Рецензия на триллер «Безмолвное братство»: Молодой папа охотится за неонацистами

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Безмолвное братство», «Парадиз»

В прокат выходит «Безмолвное братство» Джастина Курзеля. Премьера картины состоялась в основном конкурсе Венецианского фестиваля. Основанный на реальных событиях триллер рассказывает о расцвете неонацизма в США в 1980-е, хотя недвусмысленно проводит параллели с настоящим. Получился самый умный со времён Майкла Манна триллер-дуэль с живописными пейзажами, охотой на оленей и одной из лучших ролей Джуда Лоу.

Белый террорист, вооружённый манифестом, для австралийца Джастина Курзеля, похоже, стал центральным персонажем. В противовес поутихшей в последние годы исламофобии Курзель с завидной периодичностью на основе реальных событий напоминает, что среди правоверных христиан тоже есть свои герои. Разобравшись с соотечественниками в «Сноутауне» и «Нитраме», режиссёр в «Безмолвном братстве» присматривается к американским неонацистам, которые в 80-х переживали свой ренессанс.

“ Вышел крепкий антифа-триллер на стыке с полицейским боевиком без нравоучений и с тонко зеркалящими друг друга героями в духе культовой «Схватки».

«Безмолвное братство», «Парадиз»

В 1983 году опустошённый и явно выгоревший на службе агент ФБР Терри Хаск (Джуд Лоу) становится единственным сотрудником бюро где-то в захолустье. В прошлом гроза «Коза Ностры» и ку-клукс-клана Хаск хочет притормозить, но найденное для этого милое местечко пестрит листовками «Арийских наций» — сторонников «превосходства белой расы» по главе с Ричардом Батлером. Местный шериф уверяет, что осевшие неподалёку неонацисты — «тот ещё цирк», но хлопот не доставляют. А вот его помощник Джейми Боуэн (Тай Шеридан) уверен, что листовками там дело не ограничивается.

А в это время отколовшаяся от «Арийских наций» кучка радикалов во главе с голубоглазым Робертом Мэттьюсом (Николас Холт) вербует сторонников и готовится силой превратить штат за штатом в обетованный арийский рай. И хотя все последователи Мэттьюса пока с лёгкостью умещаются за одним столом на воскресном барбекю, они с таким проворством взрывают синагоги и грабят банки, что не принимать их всерьёз не получится. Мэттьюс и компания будут вооружаться, нападать на инкассаторов, а перед сном читать детям «Дневники Тёрнера» (библия неонацистов, пришедшая на смену «Майн кампф»). А Терри Хаск и Джейми Боуэн будут идти по следу и то и дело оказываться у них под прицелом.

«Безмолвное братство», «Парадиз»

Сценарий «Безмолвного братства» написал номинант на «Оскар» (за «Короля Ричарда») Зак Бэйлин, а в основе его лежит одноимённая книга-расследование Кевина Флинна и Гэри Герхардта о националистической группировке «Орден» в США в 80-х годах. История Мэттьюса и компании подана аккуратно и, кажется, вовсе без каких-либо художественных вольностей и преувеличений. Особенно подкупает, что радикалы, несмотря на очевидную глупость связывающей их идеологии, не выглядят карикатурными реднеками, болванами и злодеями. Напротив, мороз по коже от их полной неприметности и серости — братьев по оружию легко перепутать, и лишь предводитель Холт отличается нездоровым блеском в глазах и дурацкой причёской.

Для Джуда Лоу, который также выступил в качестве продюсера фильма, роль агента Хаска точно станет одной из лучших в карьере. На фоне реальных биографий его вымышленный агент выглядит едва ли не более достоверным, несмотря на то что весь написан сплошными недомолвками: жена и дочери, которые всё никак себя не проявят, шрам на груди, носовые кровотечения, именная зажигалка, алкоголь — всё лишь намёки на не слишком благополучную жизнь.

“ Все многозначительные, но смутно обозначенные маркеры тяжёлой судьбы Джуд Лоу заполняет глубиной, невиданной для героя полицейского боевика.

«Безмолвное братство», «Парадиз»

Курзель вообще, надо сказать, держит зрителя от героев на солидной дистанции. Единственным эмоциональным крючком для зрителя становится персонаж Тая Шеридана — местный полицейский, который учился с будущими радикалами в одной школе, а теперь берёт уроки у приезжего фэбээровца, как стать плохим копом, чтобы изменить родной городок к лучшему. В остальном же режиссёр проявляет известную сдержанность и скупость, не сокращая героев до функций, но исключает для зрителя всякую возможность подключиться к персонажам и тем более проникнуться к ним симпатией. Курзель отводит публике роль свидетеля, а не участника тех исторических событий, не превращает хронику одной несложившейся революции в аттракцион. Он также избегает сентиментальности или эмоциональной неустойчивости: не упивается насилием, не ужасается манифестам. При этом экшен-сцены собраны с таким мастерством (монтаж, ракурсы, хореография), что неизменно чувствуешь себя в центре событий.

Радикалы с пистолетом и их не менее фанатичные преследователи, готовые подставляться под пули, волнуют Курзеля не в пример больше, чем истоки нацизма или причины радикализации уязвимых групп населения. Смотреть на них он предпочитает как на хищников — с солидного расстояния, а ещё лучше — через прицел. И стоит признать, что с заданной дистанции они куда больше будоражат сознание, чем ряженые и карикатурные злодеи «Чёрного клановца» или «Иуды и чёрного мессии».

Читайте также
Рецензия на драму «Арман»: судный день в школьной преисподней
«Большая маленькая ложь» от внука Ингмара Бергмана.
Рецензия на драму «Урок фортепиано»: музыкальная реликвия, брошенная на алтарь семьи
Проверка актёров на прочность и беспощадная работа с коллективной памятью.
Рецензия на пеплум «Гладиатор 2» Ридли Скотта: Пол Мескал кусает обезьяну
О достойном продолжение непревзойдённого оригинала.
Чем завершился «Аркейн»: забудем о старых обидах
Впечатления о финале популярного анимационного сериала.
Также рекомендуем
Второй фильм молодого канадца Шона Дуркина, как и его прославленный дебют «Марта, Марси Мэй, Марлен», был впервые п...
Собираем сериальный урожай. Татьяна Алёшичева составила гид по премьерам сентября. История властной медсестры из картины...
КИНОТВАлексей Васильев продолжает фантазировать на тему неслучившихся экранизаций и обращается к одному из своих любимей...
Как изменился образ вампира за последние десять лет.
Второй фильм молодого канадца Шона Дуркина, как и его прославленный дебют «Марта, Марси Мэй, Марлен», был впервые п...
Собираем сериальный урожай. Татьяна Алёшичева составила гид по премьерам сентября. История властной медсестры из картины...
КИНОТВАлексей Васильев продолжает фантазировать на тему неслучившихся экранизаций и обращается к одному из своих любимей...
Как изменился образ вампира за последние десять лет.

Последние новости

Что в бокс-офисе: «Злая» и «Моана 2» держатся под натиском новичков
Рассказываем о мировом прокате за прошедший уикенд.
00:00