Рецензия на пеплум «Гладиатор 2» Ридли Скотта: Пол Мескал кусает обезьяну

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Гладиатор 2», кадр: Paramount Pictures

Долгожданное продолжение «Гладиатора» победно шествует по миру. За Рассела Кроу в нём сразу два меланхоличных борца за справедливость в исполнении Пола Мескала и Педро Паскаля, за Хоакина Феникса — два чуточку комичных, но эффектных императора в исполнении Фреда Хекинджера и Джозефа Куинна. Кроме того, сиквел может похвастаться отменной компьютерной графикой и яростными фантастическими тварями вроде нарисованных боевых носорогов. Рассказываем, как в достойном продолжении ожесточённо сражаются трагедия и зрелище и почему ему не превзойти оригинал.

Спустя 16 лет о жизни и смерти Максимуса всё ещё ходят легенды. Его некогда напутственное «То, что мы делаем в жизни, отзовётся в вечности» и вовсе стало чем-то вроде афоризма. А вот мечты императора Марка Аврелия о возвращении к республике всё ещё произносятся только шёпотом, на тайных сходках сенаторов-заговорщиков. Возглавляет их дочь Аврелия и наша старая знакомая Луцилла (Конни Нильсен). Империя между тем продолжает стремительно расширяться, кровь, вино и большие деньги льются по ней бурными никем не контролируемыми потоками.

А где-то в Нумидии (современном Алжире) голубоглазый и счастливо женатый воин Ханно (Пол Мескал) собирает урожай, но позволить себе не думать о Римской империи он не может. Потому что на самом деле он сын Луциллы и наследник римского престола Луций, а ещё потому, что римские легионы под предводительством генерала Марка Акация (Педро Паскаль) уже показались на горизонте. После ожесточённого (и живописного!) морского боя Ханно превращается из доброго фермера в кипящего ненавистью вдовца и раба, которого на галерах везут в самое сердце империи. Луций намерен свести с ней счёты, а поможет ему в этом делец Макрин (Дензел Вашингтон), выкупивший пленника для гладиаторских боёв. Ровно до тех пор, пока не станет для него главным соперником.

Пол Мескал в фильме «Гладиатор 2», кадр: Paramount Pictures
Педро Паскаль в фильме «Гладиатор 2», кадр: Paramount Pictures
Дензел Вашингтон в фильме «Гладиатор 2», кадр: Paramount Pictures
Джозеф Куинн в фильме «Гладиатор 2», кадр: Paramount Pictures

К сиквелу самого грандиозного проекта в фильмографии Ридли Скотта с ходу хотелось отнестись с некоторым сочувствием и уважением: попытаться выйти из тени такого великого предка — задача дерзкая и амбициозная, как покушения гладиаторов-рабов на императора. И тут стоит сразу отметить, что маэстро, кажется, и не ставил перед актёрами сиквела задачи покорить те драматические высоты, которых достиг Рассел Кроу в 2000 году. Герой Мескала на этой арене существует как будто на совсем других условиях. При всей техничности и филигранности исполнения он по природе своей выглядит заложником Колизея, в то время как Кроу был его полноценным хозяином, действующим с неотвратимостью рока. Сколько бы Мескал ни сносил головы в манере Кроу сразу с двух рук, его добрые печальные глаза превращают Луция если не в жертву, то в мученика.


Гладиатор Луций, в отличие от гладиатора Максимуса, — скорее мессия, чем воин, и проповедует он Вергилия, а не «силу и честь».

Пол Мескал в фильме «Гладиатор 2», кадр: Paramount Pictures

Ещё любопытнее обстоят дела с героем Педро Паскаля, которого здесь до обидного мало. Возможно, именно потому, что его персонаж — словно сказочный единорог: такой же фантастический, как невесть откуда взявшиеся в Древнем Риме газеты. В мире, где всё решают сила и ярость, он играет благородного генерала Марка Акация, захватившего по приказу полмира, но как бы нехотя и с сочувствием к порабощённым. Когда Акаций в очередной раз из благородства отказывается от решительных действий и отбрасывает меч, невольно задумываешься, как же он дослужился до высокого поста и дожил до почтенных седин со своим подрывным пацифизмом в обществе, напоминающем террариум с ядовитыми змеями.

Самой ядовитой и опасной змеёй здесь неожиданно оказывается делец Макрин, смотрящий на всех немигающим мёртвым взглядом. Этот фантастический перформанс Дензела Вашингтона, пожалуй, заслуживает отдельного текста. Он играет одновременно юркого прохвоста и интригана и человека, несгибаемого, как скала, — сочетание нетривиальное, если не сказать уникальное для большого экрана. Макрин — герой-двойник, бывший раб с политическими амбициями, острым умом и железной волей, но без солидной родословной. Вашингтон стоит в «Гладиаторе», как нерушимая стена, по которой зрителю и удаётся распознать изменения, происходящие в Луции. В совместных с Мескалом сценах он выглядит по меньшей мере Понтием Пилатом, но никак не ушлым злодеем.

Исход каждой схватки на этой арене с самого начала предрешён, следить остаётся только за тем, как именно это произойдёт.

Пол Мескал и Педро Паскаль в фильме «Гладиатор 2», кадр: Paramount Pictures

Но центральной и принципиальной находкой сиквела стало решение перенести на арену и главные драматические события. Здесь Луцилле спустя 16 лет предстоит впервые увидеть своего сына, а ему — принять все поворотные решения, моменты на то и ключевые, что перечисление их будет явным спойлером. Теперь внимание зрителей полностью перенесено на арену, а самые драматические моменты буквально встроены в так называемые шоустопперы — развёрнутые развлекательные сцены (те самые с акулами и носорогами), которые традиционно не развивали сюжет и были элементами чистого удовольствия. Во время просмотра начинаешь себя чувствовать римлянином, стремящимся от скучных кулуарных бесед обратно в Колизей, где их последствия обязательно проявятся в ходе битвы.

В этом и новаторство, и одновременно слабость второго «Гладиатора»: пока героиня Конни Нильсен испытывает радость и ужас узнавания (сына на арене), декламируя Вергилия, там, внизу, не на шутку страдает носорог, что в моменте, будем честны, захватывает всё же больше. Вот и выходит, что драма в этом продолжении сдаётся зрелищу практически без боя. В конце концов, кому же не хочется посмотреть, как Мескал кусает обезьяну?

Читайте также
Чем завершился «Аркейн»: забудем о старых обидах
Впечатления о финале популярного анимационного сериала.
Рецензия на хоррор «Улыбка 2»: сделай счастливое лицо
Поп-звезда на грани нервного срыва.
«Лихие»: сеанс токсичной маскулинности от Юрия Быкова, или очередной сериал про 1990-е
Рассказываем о первых сериях новой криминальной саги известного режиссёра.
Рецензия на триллер «Еретик»: квест в поисках веры
Религиозный триллер с поп-культурными отсылками.
Также рекомендуем
Известные фильмы, которые могли кончиться совсем по-другому.
Алексей Васильев собирает каст для пяти киноисторий.
Влад Шуравин вспоминает звёздных актёров, чьи лица были изменены до неузнаваемости.
Стоит ли обращать внимание на сериальную адаптацию прославленной видеоигры?
Известные фильмы, которые могли кончиться совсем по-другому.
Алексей Васильев собирает каст для пяти киноисторий.
Влад Шуравин вспоминает звёздных актёров, чьи лица были изменены до неузнаваемости.
Стоит ли обращать внимание на сериальную адаптацию прославленной видеоигры?

Последние новости

Сергей Горошко на первых кадрах многосерийного экшена «Высокий сезон»
Вдохновлённый фильмами Гай Ричи и гонконгскими боевиками.
00:00