С большой дороги. В прокате «Романтики “303”»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На российские экраны выходит новый фильм австрийского режиссёра («Воспитатели») и актёра («Перед рассветом») Ханса Вайнгартнера «Романтики “303”» — скромный, но, может быть лучший ромком сезона. Почему это так, по просьбе КИНОТВ объясняет Алексей Васильев.

«303» из заголовка — это серийный номер культовой модели кемпера марки «Мерседес», с коричневой полосой на боку, кроватью и раковиной, в которой в середине 1980-х западные немцы открыли счастье семейных вылазок на колёсах по своей тогда ещё располовиненной стране. В 303-м кемпере зрителей немецкого фильма из конкурсной секции Берлинского фестиваля Generation 14Plus — «Молодёжное кино», ждёт двухчасовая поездка из Берлина в Португалию, обладающая полным набором привлекательностей дальнего автопрогона, когда редкие, но равномерно высаженные тополя средней Европы с её белёсым небом каким-то незаметным и потому волшебным образом сменятся тучной зеленью и поп-артовскими красками её латинской оконечности.

Кадр из фильма «Романтики “303”», реж. Х. Вайнгартнер

Для хозяйки кемпера, 24-летней студентки биофака Юле, этот кемпер, в котором в её детстве они колесили с родителями и братом, — островок ностальгической уютной безопасности среди мира, ощерившегося на неё проблемами взрослой жизни. Брат покончил с собой, летний экзамен придётся пересдавать — шикарный биолог, она завалилась на зубрёжке, так ещё и отстаивала перед комиссией свою позицию «зачем зубрить, когда есть Google», и к тому же она совершенно незапланированно и весьма основательно беременна, что и едет обсудить со своим бойфрендом, живущим и работающим в Португалии. На заправке она соглашается подбросить до Кёльна своего ровесника с кафедры политологии Яна, который тоже не с лёгким сердцем уезжает на летние каникулы, и тоже не из-за дури и лени, а из-за своей принципиальной позиции — Фонд Аденауэра отказал ему в стипендии, потому что в курсовой он подверг анализу и критике американские дроны, а Аденауэр и либералы не женятся. Вообще-то ему в Бильбао: в 17 лет Ян узнал, что своему папе он не родной, а там живёт его реальный, биологический отец, в Кёльне же он сядет на автобус. Двум таким принципиальным, идейно подкованным студентам окажется так сподручно между ночной чисткой зубов у бензоколонки, обедами в городках у рек и прогулками по покрытым шишками просекам собачиться друг с другом о неандертальцах и кроманьонцах, феромонах и кортизоле, современном одиночестве как экономическом рычаге капитализма и главное — о любви как об инстинкте и выборе, субъекте биологии и политологии, её первобытной форме и той, какую она приняла у древних римлян, что Кёльн они проедут, вместе поедят мороженого на берегах Луары, искупаются в море в Нормандии, полюбуются яхтами в Сан-Себастьяне и, когда препарируют и рассмотрят в своих разговорах любовь во всех её аспектах, влюбятся — в двух шагах от Атлантического океана.

Кадр из фильма «Романтики “303”», реж. Х. Вайнгартнер

«Я рекомендовал бы тщательно выбирать себе спутника в кинотеатр, поскольку вы непременно влюбитесь после просмотра этого фильма», — сказал о своем пятом полном метре режиссёр Ханс Вайнгартнер, и прокатчики совершенно справедливо вовсю используют эту его фразу в целях продвижения картины. Сказано довольно забористо, но по существу. Перед нами — дистиллят романтического фильма для всех, у кого не выветрилась из головы повышенная интеллектуальная плотность студенчества. Кажется пророческим тот факт, что проходя в берлинской клинике аспирантуру по окончании нейрохирургического факультета венского университета (два своих фильма, «Белый шум», 2001, и «Сумма всех моих частей», 2011, он посвятил клинически безупречным картинам переживания шизофрении), Вайнгартнер в середине 90-х мелькнул актёром эпизода за стойкой кафе в эталонной картине такого рода, тоже разговорной романтической истории о дорожном трансевропейском знакомстве двух студентов, «Перед рассветом» Ричарда Линклейтера, положившей начало целой трилогии. Только если у линклейтеровских студентов утопических 90-х голова была в Батае, студент наевшихся правды жизни XXI века нынешних 10-х годов знает, что от всякого переживания может быть толк, надо только его разложить по составным частям и рационализировать. У Линклейтера любовь имела привкус эскапады — как старые интеллектуальные конструкции. Вайнгартнер препарирует любовь, как студентом препарировал мозг, — чтобы заранее убедиться, как она будет работать с максимальной отдачей. Это не хорошо и не плохо, но это — более практично и повышает благополучный исход, КПД результата. Перед нами — романтический фильм, предлагающий сперва взвесить все ингредиенты романтики и выбрать сочетания и меры, при которых она максимально проявит свою благотворность и долгосрочность. Если проводить аналогии с французской новой волной, которой творчески Вайнгартнер, автор нашумевшего в Каннах 2004 года фильма «Воспитатели» о троице юных революционеров, оголтело влюблённых друг в друга по кругу, безусловно, наследует, то образно «Романтики “303”» своей бесконечной трепотнёй очаровательных юных существ на пикниках и пансионатских дорожках напоминают фильмы Эрика Ромера, только у «Романтиков» язык подвешен и аргументация богата скорее как у персонажей Годара.

Кадр из фильма «Романтики “303”», реж. Х. Вайнгартнер

В рассуждениях Вайнгартнер дока — в 2007 году он сделал целый фильм, «Прочисть мозги», о том, как технически устроены телевизионные рейтинги, и изучение этой техники, самой по себе любопытной, позволило ему вскрыть социально-экономические и политические механизмы функционирования капитализма в канун экономического кризиса, и все эти графики и схемы он разложил на экране так, что все два с лишним часа картина и сегодня смотрится с разинутой варежкой. В свете этого, конечно, было бы страшно интересно, что же такого Ян написал об американских дронах, что напугало Фонд Аденауэра — но на это явно потребовался бы отдельный фильм, и будем надеяться, мы его дождёмся. А пока на нашем операционном столе — любовь, и это чертовски важно!

Когда в 1955 году на первую проходившую в СССР Неделю французского фильма Рене Клер привёз «Большие манёвры», одна советская журналистка, страшно нахваливая его на пресс-конференции, закончила свой пассаж сожалением, что мсье Клер всё же не направил свой огромный талант на более значительную тему. Клер парировал: «А у нас во Франции считается, что нет темы значительней, чем любовь». Взяв на вооружение идейную предприимчивость и политическую ангажированность той самой французской новой волны, что проехала по Клеру асфальтозакатывающим катком, Вайнгартнер развернул всю её ораторскую мощь к старомодной сфере интересов давнего классика. И не прогадал. Именно в сегодняшнем мире любовь кажется весьма вероятной панацеей и условием счастливого выживания. Может даже, в долгосрочном прогнозе, если любовь восторжествует, тут-то и придёт капиталистам крышка. Только надо понять принципы её устройства. Что Вайнгартнер и делает. Так что, вопреки заявлению автора, смело берите на этот фильм кого хотите. Такое глубокое проникновение в суть любви, какое предлагают «Романтики “303”», просто не позволит вам по окончании сеанса сделать неправильный выбор — как и проворонить единственно верный.


Читайте также
«Баския: взрыв реальности» — портреты, художники, юности
В российский прокат выходит документальный хит Сары Драйвер о Жан-Мишеле Баския — культовом граффитисте и неоэкспрессионисте, одном из&nbs...
«Крид 2» и новые русские злодеи
В прокате «Крид 2» — новая серия боксёрской эпопеи, которую Сильвестр Сталлоне начал 43 года назад первым «Рокки». Она закономерно встраив...
Ничей «Праздник». Зинаида Пронченко посмотрела ту самую «комедию о блокаде»
31 декабря 2018 года в 15:00 по Москве (полночь в Петропавловске-Камчатском) Алексей Красовский должен был открыть для свободного просмотр...
Это не заело, это хаус: «Хрусталь» и девяностые
В российском прокате лучший русскоязычный дебют года и главный белорусский фильм за последние лет эдак двадцать — «Хрусталь» Да...
Война и мир: «Книга образа» Годара в сети
В день рождения Жан-Люка Годара, 3 декабря, сайт MUBI открыл для просмотра последний фильм режиссёра «Книга образа» — самую радикальную картину...
Тихое место: в прокате «Спитак» Александра Котта
На российские экраны выходит фильм Александра Котта («Брестская крепость», «Троцкий») о спитакском землетрясении, унесшем более 25 тысяч челове...
Также рекомендуем
Максим Ершов осторожно рассуждает о том, кому и почему может понравиться фильм.
Возможно, подзабытые или просто не известные картины, которые вдохновляют и историей создания.
Максим Ершов осторожно рассуждает о том, кому и почему может понравиться фильм.
Возможно, подзабытые или просто не известные картины, которые вдохновляют и историей создания.

Последние новости

«Годзилла и Конг: Новая империя» нацелился на уверенный старт в прокате
Блокбастер метит на 135 миллионов долларов в первые выходные.
Баки и Асура столкнутся в аниме-кроссовере для Netflix
Два культовых персонажа сразятся друг с другом.
Что смотреть в кино с 28 марта: от «Материнского инстинкта» до «Ненормального»
Новинка с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн в главных ролях, перевыпуск сатиры Романа...
Сюжет третьего сезона «Эйфории» сделает скачок во времени
События сериала перетекут из школьной жизни во взрослую.
Съёмки «Бэтмена 2» начнутся следующей весной
Об этом заявил инсайдер Джефф Снайдер.
«Ирландская мечта» с Линдси Лохан стал неожиданным хитом на Netflix
Романтическая комедия возглавила еженедельный чарт стриминга.
00:00