В отечественных онлайн-кинотеатрах почти одновременно с релизом на Netflix вышел фильм Ричарда Линклейтера «Я не киллер», премьера которого состоялась на прошлогоднем Венецианском кинофестивале. Кинокритик Юлия Салихова объясняет, чем впечатляет и очаровывает история фейкового наёмника в исполнении новой звезды Голливуда Глена Пауэлла.
Непримечательный университетский преподаватель психологии и философии Гэри Джонсон (Глен Пауэлл) подрабатывает в полиции: в основном сидит на прослушке, пока копы берут очередного преступника. Когда штатного сотрудника под прикрытием отстраняют от службы за неподобающее поведение, Гэри отправляют на замену. Его задача — притвориться наёмным убийцей и выудить признание у заказчика.
Первое дело проходит как по маслу: тихоня-профессор оказывается чертовски хорош в «поле», так что его повышают до «подставного киллера». Гэри подходит к новой работе с энтузиазмом: начинает изучать потенциальных клиентов и подстраивать свою внешность и поведение под каждого из них. Это работает: липовый наёмник быстро входит во вкус и становится настоящей звездой отдела.
Однажды к нему на встречу приходит красотка Мэдисон (Адриа Архона), которая желает избавиться от мужа-абьюзера. Гэри в образе харизматичного мачо-киллера по имени Рон выбирает спасти клиентку от преступления и предлагает решить вопрос мирно: уйти от мужа и начать жизнь с чистого листа. То, что начинается как безобидный флирт, перерастает в бурный роман. Но, чтобы быть с девушкой своей мечты, Гэри придётся побыть кем-то другим: раскрепощённый и самоуверенный Рон подходит.
Скромный университетский препод притворяется киллером в перерывах между лекциями по психологии — звучит безумно, но основано на реальных событиях. Вступительный титр к фильму гласит, что перед нами «отчасти правдивая история». Прототипом главного героя послужил реальный техасский преподаватель Гэри Джонсон, который работал под прикрытием и выдавал себя за наёмного убийцу. Благодаря его работе полиция смогла задержать более шестидесяти человек, планировавших воспользоваться услугами киллера. Джонсон, как и списанный с него персонаж фильма, изучал своих потенциальных клиентов и устраивал для них костюмированные спектакли.
В основу сюжета легла статья из журнала Texas Monthly, посвящённая необычному хобби университетского профессора. В материале упоминается эпизод с отчаявшейся клиенткой, которая хотела заказать убийство мужа-тирана. Тогда Джонсон помог бедной женщине избежать тюрьмы и направил её в соцзащиту, но на этом история закончилась. Ричард Линклейтер и Глен Пауэлл взяли этот случай за опорную точку сценария и решили подарить киношному Гэри красивую романтическую линию. Трансформация из увлечённого фейкового киллера в мачистого героя-любовника выглядит скорее вынужденным ходом, чтобы добавить в сюжет перчинки. Реальный Гэри на момент публикации статьи в 2001 году был трижды разведён и описывался как «одиночка с двумя кошками». Гэри Джонсон скончался в 2022 году и не увидел фильм.
Несмотря на биографическую основу, «Я не киллер» едва ли можно назвать академическим байопиком. На деле это многожанровый коктейль из тру-крайма, чёрной комедии, нуара, триллера и ромкома.
Любопытный жанровый микс интересно перекликается с действиями главного героя, который меняет облик в зависимости от представлений заказчика о внешности киллера. Искусно лавируя между жанрами, Линклейтер как режиссёр в некотором смысле тоже подстраивается, но уже под потребности зрителя. Опыт и мастерство в данном случае решают: в руках автора трилогии «Перед» и «Отрочества» получилась не просто забавная безделушка, а настоящий зрительский хит.
Во всём этом мультижанровом развлечении нашлось место и для серьёзных дискуссий. Темой лекций экранного Гэри становятся рассуждения о самоидентификации и обретении баланса в жизни. На обсуждение выносятся вопросы о поисках себя и трудности реализации в социуме. Будучи преподавателем психологии и философии, главный герой воспринимает работу под прикрытием как научный эксперимент по изучению людей, но в конечном итоге процесс формирования новых альтер эго закономерно приводит к рефлексии о собственном «я». Как результат он выбирает лучшую версию себя и советует всем следовать его примеру.
Ричард Линклейтер использует материал о Гэри Джонсоне в том числе для иронии над образом киллера в массовой культуре. В начале фильма под нарезку кадров из знаменитых кинолент о наёмниках главный герой во внутреннем монологе утверждает, что на самом деле киллеров не существует и это лишь выдумка поп-культуры. Свои образы липовый убийца при этом строит, во многом вдохновляясь известными киношными хитманами в диапазоне от Патрика Бэйтмана до Ганнибала Лектера. Самый выдающийся из его персонажей — самоуверенный мачо Рон, которого скромный тихушник Гэри придумывает для красотки Мэдисон.
«Я не киллер» знаменует актёрский бенефис Глена Пауэлла: большую часть времени он буквально притворяется парнем, который притворяется другим парнем.
Именно здесь комический потенциал актёра раскрывается в полной мере. На экране он появляется в абсолютно безбашенных образах: от карикатурного головореза с русским акцентом до наёмника с рыжим каре, внешне напоминающего Тильду Суинтон. Выглядит этот нелепый цирк с переодеваниями, надо сказать, очень даже весело.
Для Пауэлла роль фейкового киллера — это не просто возможность как следует развлечься, но и отличный шанс наконец-то громко заявить о себе в Голливуде. Выглядит как заявка на начало большой карьеры. Актёр не просто ловко меняет парики и линзы, но и перестраивает манеру игры в соответствии с конкретным персонажем. К тому же между ним и Архоной невероятная химия, которую тоже нельзя списывать со счетов.
Несмотря на то что «Я не киллер», кажется, слишком перехвалили критики, это всё равно симпатичное и остроумное кино, на которое не жалко потратить время. Идеальный вариант для тех, кто ищет что-то ненавязчивое, но отнюдь не глупое.