоянные актёры Флэнагана: Генри Томас, Саманта Слойан, Т’Ниа Миллер, Рахул Коли, Кейт Сигел и Сориян Сапкота. Своего рода «Наследники» в готических декорациях.
Мини-сериал «Падение дома Ашеров» — очередной неоднозначный продукт от Netflix. С одной стороны, восьмисерийный хоррор по мотивам литературных произведений Эдгара Аллана По идеально вписывается в каталог стриминга в преддверии Хэллоуина. С другой — это ещё один необязательный сериал, о котором все забудут, как только выйдет что-то поинтересней.