Кадр из сериала «Игра в кальмара»
Согласно данным портала FlixPatrol, ежедневно собирающего статистику по продукции стриминг-сервисов, 26 сентября «Игра в кальмара» забралась на первое место по популярности в 76 из 83 стран, где доступен Netflix, в том числе в США. Рассказываем о южнокорейском проекте, который смог поженить фильм «Королевская битва» с бёртоновской картиной «Чарли и шоколадная фабрика».
Когда-нибудь это должно было случиться. Корейская музыка, большой кинематограф, а главное — сериалы штурмуют западный рынок уже не первый год. Отвечать на запросы зрителя (читай потребителя) — прямая обязанность больших медиаигроков. Поэтому неудивительно, что Netflix постепенно добавлял в свою библиотеку проекты «корейского происхождения». Будь то документальная лента про мегапопулярную женскую k-pop группу Black Pink, или же картина про «Космических чистильщиков» режиссёра Чо Сон-хи, или дорама (так зовутся корейские сериалы) про зомби-апокалипсис («Милый дом», реж. Ли Ын-Бок). Но эти проекты скорее тешили внимание преданных поклонников корейской культуры и мало привлекали зрителя «вне пузыря». Но тут студия предложила зрителям сыграть в кальмара.
Фото со съёмок сериала «Игра в кальмара»
«Игра в кальмара» — южнокорейский проект, которому удалось занять первую строчку в топе 10 многосерийных проектов Netflix в большинстве стран (на момент написания текста Россия в это большинство не входила, но ещё не вечер). В центре сюжета — несколько героев, оказавшихся по разным причинам в долговых ямах. Все они панически нуждаются в деньгах и готовы ухватиться за любую спасительную соломинку. И шанс предстаёт перед ними в лице героя Кон Ю («Поезд в Пусан», «Гоблин»), к слову, это минутное появление актёра на экране ожидаемо породило волну мемов, что опять-таки сыграло на руку всему проекту. Загадочный незнакомец уговаривает потягаться в банальной детской игре (аналог наших «кэпсов», цель состязания — перевернуть фишку оппонента), а после вручает деньги и визитку, намекнув, что у героя есть возможность заработать в разы больше. И тот соглашается.
По сюжету персонажей закрывают на таинственном острове, где ведущий в маске предлагает каждому поучаствовать в детских играх. С каждым выбывшим увеличивается банк, в финале можно заполучить запредельную сумму денег, которая каждому позволит распрощаться с долгами и бедами. Проблема в том, что проигравший лишается не только права на дальнейшее участие в состязаниях, но и жизни. И в первой же игре «Тише едешь — дальше будешь» будут расстреляны около 200 человек разом.
«Игра в кальмара» (выбор названия проговаривается в первой же серии) — это не аналог «Пилы» или ей подобных историй. Над всем этим «развлечением» не стоит большой архитектор, предлагающий участникам против их воли искупить вину и покаяться в грехах; герои добровольно участвуют в «крысиных бегах», рискуя жизнями. Зачинщик «шоу» использует финансовую нужду как гарантию вовлеченности. О том, что долговые отношения в Южной Корее и по сей день, возможно, самые крепкие в стране, говорил ещё триумфатор «Оскара» Пон Чжун Хо, рассуждая о социальном контексте своих «Паразитов». Герои игр на выживание объединяются в «стаи», строят козни, устанавливают власть и унижают слабых. Конструируют новое общество в утрированно красочной, «кукольной» реальности, будто «Королевскую битву» создатели поместили в декорации бёртоновской фабрики Вилли Вонки.
Кадр из сериала «Игра в кальмара»
В своё время такой же интерес у аудитории вызвала картина «Платформа», которая также обращалась к теме человеческого в нечеловеческих условиях. Возможно, студии даже удалось вывести некую формулу успеха. Южнокорейский сериал уже захватил ленту в TikTok (а это мощный индикатор популярности): пользователи нарезают видео с реакциями на особо жестокие сцены из сериала, строят догадки о происхождении всего острова и примеряют на себя роли участников этих игр. «Игра в кальмара» — зрелище, конечно, кровавое. Но сразу стоит оговориться: градус насилия в этом проекте значительно снижен по сравнению с другими корейскими представителями жанра. Бывалые поклонники точно знают, как режиссёры умеют презентовать жестокость, убийства, отчаяние и страх на экране, в сериале же «Игра в кальмара» Netflix будто делает скидку на неподготовленного клиента. Студия организовала первое свидание, но не предлагает завязывать крепкие отношения. Хотя интересно, после ошеломительного успеха сериала кого ещё на встречу с пользователем приведёт этот медиаигрок?