Притвориться убийцей: «Я не киллер» Ричарда Линклейтера

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо фильма «Я не киллер», Netflix

В отечественных онлайн-кинотеатрах почти одновременно с релизом на Netflix вышел фильм Ричарда Линклейтера «Я не киллер», премьера которого состоялась на прошлогоднем Венецианском кинофестивале. Кинокритик Юлия Салихова объясняет, чем впечатляет и очаровывает история фейкового наёмника в исполнении новой звезды Голливуда Глена Пауэлла.

Непримечательный университетский преподаватель психологии и философии Гэри Джонсон (Глен Пауэлл) подрабатывает в полиции: в основном сидит на прослушке, пока копы берут очередного преступника. Когда штатного сотрудника под прикрытием отстраняют от службы за неподобающее поведение, Гэри отправляют на замену. Его задача — притвориться наёмным убийцей и выудить признание у заказчика.

Первое дело проходит как по маслу: тихоня-профессор оказывается чертовски хорош в «поле», так что его повышают до «подставного киллера». Гэри подходит к новой работе с энтузиазмом: начинает изучать потенциальных клиентов и подстраивать свою внешность и поведение под каждого из них. Это работает: липовый наёмник быстро входит во вкус и становится настоящей звездой отдела.

Кадр из фильма «Я не киллер», Netflix
Кадр из фильма «Я не киллер», Netflix

Однажды к нему на встречу приходит красотка Мэдисон (Адриа Архона), которая желает избавиться от мужа-абьюзера. Гэри в образе харизматичного мачо-киллера по имени Рон выбирает спасти клиентку от преступления и предлагает решить вопрос мирно: уйти от мужа и начать жизнь с чистого листа. То, что начинается как безобидный флирт, перерастает в бурный роман. Но, чтобы быть с девушкой своей мечты, Гэри придётся побыть кем-то другим: раскрепощённый и самоуверенный Рон подходит.

Скромный университетский препод притворяется киллером в перерывах между лекциями по психологии — звучит безумно, но основано на реальных событиях. Вступительный титр к фильму гласит, что перед нами «отчасти правдивая история». Прототипом главного героя послужил реальный техасский преподаватель Гэри Джонсон, который работал под прикрытием и выдавал себя за наёмного убийцу. Благодаря его работе полиция смогла задержать более шестидесяти человек, планировавших воспользоваться услугами киллера. Джонсон, как и списанный с него персонаж фильма, изучал своих потенциальных клиентов и устраивал для них костюмированные спектакли.

В основу сюжета легла статья из журнала Texas Monthly, посвящённая необычному хобби университетского профессора. В материале упоминается эпизод с отчаявшейся клиенткой, которая хотела заказать убийство мужа-тирана. Тогда Джонсон помог бедной женщине избежать тюрьмы и направил её в соцзащиту, но на этом история закончилась. Ричард Линклейтер и Глен Пауэлл взяли этот случай за опорную точку сценария и решили подарить киношному Гэри красивую романтическую линию. Трансформация из увлечённого фейкового киллера в мачистого героя-любовника выглядит скорее вынужденным ходом, чтобы добавить в сюжет перчинки. Реальный Гэри на момент публикации статьи в 2001 году был трижды разведён и описывался как «одиночка с двумя кошками». Гэри Джонсон скончался в 2022 году и не увидел фильм.


Несмотря на биографическую основу, «Я не киллер» едва ли можно назвать академическим байопиком. На деле это многожанровый коктейль из тру-крайма, чёрной комедии, нуара, триллера и ромкома.


Кадр из фильма «Я не киллер», Netflix

Любопытный жанровый микс интересно перекликается с действиями главного героя, который меняет облик в зависимости от представлений заказчика о внешности киллера. Искусно лавируя между жанрами, Линклейтер как режиссёр в некотором смысле тоже подстраивается, но уже под потребности зрителя. Опыт и мастерство в данном случае решают: в руках автора трилогии «Перед» и «Отрочества» получилась не просто забавная безделушка, а настоящий зрительский хит.

Во всём этом мультижанровом развлечении нашлось место и для серьёзных дискуссий. Темой лекций экранного Гэри становятся рассуждения о самоидентификации и обретении баланса в жизни. На обсуждение выносятся вопросы о поисках себя и трудности реализации в социуме. Будучи преподавателем психологии и философии, главный герой воспринимает работу под прикрытием как научный эксперимент по изучению людей, но в конечном итоге процесс формирования новых альтер эго закономерно приводит к рефлексии о собственном «я». Как результат он выбирает лучшую версию себя и советует всем следовать его примеру.

Ричард Линклейтер использует материал о Гэри Джонсоне в том числе для иронии над образом киллера в массовой культуре. В начале фильма под нарезку кадров из знаменитых кинолент о наёмниках главный герой во внутреннем монологе утверждает, что на самом деле киллеров не существует и это лишь выдумка поп-культуры. Свои образы липовый убийца при этом строит, во многом вдохновляясь известными киношными хитманами в диапазоне от Патрика Бэйтмана до Ганнибала Лектера. Самый выдающийся из его персонажей — самоуверенный мачо Рон, которого скромный тихушник Гэри придумывает для красотки Мэдисон.

Кадр из фильма «Я не киллер», Netflix
Кадр из фильма «Я не киллер», Netflix

Кадр из фильма «Я не киллер», Netflix
Кадр из фильма «Я не киллер», Netflix


«Я не киллер» знаменует актёрский бенефис Глена Пауэлла: большую часть времени он буквально притворяется парнем, который притворяется другим парнем.


Именно здесь комический потенциал актёра раскрывается в полной мере. На экране он появляется в абсолютно безбашенных образах: от карикатурного головореза с русским акцентом до наёмника с рыжим каре, внешне напоминающего Тильду Суинтон. Выглядит этот нелепый цирк с переодеваниями, надо сказать, очень даже весело.

Для Пауэлла роль фейкового киллера — это не просто возможность как следует развлечься, но и отличный шанс наконец-то громко заявить о себе в Голливуде. Выглядит как заявка на начало большой карьеры. Актёр не просто ловко меняет парики и линзы, но и перестраивает манеру игры в соответствии с конкретным персонажем. К тому же между ним и Архоной невероятная химия, которую тоже нельзя списывать со счетов.

Несмотря на то что «Я не киллер», кажется, слишком перехвалили критики, это всё равно симпатичное и остроумное кино, на которое не жалко потратить время. Идеальный вариант для тех, кто ищет что-то ненавязчивое, но отнюдь не глупое.

Читайте также
«Полночь с дьяволом»: эфирное бремя
Рассказываем о хорроре братьев Кернс.
«Анора» Шона Бэйкера: обаятельное драмеди с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым
Почему все в восторге от сказки о любви, семье и гангстерах.
Турист без причины: «Нужды путешественника» Хон Сан-су
Изабель Юппер не фиксирует, но чувствует обаяние повседневности — и учит этому нас.
Новый фильм Али Аббаси: от неблагодарного «Ученика» — благодарному учителю
Похоже, что байопик режиссёра в этом году тоже не останется без наград.
«Претенденты»: зови меня своим лаки-лузером
Жюль и Джим «Ролан Гарроса»
Также рекомендуем
Зинаида Пронченко подводит итоги Виеннале — чуть ли не самого синефильского среди больших кинофестивалей, и чуть ли...
Возможно, последняя большая, и в смысле хронометража, и фамилии режиссёра, и фестивальной судьбы, ки...
На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Соркина — драма «Суд над чикагской семёрко...
Зинаида Пронченко подводит итоги Виеннале — чуть ли не самого синефильского среди больших кинофестивалей, и чуть ли...
Возможно, последняя большая, и в смысле хронометража, и фамилии режиссёра, и фестивальной судьбы, ки...
На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Соркина — драма «Суд над чикагской семёрко...

Последние новости

Amazon разрабатывает live-action адаптацию «Тотали Спайс!»
Над созданием сериала работает Уилл Феррелл.
Госпитализирован Иэн Маккеллен
Актёр потерял равновесие и упал во время театральной постановки.
00:00