Долгоиграющая историческая сага из пяти сезонов «Последнего королевства» закончилась полнометражным двухчасовым фильмом «Семь королей должны умереть». Спартак Волков рассказывает о последнем приключении Утреда Беббанбургского (Александр Дреймон) и окончании экранизации цикла книг «Саксонские хроники» Бернарда Корнуэлла.
Будущее Англии вновь на кону. Противоречивый король Эдуард почил от тяжёлой болезни, освободив свой трон раньше времени. Его место на троне занимает Этельстан (Гарри Джилби) — зрительский фаворит прошлого сезона и воспитанник Утреда Беббанбургского. Но за несколько лет благородный честный принц сильно изменился: его сердце очернил религиозный фанатизм, а в голове поселилась паранойя. В частности, благодаря новому игроку на политической карте — Ингильмундру, зубами вцепившемуся в юношу со своими советами. Из-за этого великому воину, олдермену Беббанбурга Утреду, приходится вновь взяться за меч в попытках воззвать к разуму нового короля, уничтожающего всех, чьи владения не согласны становиться частью Англии и принимать крещение.
Утред Беббанбургский — хрестоматийный, вымирающий на больших и малых экранах вид мужских главных героев, которым нипочём и вражеские козни, и женские одурманивающие чары, и сотни вооружённых врагов. На протяжении последних восьми лет он боролся за свои родовые владения, помогал королям Англии удерживать власть, сражался, терял близких, не раз был предан, но всегда оставался хорошим человеком, пытающимся поступать правильно. И, кажется, именно эта черта характера стала ключом к сердцу зрителей, потому что очаровательная наивность и отвага основного протагониста «Последнего королевства» выступает неким архаизмом во всеобщем массмедиа, в частности в сериалах, некоторые из которых в том или ином роде берут средневековые правила за основу своих историй. Их мир жесток, и такие герои зачастую быстро умирают. Но Утред — исключение из всеобщего правила мейнстрима.
Таким же был и его сериал. Последним среди могикан. Таким же оказался и фильм, но без ложки дёгтя не обошлось. Потому что, по большому счёту, события «Семь королей должны умереть» мчатся к своему неминуемому пророческому финалу с такой скоростью, что временами становится сложно переваривать происходящее. Одна сцена сменяется другой слишком быстро. Важные моменты сложно прочувствовать, потому что и сражений, и небольших стычек, и смертей второплановых героев слишком много, чтобы уместиться в двухчасовой, совсем не резиновый хронометраж.
Больше всего от этого страдают персонажи, основной сюжет и новые зрители, которые ошибочно могут воспринять «Семь королей должны умереть» как самостоятельное произведение. В отрыве от сериала история, как и её герои, не выглядят цельными. И если сердечные фанаты «Последнего королевства» ещё смогут смириться с тем, что некоторые персонажи либо оказались на задворках, либо растеряли рассудок, то рядовому новоприбывшему такие образы и большая часть событий будут казаться не просто скучными, но и, скорее всего, нелепыми. Уверенно сказать можно лишь одно: и те и другие, посмотрев двухчасовый фильм, сойдутся во мнении, что исходного материала хватило бы на один отличный сезон, бережно относящийся ко всем аспектам повествования собственного мира.
Но что у постановщика Эдварда Базалгетта точно получилось бесспорно хорошо, так это общее накалённое настроение и атмосфера возросших ставок: Англия в «Последнем королевстве» ещё никогда не была так одновременно близка и далека от великой мечты короля Альфреда, желавшего объединить её и сделать единым королевством. Герои скалятся друг на друга, создают враждующие коалиции, вступают в сражения, и лишь один храбрый человек и его верные друзья пытаются этому помешать.
Бессменный немецкий актёр Александр Дреймон последний раз вернулся в привычном амплуа отважного Утреда Беббанбургского. И выглядит он так, словно и не прошли годы с момента финальных эпизодов сериала: в его волосах слегка добавилось седины, но привычные для него обаяние и искра в глазах никуда не делись. Чуть позже становится понятно, что всё это — лишь броня, скрывшая его внутренние страхи. Утред устал, а несколько шрамов на его лице — лишь самая верхушка огромного айсберга переживаний, что он носит на своих плечах. Судьба намекает ему, отобрав любимый меч, что следующее сражение может стать для него роковым. Он до победного цепляется за веру в Этельстана, в его разум и честь, надеясь уберечь родные земли от массовой резни.
В человечности и благородстве Утреда и скрывается основной шарм фильма, перекочевавший прямиком из сериала-прародителя. Ему не достаёт в хронометраже, он слишком сильно форсирует события, но в нём есть душа «Последнего королевства». В геройских поступках, в фактурных персонажах, в драматичных моментах, пробивающих на эмоции, в бесконечных попытках примирить непримиримых врагов, надеясь обрести душевный покой рядом с близкими. В непередаваемой словами старомодности.
Этот дух не очернить, не испортить и не смыть ни одним плохим решением. «Семь королей должны умереть» не стал идеальным завершением, но он провёл финальную черту в истории одного из величайших телегероев нашего поколения. Несмотря на все преграды и шероховатости, её окончание способно пробить на слезу и выжать лёгкую улыбку. Иначе и быть не могло, ведь судьба правит всем.