Рецензия на фильм «Хищники»: ад — это другие

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Хищники», реж. Родриго Сорогойен
«Хищники», реж. Родриго Сорогойен

Со 2 февраля в российских кинотеатрах можно будет посмотреть психологический триллер «Хищники» испанца Родриго Сорогойена. Максим Ершов советует не проходить мимо напряжённого и дискомфортного фильма, ведь на месте главных героев очень легко представить себя.

Французская образованная пара из города — Антуан (Дени Меноше) и Ольга (Марина Фоис) — уже два года живёт в умирающей галисийской деревне, занимаясь фермерским хозяйством и пытаясь отремонтировать старые соседские дома. Местные к чужакам настроены нейтрально, на французов просто не обращают внимания. Настроение меняется на враждебное, когда Антуан и Ольга не соглашаются продать свою землю компании, которая хочет поставить в деревне ветрогенераторы. Из-за отказа фермеров из города без денег остаются и необразованные бедняки. Братья Сан (Луис Саера) и Лорен (Диего Анидо) выбирают в качестве жертвы жестоких шуток Антуана. Решить конфликт переговорами едва ли получится.

«Хищники», реж. Родриго Сорогойен

Премьера фильма состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля прошлого года. «Хищники» представлены в 17 номинациях премии «Гойя», вручение наград которой состоится 11 февраля. Съёмки фильма проходили в галисийской деревне Киньела-де-Бархас. На протяжении 25 лет в ней жил один мужчина по имени Серхио, так что населённый пункт восстанавливали специально для производства «Хищников».

Картину испанского режиссёра Родриго Сорогойена открывает титр: «Чтобы дикие лошади могли жить на свободе, укротители — алоитадорэс — собственным телом прижимают животных к земле, чтобы остричь гриву и хвост и поставить клеймо». Это описание традиционного галисийского праздника Рапа-дас-Бестас. Подобное действие моментально характеризует регион, в котором происходят события фильма. В глухих местах Галисии по-прежнему действует право сильного: даже свобода обретается через испытание, а человек старается подчинить себе диких зверей.

«Хищники», реж. Родриго Сорогойен

Едва ли Антуан и Ольга подозревали, что попадут во враждебную среду. Всю жизнь они провели в городе и решили после 40 поселиться в живописном месте, чтобы находиться в гармонии с природой. Где-то во Франции у супругов остались дочь Мари (Мари Коломб) и внук. Антуан и Ольга планируют построить в Галисии семейное гнёздышко и продавать помидоры, огурцы и травы. А можно и овечек завести.

Пожалуй, если пытаться отыскать причины враждебного отношения к иностранцам со стороны местных, кроме отказа продавать землю компании, устанавливающей ветряки, Сану, Лорену и другим не нравится, что французы-колонизаторы лучше коренного населения знают, как надо любить родные места. Антуан и Ольга восстанавливают едва стоящие халупы в надежде вернуть жизнь в деревню. Просил их кто-нибудь об этом? Советовались ли они с местными? Нет, но ведь джентрификация — всеобщее благо, о чём тут вообще спорить? А галисийцы были бы рады получить деньги за продажу земли и уехать отсюда раз и навсегда. Где французы видят перспективы развития и потрясающие пейзажи, там местные задыхаются от удушающей нищеты и тяжёлого труда. Происходит любопытный процесс: пока горожане рвутся к лону природы, сельские жители бегут в обратном направлении. Столкновение интересов неизбежно.

«Хищники», реж. Родриго Сорогойен

Городские интеллигенты и необразованные селяне говорят на разных языках. И в прямом, и переносном смысле. Если Ольга с Антуаном используют французский язык в разговорах друг с другом, то местные знают только галисийский. Сан и Лорен чувствуют себя хозяевами положения, ведь это их земля, их язык, их культура. Это чужакам нужно подстраиваться под правила игры. 


Горожанам, если они хотят отстоять свою правду, говорить придётся на языке агрессии. Но ни Ольга, ни Антуан не привыкли конфликтовать. Муж хватается за камеру, пытаясь засвидетельствовать все угрозы и проделки, а жена просто склоняется к отъезду.


Сорогойену удаётся несколькими запоминающимися эпизодами показать, как нарастает агрессия между соседями. Испанская полиция принимает все жалобы французов, но бездействует, то ли не понимая масштаба противоречий, то ли не желая помогать чужакам. Конфликт соседей выглядит возвратом к варварским практикам, которые, по мысли режиссёра, никуда и не пропадали. Человек — животное. И в конфликтах обнажается его сущность.

Тема конфликтов чужаков и местных неисчерпаема. В «Соломенных псах» Сэм Пекинпа доводил столкновение до радикальных проявлений. Шокировало зрителей «Райское озеро» Джеймса Уоткинса. Сорогойен в «Хищниках» создаёт крайне дискомфортную атмосферу неотвратимости приближающейся бури. Может быть, развязку легко предугадать, но испанский режиссёр вглядывается в причины ксенофобии, а не наслаждается животной агрессией. Коллизия «Хищников» универсальна, а не характерна только лишь для Галисии. Аудитории легко примерить на себя положение Антуана и Ольги. Зло обыденно и ближе, чем мы порой думаем. Потому и страшно.

Читайте также
«Лили и море» Динары Друкаровой: право на свободу
О том, как талантливая актриса превращается в неприкаянную героиню.
«Не хороните меня без Ивана» — якутская комедия об уважении к чудесам
Почему в Якутии (почти) всегда солнечно и действительно ли у местных жителе...
«Молодость» Дмитрия Давыдова: морозная тоска алиментщика
Почему «Молодость» — самый доступный и смешной фильм автора из Республики Саха.
«Операция “Фортуна”: Искусство побеждать»: очередной шпион, мечтающий об отпуске
Об устройстве фильма рассказывает Карина Назарова.
«Белый шум» Ноа Баумбака: апокалипсис с Адамом Драйвером и Гретой Гервиг
Постановщик экранизировал современную классику постмодернизма.
Также рекомендуем
Культовый постановщик рассказал о тернистом пути к успеху.
На четвёртый день фестиваля в Каннах показали новый фильм Педро Альмодовара, который уже давно идёт в кин...
Максим Ершов делится впечатлениями от картины
Культовый постановщик рассказал о тернистом пути к успеху.
На четвёртый день фестиваля в Каннах показали новый фильм Педро Альмодовара, который уже давно идёт в кин...
Максим Ершов делится впечатлениями от картины

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00