В прокат вышел новый фильм Софии Копполы — биографическая драма «Присцилла: Элвис и я». Премьера картины, основанной на мемуарах Присциллы Пресли, состоялась на 80-м Венецианском кинофестивале. Режиссёр «Трудностей перевода» и «Марии-Антуанетты» с изящной сдержанностью исследует обратную сторону романа с королём рок-н-ролла, но в фокусе находится не он сам, а его юная жена. Рассказываем, каким получился трепетный и в то же время деликатный байопик Присциллы Пресли.
1959 год. Четырнадцатилетняя уроженка Техаса Присцилла (Кейли Спейни) вместе с семьёй живёт в Германии, где служит её отчим, капитан Пол Болье. Однажды скромная девушка получает приглашение посетить одну из вечеринок самого Элвиса Пресли (Джейкоб Элорди). Музыкант служит на базе ВВС США и периодически зазывает юных поклонниц на закрытые мероприятия. Разумеется, не сам, через посредников. Присцилла не верит своему счастью: она наконец сможет увидеть своего кумира вживую. Вскоре девушка знакомится с Элвисом, по уши влюбляется и считает минуты до их следующей встречи. Обычная школьница и 24-летний король рок-н-ролла быстро сближаются и, кажется, понимают друг друга с полуслова, однако надежды Присциллы на продолжительный роман со звездой быстро улетучиваются. Через несколько месяцев Элвис возвращается в США, оставив девушку с разбитым сердцем.
Впрочем, Пресли обещает звонить и держит слово. Через два года Элвис приглашает Присциллу в своё роскошное поместье Грейсленд. Она умоляет родителей отпустить её к возлюбленному, и после длительных уговоров дочери те сдаются. Постепенно девушка перебирается в дом кумира насовсем. Присцилла живёт в тени известного музыканта, одевается и ведёт себя так, как он велит. Элвис часто пропадает на съёмках в Голливуде и крутит романы с актрисами. По возвращении Пресли задаривает свою спутницу подарками и рассыпается в комплиментах. Присцилла снова и снова его прощает.
Премьера новой картины Софии Копполы «Присцилла: Элвис и я» (в оригинале просто Priscilla) состоялась в рамках юбилейного, 80-го Венецианского кинофестиваля. Байопик, посвящённый бывшей жене короля рок-н-ролла, участвовал в основном конкурсе смотра и получил высокие оценки критиков, но остался без наград за режиссуру и сценарий. Зато на фестивале отметили трепетную игру Кейли Спейни — 25-летняя американка получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. «Присцилла» — кино очень деликатное и сдержанное.
Коппола без надрыва и патетики рассказывает историю хрупкой Барби, заточённой в Грейсленде. Сама Присцилла, выступившая продюсером фильма, в мемуарах «Элвис и я» писала, что знаменитый супруг превратил её в «любимую куклу» и фактически стёр личность избранницы.
В 1980-х биографическая книга экс миссис Пресли, которая легла в основу кино Копполы, наделала много шуму. Близкие легендарного музыканта и бдительные журналисты задавались вопросом «Как эта бесхарактерная особа посмела опорочить имя Короля?», презрительно называли Присциллу Лолитой и напоминали, что без мужа-звезды она бы была никем. Видимо, недоброжелателям тяжело далось столкновение с тёмной стороной поп-иконы: никто не хотел видеть в любимце Америки абьюзера и манипулятора. Обвинить трофейную жену в предвзятости и неблагодарности оказалось куда проще.
Неудивительно, что, когда Коппола начала работу над картиной, «Поместье Элвиса» отказало режиссёру в поддержке и даже запретило ей включать песни Пресли в саундтрек. Впрочем, в число недовольных нелицеприятным взглядом на отношения поклонницы и кумира вошла и дочь знаменитой пары. Лиза Мари раскритиковала сценарий Копполы за нелестное представление её отца. София отказалась вносить какие-либо изменения в текст и предложила наследнице Пресли составить мнение о фильме уже после релиза. К сожалению, байопик своей матери Лиза Мари так и не увидела: она скончалась в январе 2023 года. Из всех этих претензий к детищу Копполы можно сделать один вывод: даже в эпоху #MeToo общество продолжает настаивать на неприкосновенности своих идолов, какие бы постыдные вещи они ни совершали. Коппола решила заглянуть за глянцевую обёртку «священного» союза Элвиса и Присциллы, и уже за эту попытку ей стоит сказать спасибо.
Один из главных лейтмотивов творчества постановщицы — исследование женского характера в условиях изоляции. Неважно, где именно застревают персонажи Копполы: в дворцах, напоминающих золотые клетки, уютных комнатах с розовыми обоями или отелях класса «люкс». Девушек объединяет тотальное ощущение сиротства. Не секрет, что одиночество героинь Копполы, будь то девочки-подростки или взрослые женщины, резонирует с её собственным мировосприятием. Долгое время София бродила в поисках собственного «я» и считала свою фигуру незначительной на фоне великого отца-режиссёра. Сёстры Лисбон, Шарлотта из «Трудностей перевода», Мария-Антуанетта, Лаура из «Последней капли», — все они пытаются достучаться до близких или добиться признания. Когда-то Коппола говорила, что чувствовала себя одиноким женским голосом в американском кинематографе. Это вызвало желание рассказывать истории героинь, которых не слышат и не принимают всерьёз. Апогеем изучения девичьих судеб во внешне благоприятной среде стала кэмповая «Мария-Антуанетта». Миниатюрная дофина, а затем и королева Франции блуждала по громадному Версалю, так и не заменившему ей родной дом. Девушка-подросток в исполнении Кирстен Данст ни в чём себе не отказывала и наслаждалась юностью. Умопомрачительные наряды, многоярусные причёски, горы пирожных и реки шампанского, грандиозные вечеринки и пышные балы составляли беззаботное существование героини. Но, как водится у Копполы, за маской беспечности и пресыщенности скрывались душевные терзания. Только на первый взгляд у Марии-Антуанетты не было поводов грустить. При ближайшем рассмотрении законодательница мод, известная гедонистка и бунтарка раскрывалась как несчастная и одинокая девочка, которую не стремятся понять ни инфантильный муж, ни авторитарная мать. Такой же печальной принцессой в сверкающем замке Копполе видится Присцилла.
Коппола, чьё творчество притягивает в том числе эстетизацией деталей, в «Присцилле» особое внимание уделяет бьюти-рутине главной героини. Крупным планом режиссёр показывает, как Присцилла, сидя на розовом ворсистом ковре, аккуратно покрывает ногти красным лаком. Кинематографист заворожённо наблюдает за тем, как девушка расчёсывает локоны, фиксирует пышную укладку спреем, прорисовывает стрелки и клеит накладные ресницы. Героиня, перебравшаяся к Элвису в Грейсленд, старается всегда выглядеть безупречно — так велит Король. Впрочем, одержимость Присциллы внешним видом также отражает стремление девочки-подростка к стабильности хотя бы в одном аспекте своей жизни. Элвис часто пропадает на съёмках, а в прессе пишут про очередной роман звезды с партнёршей по фильму. Естественно, юная героиня болезненно воспринимает новости об изменах возлюбленного, которого боготворит. Чтобы справиться с травмой покинутого, Присцилла занимается преображением: не вылезает из парикмахерских, где ей делают фирменный экстремальный начёс, вечно прихорашивается перед зеркалом и выбирает элегантные платья. Таким образом героиня создаёт иллюзорный контроль над нестабильным сказочным миром, в котором очутилась. Упрекнуть Присциллу в безвольности не получится. Девушка попала в сети небожителя в четырнадцатилетнем возрасте и едва ли могла разглядеть обыкновенный груминг за красивыми ухаживаниями Элвиса и играми в «горячо-холодно». Мечтательной и робкой школьнице льстило, что на неё обратил внимание кумир миллионов девчонок, поэтому нет ничего сверхъестественного в том, что своего спутника Присцилла поставила на пьедестал. Вся Америка романтизировала и идеализировала Пресли. Естественно, масштаб личности музыканта давил на неопытную девочку-подростка. Несовершеннолетняя Присцилла полностью доверилась 24-летнему мужчине, ведь тот лучше знал, какое будущее ей выбрать. Коппола неслучайно подчёркивает внушительную разницу в росте партнёров. Двухметровый Джейкоб Элорди угрожающе склоняется над крошечной Кейли Спейни и придавливает девушку авторитетом.
Режиссёр не бросается стремглав в брак Элвиса и Присциллы, а прослеживает, как музыкант постепенно ограничил свободу своей избранницы. Копполе важнее донести до зрителя, что в абьюзивные отношения может попасть любая женщина, тем более в таком юном возрасте. Когда Присцилла впервые приезжает в Мемфис, Элвис берётся переделывать девушку под себя и начинает издалека. Просит отказаться от платьев с принтом и отдавать предпочтение оттенкам голубого. Затем убеждает Присциллу перекрасить волосы в чёрный, чтобы сделать её взгляд более выразительным. Всё это подаётся под соусом заботы и романтики: мужчина просто хочет раскрыть красоту возлюбленной. Вот только вскоре он подсадит Циллу на таблетки (снотворное, транквилизаторы и что-то для бодрости) и поставит героине ультиматум: «Либо я, либо карьера». Целомудренность Элвиса заставляет девушку испытывать чувство вины. Присцилла опасается, что не привлекает бойфренда, а затем и мужа в сексуальном плане. Причину целибата Короля следует искать в другом — побочных эффектах от медикаментов или фанатичном увлечении религиозной литературой. В одной из сцен Пресли цитирует Библию своим поклонницам и выглядит проповедником. Невольно вспоминается песня Depeche Mode Personal Jesus, вдохновлённая книгой «Элвис и я». На экране семейная идиллия с признаниями в чувствах и дорогими подарками со временем сменяется ссорами и скандалами. Райское поместье Грейсленд теряет своё обаяние.
Коппола фиксирует, как грёзы о возвышенной любви разбиваются о нездоровую реальность: за заботой обнаруживается гиперконтроль, а за повышением голоса следует проявление физической агрессии. Присцилла очаровывается и разочаровывается в личном Иисусе и только ближе к финалу впервые задумывается о своих желаниях. Она взрослеет и обретает внутренний стержень.
Многие скажут, что экс миссис Пресли на экране показывают только в качестве приложения к мужчине. Справедливо, ведь жизнь Присциллы до отношений с Элвисом в фильме совсем не освещается, как будто её не существовало вовсе. Но не стоит забывать, что прежде всего это история о созависимости и последующем освобождении. Режиссёр очень точно описывает, как в абьюзивном браке женщина теряет личность, и это действительно страшно. Важно и другое: Коппола развенчивает миф о величии музыканта и смотрит на него как на человека с пороками, зависимостями и неконтролируемой агрессией. «Элвис» База Лурмана превозносил короля рок-н-ролла до небес. «Присцилла» спускает его на землю. Присутствие Пресли в исполнении мерзавца Джейкоба Элорди в кадре ограничено (всё-таки это байопик его жены), но за отведённое время герой демонстрирует закомплексованность, неуравновешенность и зацикленность на собственном эго. Иными словами, утрачивает статус неприкасаемой звезды. Присцилла Кейли Спейни же проживает убедительную трансформацию из наивной девочки в трофейную жену, а в конце вырывается на волю в статусе независимой женщины.
В «Присцилле: Элвис и я» София Коппола осторожно проникает за кулисы славы Пресли и проливает свет на отравляющий брак. Для зрителей, знакомых с биографией первой леди Грейсленда, фильм не станет откровением. Напротив, история отношений кумира и преданной поклонницы даже удивит их своей тактичностью. Режиссёр не берётся никого судить и предоставляет слово Присцилле, которая меняется на наших глазах. В финале «Барби» Греты Гервиг кукла предпочла реальный мир пластмассовому и ожила. Похожий выбор делает Присцилла.