В прокате новый фильм Ридли Скотта. Публикуем статью Анастасии Сенченко с Венецианского кинофестиваля, где была показана картина «Последняя дуэль», история про насилие, обман и защиту чести. Сценарий для фильма написали исполнители главных ролей — Бен Аффлек и Мэтт Дэймон, последний вступает в схватку с героем Адама Драйвера, отстаивая доброе имя Джоди Комер (она играет жену Дэймона).
Ридли Скотт вновь за тяжёлыми доспехами рассмотрел людей, чьи нравы не сильно изменились за последние 600 лет. Пожалуй, это его главная режиссёрская суперспособность, что он от первой дуэли («Дуэлянты», 1977) до последней с помощью какой-то чистой магии оживляет персонажей скорее вопреки их латам, мундирам и космическим кораблям, чем благодаря им. Исторический контекст для Скотта — будто благородная пыль времени, которую всегда очень скоро разметает острый конфликт, единый на все времена. В «Последней дуэли» вновь сквозь скрежет металла и звук рассекаемой им плоти виднеется битва трёх различных оптик, которым в отсутствие объективной правды предстоит отстоять свою в смертельном поединке.
Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) — рыцарь и аристократ, главное состояние которого — его благородная фамилия. Фамилия легко конвертируется в земли, когда Карруж берёт в жёны леди Маргарет (Джоди Комер) — невесту с солидным приданым и дочь некогда врага короны. Боевой товарищ Карружа Жак Ле Гри (Адам Драйвер) обладает другим, не менее ценным, чем благородное имя, состоянием — дипломатическим даром и природным обаянием. Именно они помогают Ле Гри стать приближённым графа Пьера д'Алансона (Бен Аффлек), наместника Нормандии и двоюродного брата короля. Ле Гри от имени Пьера собирает долги и, в частности, изымает часть приданого леди Маргарет у её отца и получает эти земли в дар. Так Карруж лишается обещанного участка и в приступе ярости ссорится с королевским наместником и бывшим сослуживцем. Когда Ле Гри и Карруж становятся соседями, шаткий мир на время восстанавливается, пока заслуживший славу местного ловеласа и похожий на Д’Артаньяна Ле Гри не воспылал страстью к жене соседа и, улучив момент, не изнасиловал её. Карруж в обход Пьера отправляется напрямую к Карлу VI и получает согласие от безумного короля решить конфликт в рыцарском поединке.
Казалось бы, что может быть заезжаннее, чем Средневековье, которое после успеха «Игры престолов» исправно поставляется на экраны всех размеров. И что может вызывать большее отторжение, чем фильмы в духе нового времени, как по учебнику обличающие жестокий патриархальный мир. Но Бен Аффлек и Мэтт Дэймон в соавторстве с Николь Холофсенер создают на этой основе не критикующую средневековые нравы костюмную драму (об исторической достоверности тут не может быть и речи), но историю о конфликте взглядов. Карруж всё ещё живёт в средневековом романе, воспевает доблесть и сражения во имя короля и Господа Бога. Ле Гри — уже романтический герой и эгоцентрик, который воюет только за себя и худой мир предпочитает безрассудной резне. Леди Маргарет — героиня нового времени, которая отказывается быть реквизитом и объектом, именно она в конце концов принимает поворотное для сюжета решение. Все трое соответственно рассказывают три истории: о доблестном рыцаре, идущем на смерть ради прекрасной дамы, о пылком влюблённом, который стал жертвой непреодолимой страсти, и о благородной даме, которая отстояла свою правду в мире, где женской правды будто и не существует.
Несмотря на то что повествование трижды будет возвращаться к исходной точке, не покидает ощущение, что время в фильме движется линейно и показывает эволюцию взглядов от дубовой рыцарской романтики до очень современной кульминации. И всё это при том, что в части сцен от версии к версии герои произносят одни и те же реплики, которые преображаются в новом контексте. В этих сценах проявляется настоящая магия кино в зависимости от того, кто из протагонистов тянет вас сейчас на свою сторону, одни и те же слова и идентично построенные планы приобретают новые смыслы.
Бен Аффлек достигает новых высот в том, как показать апатичного, эгоистичного и раздражающего героя, Дэймон в роли средневекового солдафона покоряет своей неловкостью, а в копилке Драйвера появился новый мерзавец, искренне верящий в свою правоту. Но, конечно, солирует здесь Комер, которая дважды конструирует на экране героиню, какой видят её противники, пока не наступит наконец минута, когда Маргарет предстанет живым человеком, а не объектом вожделения благородных рыцарей. Ридли Скотт как никто другой умеет превратить историческое кино в зрелище. Он повторяет историю трижды, ухитрившись не растерять, а, напротив, в три раза повысить напряжение финальной схватки. В ней он превосходит самого себя времён «Гладиатора», но на этот раз гладиатором на арене будет женщина, которая из-за мужских амбиций и средневековых нравов находится будто бы над схваткой. Но на самом деле — в самом её эпицентре.