
На Apple TV стартовал сериал «Последний рубеж» — напряжённый детективный триллер про крушение самолёта с двумя десятками опасных заключённых на борту. Рейс рушится над лесами Аляски: выжившие зэки с обострёнными хищными инстинктами оказываются на воле, а один — самый опасный преступник из всех — и вовсе плетёт свою паутину интриг. Он сверхопасен, сверхумён и сверхинтересен спецслужбам, у которых тоже рыльце в пушку.
Кинокритик Елена Зархина рассказывает про этот завораживающий, но неидеальный проект, от которого сложно оторваться, но и придраться есть к чему.
Тихий зимний вечер. На спецборт усаживаются особо опасные преступники, перевозимые в места ещё более отдалённые. Один из них — Хэвлок, человек с мутным прошлым, но выдающимися навыками выживания. Когда-то он был завербован и натаскан самими кураторами ЦРУ для выполнения особо сложных заданий. Это не Итан Хант из «Миссия невыполнима» и не Джеймс Бонд, но тоже своеобразная версия суперагента — неуловимого, живучего и просчитывающего своих преследователей на несколько шагов вперёд. На борту он оказывается для дополнительной транспортировки: Хэвлок был пойман почему-то в Хабаровске, а доставить его надо на другой конец света. По ходу полёта случается непредвиденное: самолёт терпит крушение над лесами Аляски, и эта сцена снята с таким авторским азартом, что кажется, будто стриминг вообще не жалел на неё бюджета.
Читайте также: Рецензия на сериал «Задание» с Марком Руффало
Следом на место крушения приезжает местный федеральный маршал Фрэнк (Джейсон Кларк), который уже мысленно вышел на пенсию и готовится с женой (Симона Кэссел) и сыном-подростком зажить в лесной глуши, открыв эко-отель. Сцена встречи Фрэнка и его подчинённых с выжившими заключёнными — едва ли не пиковая точка всего проекта. Это снято в лучших традициях зомби-триллеров, только вместо живых мертвецов — восставшие преступники. С одной стороны, такой подход к подаче истории (а за пилот отвечает матёрый в этом деле Сэм Харгрейв) сразу взвинчивает ставки и задаёт высокую планку. С другой — есть опасения, что дальше проект будет развиваться лишь по нисходящей.
В случае с «Последним рубежом» эти опасения оправдываются только отчасти: на смену двум очень адреналиновым эпизодам приходит более размеренный сюжет, но напряжение из него никуда не денется, потому что история выстроена как хитроумный ребус. После крушения к команде Фрэнка подключается агентка ЦРУ Сидни (Хейли Беннетт) — та самая, что вербовала Хэвлока, обучив его всему и попутно вступив с ним в романтические отношения. Она, разумеется, знает больше, чем остальные, но выдаёт инсайды дозированно. Намекает, что и авиакатастрофа могла быть подстроена, и что цель Хэвлока — не просто обрести свободу, но обнародовать похищенный архив, грозящий поставить под удар личные данные огромного числа агентов под прикрытием. А заодно раскрыть неприятную сторону теневой деятельности ЦРУ. То есть главный враг Хэвлока — те, кто превратил его в того, кем он стал.
Так складывается общий пазл истории: Хэвлок противостоит спецслужбам, те висят у него на хвосте, а сбежавшие заключённые разбрелись по живописной округе, терроризируя местных жителей, никто из которых отныне не в безопасности. «Последний рубеж» довольно умело миксует экшен-эпизоды (но по мере развития десятисерийного сериала их будет становиться всё меньше) со сценами психологического напряжения. Проект не стесняется заимствовать пасхалки на культовых представителей жанра: от той же «Воздушной тюрьмы», которой с первых минут шлёт воздушные поцелуи, до «Семи» Финчера с картонными коробками, наполнение которых вселяет ужас и трепет.


Чередование физической угрозы и внутренней борьбы героев, которые здесь все очень разные, а их взаимоотношения ещё и очень сложные, идёт сериалу на пользу. Во-первых, одним экшеном сыт не будешь, и зрителю всегда нужна передышка. Во-вторых, именно в сложных психологических портретах героев раскрывается дополнительная глубина всей истории. Кто-то пережил в прошлом тяжёлую личную утрату. Кто-то справляется с ней прямо сейчас. Кто-то напоминает закрытую книгу, шифр к которой никак не подобрать. Кто-то, напротив, живёт с душой нараспашку, за что непременно поплатится. Нарратив «Последнего рубежа» то и дело сбегает в прошлое — в первую очередь для того, чтобы раскрыть предысторию становления Хэвлока, сумевшего превратиться в угрозу национальной безопасности. Личность героя мы намеренно не раскрываем, потому что в первом эпизоде вокруг этого выстраивается дополнительная загадка — персонаж не только неуловим, но и многолик.
Хотя к итоговому исполнителю роли возникают вопросы: это хороший артист сам по себе, но недостаточно тяжеловесен своей органикой, чтобы быть убедительным в столь сложной и амбивалентной роли. Или просто чего-то не хватило для полного перевоплощения. Ведь смог же внешне хрупкий и мягкий Эдди Редмэйн преобразиться до неузнаваемости в «Дне Шакала» в безжалостного киллера так, что не осталось никаких вопросов. Однако образ центрального антагониста «Последнего рубежа» — не единственное, что смущает в шоу. Потому что недостаточную убедительность Хэвлока с лихвой перекрывают актёрские работы Кларка и Беннетт, взаимодействующих на контрасте.

Читайте также: Рецензия на «Школьный автобус» c Мэттью Макконахи
Дополнительную трудность для зрителя создаёт раздутый хронометраж — 10 серий слишком много для истории, которая сама на заданной дистанции время от времени выдыхается, не рассчитав сил. Сюжет будет иногда проседать и буксовать, утопая в сугробах такой красивой Аляски. Но именно живописный сеттинг, лихо закрученный сюжет (а главная интрига сохраняется вплоть до финала) и точные характеры героев усиливают историю, сохраняя зрительский интерес.
Просто аудитории потребуется второе дыхание и понимание ещё на старте: экшен-триллер о выживании в дикой природе и с дикими преступниками обернётся шпионским детективом о закулисье спецслужб, просчитавшихся в том, на кого они сделали ставку. Для промозглых осенних вечеров и выходных, когда хочется закутаться в тёплое одеяло и бинджвотчить, «Последний рубеж» — идеальный кандидат и спутник. Будет не всегда комфортно, отдельные поступки героев вызовут в лучшем случае недоумение. Но будет и захватывающе напряжённо — особенно когда достаточно на эмоциональном уровне подключишься к истории, с которой не захочется расставаться до финальной развязки.