Простота хуже. В прокате «Магазинные воришки», победившие в Каннах

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В прокат вышел победитель 71-го Каннского фестиваля — семейная драма плодовитого японца Хирокадзу Корээды «Магазинные воришки», притворившаяся поначалу сусально-сентиментальной историей, чтобы к финалу оказаться умнее и жёстче.


Когда «Воришки» получили «Золотую пальму» в Каннах, обойдя более броские, провокационные и громкие высказывания именитых творцов, критика встретила решение жюри с толикой недоумения — фильм 55-летнего японца кажется на первый взгляд слишком гладким и конформным. Но лишь на первый.

В экспозиции заявлена совсем простая история: в какой-то утлой хибаре размером с ласточкино гнездо ютится нищее и при этом на удивление счастливое семейство Осами. Отец (Рири Франки) работает на стройке и ноет по утрам, как не хочет выходить из дому на холод и не лучше ли прикинуться больным. Гораздо лучше у него получается подворовывать в магазинах с помощью сына по имени Шота. Тандем работает слаженно и никогда не попадается: один стоит на стрёме или отвлекает продавцов, а другой тащит. Мать семейства (Андо Сакура) тоже не промах — обчищает в прачечной карманы сданных в стирку пиджаков. Тем временем сестрица (Мацуока Маю) танцует в пип-шоу за стеклом один и тот же душераздирающий танец для одиноких мужчин (как тут не вспомнить «Париж, Техас») и на правах пока ещё не устроенной девушки освобождена от статуса добытчицы — не вносит своего вклада в семейный бюджет. Тем более что, по большому счёту, семья всё равно живёт на пенсию бабушки (Кирин Кики), судя по некоторым повадкам — той ещё мошенницы.
Однажды, возвращаясь после очередной удачной кражи, отец с сыном натыкаются на печального, как сама жизнь, ребёнка — маленькая девочка одиноко мёрзнет на балконе первого этажа. Начав с намерения подкормить, в итоге они забирают её с собой — девочка очевидно никому не нужна, да и родители, судя по всему, дурно с ней обращаются: запуганный взгляд, на руках синяки. Девочка Юри сразу приживается в бедняцком семействе после короткого и беззлобного спора, что, мол, вот теперь придётся кормить ещё один рот, ну и не объявят ли её в розыск и не обвинят ли семью Осами в похищении. Когда это всё-таки случится, приёмышу просто сделают другую стрижку и дадут имя Лин. Всё пойдёт своим чередом, пока однажды пацанёнок Шота не задумается об основах существования семьи, выслушав от заметившего кражу торговца, что он не вправе приучать крохотную сестру к воровству.


Корээда мастерски выстраивает рассказ, так что становится слышна задушевная, почти чаплиновская интонация, с которой только большие мастера умеют говорить о жизни малых сих — не скатываясь ни в надрывное сюсюканье, ни в прекраснодушное бу-бу-бу о том, что кража от бедности не самый страшный грех. В плавное её течение лишь иногда врезаются тревожные нотки простых вопросов: почему мальчику так трудно произнести слово «папа»? Почему детей тут совсем не воспитывают в привычном понимании и в семье никогда не бывает перепалок, какие неизбежно случаются у самых родных людей? И почему бабушка и сестра вдруг пускаются обсуждать тему родства: мол, семью мы не выбираем, а лучше ведь было бы, если бы можно было выбрать.

Но когда мы уже умильно щуримся, убаюканные уютной доброй сказкой, она вдруг переламывается пополам и превращается в циничную быль о том, что жизнь жёстче. Семейное счастье не подделаешь, и оно в этой семье было настоящим, только вот всё остальное настоящим не было. Члены «семьи Осами» оказываются изгоями вдвойне — сами себе придумавшими правила, которые не совпадают с законами общества, и дело тут совсем не в воровстве. Работники социальной службы в безупречных костюмах с гладкими, лучащимися дежурным состраданием лицами, сурово берущие в кольцо малахольное семейство, покажутся ангелами-истребителями: вроде всё делают правильно, только от них мороз по коже.


История о семье как о последнем пристанище, защите и панацее ото всех бед мира резко, без предупреждающих выстрелов в воздух, становится пронзительной песней об одиночестве. Налюбовались на идиллию? Пора просыпаться. Прекраснодушные мантры неореализма — «главное в этом мире — чтобы было к кому прислониться», «два гроша надежды» — больше не работают. Нет никакой надежды, и традиционная модель семьи больше не работает тоже, а выбирать себе родню почему-то нельзя — почему? Вопросы без ответов меняют смысл рассказанной истории на противоположный, а сама история возвращается на круги своя: в последних кадрах, как в самом начале, маленькая девочка в одиночестве замерзает на балконе.

Читайте также
Синефилия и мастурбация: что не так с фильмом «Под Силвер-Лэйк»
В российский прокат вышел «Под Силвер-Лэйк» — инди-триллер от режиссёра инди-хоррора «Оно» Дэвида Роберта Митчелла. Лента участвовала в ос...
«Дикая жизнь»: в прокате режиссёрский дебют Пола Дано
До России добрался один из фаворитов «Санденса», хит Каннского фестиваля и смотра в Торонто — первый фильм главного актёра современно...
«Закат» Европы. В прокате новый фильм Ласло Немеша
На российские экраны выходит обладатель приза ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля, фильм «Закат» Ласло Немеша. Это второй полный метр режиссёра после пр...
«Мэнди»: Николас Кейдж на вершине собственной эволюции
В прокате самый дикий фильм Каннского кинофестиваля (притом что там был, например, Гаспар Ноэ) — «Мэнди» Паноса Косматоса, в котором свою лучшу...
«Юморист» Михаила Идова: «Пачка денег в кармане — как в космос слетать»
На омском кинофестивале «Движение» состоялась премьера полнометражного дебюта Михаила Идова «Юморист» — драматического байопика о советском юмористе Бори...
It was a perfect illusion. Рецензия на «Звезда родилась» с Леди Гагой
Режиссёрский дебют артиста Брэдли Купера «Звезда родилась», ремейк одноимённой картины 1937 года, показали на Венецианском кинофестивале вне конкурса, чт...
Также рекомендуем
До российского проката добрался фильм открытия Каннского кинофестиваля «Лабиринты прошлого» двукратного...
Егор Москвитин рассказывает о трёх русских фильмах (или фильмах на русском языке), показанных в Каннах: «Купе номер шест...
На стриминг-сервисе Amazon Prime Video состоялась большая премьера десятисерийного сериала Николаса Виндинга Рефна «Слиш...
Делится мнением программный директор «Читки» и Original+ — Сусанна Альперина.
До российского проката добрался фильм открытия Каннского кинофестиваля «Лабиринты прошлого» двукратного...
Егор Москвитин рассказывает о трёх русских фильмах (или фильмах на русском языке), показанных в Каннах: «Купе номер шест...
На стриминг-сервисе Amazon Prime Video состоялась большая премьера десятисерийного сериала Николаса Виндинга Рефна «Слиш...
Делится мнением программный директор «Читки» и Original+ — Сусанна Альперина.

Последние новости

Где дом твой, брат? Фильм студентки ВГИКа — в программе ММКФ
Документальное роуд-муви от Москвы до Ганновера.
История отечественного стриминга: Часть 8. «Кинопоиск»
Длинная дорога от онлайн-энциклопедии до онлайн-кинотеатра.
00:00