С голубого ручейка: в прокате «Акварель» Виктора Косаковского

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В непропорционально скромном относительно задумки авторов прокате — «Акварель» Виктора Косаковского. Один из самых эффектных документальных фильмов декады, снятый с революционной частотой 96 кадров в секунду. Разочарованная Ксения Ильина рассказывает о картине подробнее.

Виктор Косаковский снимал «Акварель» на территории семи стран и успел запечатлеть обрывочные последствия нескольких природных катаклизмов — от буйства урагана «Ирма», прошедшего по Майами, до раньше срока тающих льдов Байкала, оставляющих под собой лихачей на джипах. Главный герой фильма Косаковского, впрочем, конечно, не люди, а сама вода — и лучше всего ему удались именно кадры стихии, без антропоморфных персонажей и с очень условной драматургией.

Роль драматурга режиссёр доверил воде, и использование нового технического метода — съёмки с частотой 96 кадров в секунду — должно было помочь ему справиться с этой отважной миссией. Но, увы, технические новшества ещё никогда не позволяли автоматически превратить кого-то (или что-то) в самостоятельного рассказчика, и в этом кроется корень проблемы «Акварели».

Кадр из фильма «Акварель», реж. В. Косаковский, 2018 г.

Конечно, на воду, безмятежно и страшно вздымающуюся метровыми волнами посреди Атлантического океана, тревожно смотреть. Мы и раньше знали, что существует огромное количество способов, которыми стихия может запросто разделаться с маленьким человеком, но «Акварель» эти способы демонстрирует, упиваясь. С другой стороны, схожие эмоции нам способны подарить и фильмы BBC, Discovery, National Geografic. Сравнения с английским научпопом лезут в голову все 90 минут ленты Косаковского. Вопреки народной мудрости, просто смотреть на воду — занятие утомительное. К тому же не очень ясно, почему, если воде, по замыслу самого режиссёра, не нужно ничего специального, чтобы забирать всё внимание зрителя, экран постоянно трещит от хэви-метал-саундтрека, написанного лидером группы Apocalyptica? И разве не это становится первым бросающимся в глаза обстоятельством несостоятельности «рассказчика»? Да, в фильме не ведутся патетичные разговоры о глобальном потеплении — в нём вообще не говорят, но этого оказывается мало. В кадрах «Акварели», в её музыке, даже в сценах, где ненадолго появляются люди, всегда присутствует та самая неприкрытая манипулятивность документалиста, решившего создать свой opus magnum не о человеке, но о природе. Правда, природе не нужно напоминать о её величии. Но в напоминании, созданном Косаковским для людей, всё время ловишь себя на фальшивости самого послания, которое так и не вступает с тобой в диалог. И это обиднее вдвойне, потому что именно Косаковский — непревзойдённый мастер такого диалога: вспомнить хотя бы его шедевр «Тише» о непрекращающейся стройке на петербургской улице Рубинштейна, говорящей многое, кажется, о самом мироздании.

В «Акварели» присутствие человека в кадре не складывается в полноценные истории — мы видим людей на шхуне во время шторма, и они с надрывом пытаются что-то предпринять, но мы не понимаем, к чему всё идет и закончится ли — потому что по сути самого Косаковского это мало интересует. Эти образы просто вброшены им в пучину океана и так и оставлены там, не докручены до подобающего конца. Безусловно, многие сцены «Акварели» сильны и воздействуют на уровне первобытного инстинктивного страха. Но всё остальное время Косаковский, увы, слишком заворожён тем, что он видит перед собой,и потому оказывается слишком ленив, чтобы поделиться режиссёрской мыслью со зрителем.

Читайте также
«Джокер»: возвращение антигероя
Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осени. В нелёгки...
«К звёздам»: нелюбовь космических масштабов
Один из самых ожидаемых фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля — «К звёздам» Джеймса Грэя с Брэдом Питтом в главной роли, да ещё и в роли продюсера. Сразу...
«Томмазо»: ода безудержному творцу
Новая картина Абеля Феррары «Томмазо» («Томас»), которую сам режиссёр представит на грядущем «Амфесте» в Москве и Санкт-Петербурге, детально ра...
«Иванов»: лучший русский фильм непонятно какого года
Гордей Петрик рассказывает о любимом русском фильме всех отечественных синефилов, добравшемся до широкого экрана спустя полтора года после премьеры...
«Зеровилль»: Голливуд, я тебя люблю... я тебя тоже нет
Гордей Петрик о новом фильме Джеймса Франко, который все будут сравнивать с «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино, а зря.Странного п...
«Бунюэль в лабиринте черепах»: понятный язык сюрреализма
В ограниченном, но оттого еще более ценном прокате, анимационный байопик о Луисе Бунюле — одном из самых влиятельных и одновременно загадочных режиссёров ХХ в...
Также рекомендуем
4 сентября на Netflix вышла новая работа сценариста и режиссёра Чарли Кауфмана — «Думаю, как всё зак...
Лихой сюжет, джазовое интро и влияние Луи Маля — возможно, не самое плохое сочетание для вашего вечера.
Канал Showtime (а в России «КиноПоиск» и Amediateka) показывает сериал «Самый громкий голос», посвящённый...
10 июня 1975 года состоялась премьера картины Вуди Аллена «Любовь и смерть». История о том, как русский д...
4 сентября на Netflix вышла новая работа сценариста и режиссёра Чарли Кауфмана — «Думаю, как всё зак...
Лихой сюжет, джазовое интро и влияние Луи Маля — возможно, не самое плохое сочетание для вашего вечера.
Канал Showtime (а в России «КиноПоиск» и Amediateka) показывает сериал «Самый громкий голос», посвящённый...
10 июня 1975 года состоялась премьера картины Вуди Аллена «Любовь и смерть». История о том, как русский д...

Последние новости

Ральф Маччио — обладатель новой звезды на «Аллее славы»
Которую установили рядом со звездой Пэта Мориты.
Режиссёр «Точки кипения» снимет «Энолу Холмс 3»
Приключения племяшки Шерлока продолжаются.
00:00