Рецензия на «Присутствие» Стивена Содерберга: призрак, а давно ты дэдинсайд?

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Присутствие», кадр: Neon

В отечественном прокате замечено «Присутствие», новый издевательский POV-хоррор Стивена Содерберга про дружелюбное привидение, подсматривающее в доме за новыми жильцами. О том, почему, в очередной раз издеваясь над зрителем, постановщик мнётся на одном месте, рассуждает Антон Фомочкин.

Смеркалось. Выглянув из окна и не заметив никого на парковочной дорожке, привидение продолжило безучастно скитаться по безлюдному двухэтажному дому, который следующим утром наполнился суетливым риелторским щебетанием. Бла-бла. Спрос на районе взлетел до небес. Бла-бла. Неподалёку престижная школа. Бла-бла. Да и здание пока не на продаже, иначе кто-то другой уже выписывал бы чек. Продажная скороговорка работает безотказно, и соседствовать с нематериальной сущностью заселяется склочная семейка — на грани то ли распада, то ли пыточной совместной жизни до гробовой доски.

«Рядом пожарная часть, будут реветь сирены», — при покупке никто не обращает внимания на ворчливую ремарку мнительного папаши-медведя Криса (Крис Салливан), ведь все решения принимает его супруга, боевой матриарх клана Ребекка (Люси Лью), распланировавшая на годы вперёд жизнь своего ненаглядного сыночки-спортсмена Тайлера (Эдди Мадей). Безразличным хвостиком за старшими следует и их апатичная дочка Хлои (Каллина Лян), скорбящая из-за гибели своей лучшей подружки. Взаправду небезразличен к замкнутому подростку лишь чувствительный бугай-отец, готовый и обнять, и выслушать, и заказать утешительный буррито. Так все они, вместе с новоявленным школьным приятелем Тайлера Райаном (Уэст Малхолланд) — мелким дилером, приноровившимся ходить в гости, — буднично (иногда напряжённо) слоняются от кухни к спальням и обратно, время от времени ссорясь.

Дух наблюдает за «домашними», как мы обычно следим за дрязгами в реалити-шоу.


Каллина Лян в фильме «Присутствие», кадр: Neon
Люси Лью в фильме «Присутствие», кадр: Neon

А что же привидение? Иногда бузит, в сердцах срывая полки шкафа и опрокидывая с тумбочки стаканы. Но куда эффектнее потусторонняя сила педантично убирается в комнате, аккуратно перекладывая тетради и книжки с кровати на стол — и это, в общем, главная шутка концептуалиста Содерберга. Как «Девушка по вызову» — фильм не про фрикции, а про движение капитала, так и «Присутствие» — не паранормальное явление, а сентиментальный хоррор в традиции американской готики про чуткого и приунывшего духа, который наблюдает за «домашними», как мы обычно следим за дрязгами в реалити-шоу.

Все вхожие за порог, разбредаясь по комнатам, явно что-то скрывают (особенно старшие), задыхаясь от бытовых драм, как от пыли со столетнего трюмо, вросшего в паркет гостиной. Призрак же ловит каждое слово и по необходимости интерактивно реагирует, выбирая, за кем следить, свободно передвигаясь с этажа на этаж, когда наскучит. Для большего комизма — намеренного, потому что Содерберг издевается по умолчанию, и не очень, ибо сценарист Кепп заунывно-серьёзен — не хватает только осуждающих или сочувствующих акцентированных покачиваний камерой в такт диалогам.

По-мальчишески прикрываясь просьбой друга, Крис в сторонке от всех консультируется с юристом и с горя ревёт белугой. Ребекка, умиляясь, ловит каждое бранное слово школьного буллера Тайлера, лишь бы тот приносил домой кубки по плаванию и оправдал родительские надежды, — с тем же рвением принижая в разговорах с благоверным «разнывшуюся» тихоню Хлои. По мелочи юлит даже риелтор (Джулия Фокс), привирая потенциальным покупателям, что приезжает на презентации сильно загодя, хотя сама ворвалась в прихожую пару минут назад. Череду таких мелочных откровений, по загробной подписке доступных лишь призраку, а значит, и зрителю, разряжает несколько саркастичных выпадов от самого Содерберга, который, может, и допускает педантичное вмешательство в жизни высших сил (как минимум чтобы убраться или что есть сил на кого-нибудь дунуть), но всё равно не упускает возможности поглумиться над жанровой привычкой придавать значение каждому шороху.

«Присутствие» — громоздкий эксперимент, при всём формализме приёма вопиюще зацикленный на сюжете.


«Присутствие», кадр: Neon

Вот Ребекка жалуется на «странный» компьютерный вирус. Вот один из ремонтников упрямится заходить красить комнату, якобы чего-то почувствовав. Вот спутник риелторской знакомой, принципиально не называющей себя медиумом, украдкой стреляет у Криса деньжат за моральный ущерб — обычно после спиритических контактов желание работать пропадает на весь день. Большая часть подобных стимулирующих напряжение издевательских подмигиваний так и остаются оборваны на полуслове, будто постановщик, сродни эмпатичному привидению со сбитым гормональным фоном, вновь одномоментно отвлёкся на поймавшую грустинку Хлои и позабыл про любые намёки.

Один Кепп не поспевает за содерберговской находчивостью, ведь он и есть вечный домашний затворник и фетишист, на протяжении всей карьеры регулярно слагавший оды планировке четырёх стен. Их предыдущий совместный с Содербергом фильм «Кими» так и вовсе был посвящён героине-агорафобу, по расследовательской необходимости выбравшейся на свежий воздух. На наших глазах призрак также оставляет беспокойное шатание по этажам, наконец осознав, почему же так и не вознёсся к облакам, — но доставшийся ему маловменяемый квест во искупление будто бы сочинил старшеклассник, начитавшийся Эллиса.

При всех проблесках содерберговского поэтизма, на этот раз обращённого к страху забвения и обаянию старинных зеркал, «Присутствие» — вещь в себе, громоздкий эксперимент, при всём формализме приёма вопиюще зацикленный на сюжете. И как бы постановщик ни старался заставить левитировать камеру (или, по крайней мере, сделать так, чтобы в это поверили мы), артисты на протяжении экранных полутора часов всё равно старательно пытаются не столкнуться с объективом.

Читайте также
Моё лукошко меня бережёт: «Что случилось осенью» Франсуа Озона
Поиски счастья в долине аутсайдеров.
Забавные игры в офисе: рецензия на триллер «Плохая девочка»
Николь Кидман заводит служебный роман.
«Настоящая боль» Джесси Айзенберга: путешествие по тоннелям памяти
Роль, за которую Киран Калкин, скорее всего, возьмет награду у киноакадемиков.
«Носферату»: сны, которые питаются кровью
Демон сонного паралича, или Свирепая рождественская сказка Роберта Эггерса
«Ночная сучка»: оборотни в декрете
Нетипичный взгляд на послеродовую депрессию.
Также рекомендуем
Гид по фильмам ужасов от киножурналистов. Субъективный, забавный, пугающий.
Влад Шуравин вышел с сеанса со здоровыми ушами, но со «сломанной головой».
Рассказываем про  новую работу режиссёра зомби-хита «Репортаж»
Гид по фильмам ужасов от киножурналистов. Субъективный, забавный, пугающий.
Влад Шуравин вышел с сеанса со здоровыми ушами, но со «сломанной головой».
Рассказываем про  новую работу режиссёра зомби-хита «Репортаж»

Последние новости

Кумэйл Нанджиани может сыграть во втором сезоне Fallout
Об этом сообщает инсайдер Джефф Снайдер.
«Голяк» завершится на седьмом сезоне
Об этом заявили создатели сериала.
Вин Дизель поделился фото со съёмок «Форсажа 11»
Напоминая, что нет ничего дороже, чем семья.
Грозный «Сорвиголова» на свежем промо для журнала SFX Magazine
Выйдут первые серии «Рождённого заново» 4 марта.
00:00