На третьем фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон», традиционно проходящем в «Розе Хутор», представили проект онлайн-платформы Start «Последний богатырь. Наследие» Антона Маслова. Это первый сериал во вселенной сказочной франшизы, который к тому же был отмечен специальным призом от попечительского совета фестиваля. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, что в этой сказке ложь и в чём намёк.
Богатырь Иван (Виктор Хориняк) 20 лет спустя после событий третьего фильма наконец-то зажил в волшебном Белогорье счастливо и спокойно. Рядом любимая жена Василиса (Александра Урсуляк сменила Милу Сивацкую), с которой он вырастил двух дочерей. Первая, Марья (Арина Рожкова), наделена силой недюжинной — вся в отца. Способная таскать любые тяжести девушка — ценный человек в хозяйстве, но совсем невидима объектом своего обожания Финистом Ясным Соколом (Кирилл Зайцев). Вторая дочь, Софья (Эвелина Мазурина), в сторону богатырей даже не смотрит и мечтает стать колдуньей. Хотя с магией у неё как-то не складывается: то у Водяного в ступе воду вскипятит, то Бабу Ягу (Елена Яковлева) заклинанием случайно травмирует. Но именно Софье суждено отправиться в большое странствие, чтобы выручить из беды отца.
Всё дело в том, что суровый Северин (Александр Устюгов) видел страшное видение, будто бы придёт в Белогорье смерть. И создал для оберега венец всесилия, который охраняли, как Кольцо всевластия во «Властелине колец». Но именно венец посеял в рядах волшебников смуту, и повздорили Северин и Белогор (Владислав Ветров). А обернулся этот спор страшным противостоянием, от которого пострадал Иван: из Белогорья он отправился в альтернативную реальность и немного в прошлое. Теперь он опять моложе, живёт в современной Москве и совсем не помнит семью. Вызволять отца из лап прогресса отправляется Софья, которая с первых же минут попадает в беду сама. Теперь у неё на хвосте полицейские, а рядом парень Денис (Олег Чугунов), которого она из корыстных целей приворожила. Но парень так очарован чудаковатой новой знакомой, что и сам влюбиться рад.
Первый «Последний богатырь» вышел ещё в 2017 году при поддержке западного гиганта Disney. За последующие годы серия пополнилась ещё двумя полными метрами: «Последний богатырь: Корень зла» и «Последний богатырь: Посланник тьмы». Потом франшиза взяла паузу, отдышалась и приготовилась к новому большому рывку. За это время Disney успел официально уйти из России, а богатыри остались. И пока волшебный «Гарри Поттер» только готовится превратиться в сериал, «Последний богатырь» уже продлил жизнь франшизы в поэпизодном формате.
Здесь не только русский дух и Русью пахнет, но и ощущается влияние Marvel.
Новый проект унаследовал достижения своих предшественников, покорявших прокат и сердца зрителей. Он продолжает вдохновляться русским народным фольклором, но не забывает поглядывать на проекты из зазеркалья. Неслучайно на ум приходят сравнения с «Властелином колец» — сериал «Последний богатырь» тоже метит в масштабную фэнтези-сказку. Здесь есть свои Гэндальф и Саруман — такие же седые старцы с посохами Белогор и Северин, буквально напоминающие лёд и пламя. Есть свой Голлум — Цвырь (Дмитрий Лысенков), человек с крысиным хвостиком, влюблённый в Марью и угнетаемый всеми вокруг из-за своей инаковости. Есть даже своя армия орков, собранная Северином, чтобы противостоять Белогору. Только орки в сериале внешне менее омерзительны и напоминают пушистых существ, которых хочется не бояться, а погладить.
Продолжать список параллелей можно долго, тем более что сериал хоть и возник на основе старинного фольклора, но выходит в эпоху торжества кинокомикса. Это улавливается и в определённых визуальных решениях (картинка у сериала роскошная, настоящая услада для глаз), и в отличной компьютерной графике (будто Disney никуда и не уходил, оставаясь стоять за спиной и следя за высоким стандартом качества), а ещё в юморе и чудесах, которым находится место не только в волшебном мире Белогорья, но и в реальности. Это захватывающее зрелище, в которое хочется сбежать следом за героем Хориняка, предпочитавшего сказку суровой действительности.
Но если с визуальной частью у проекта всё отлично, содержание немного пошатывается из стороны в сторону, как избушка на курьих ножках. Это насыщенный сюжет, в котором много погонь, столкновений волшебников и диковинных существ, магии и юмора, но некоторые линии несколько затянуты. Например, из представленных на смотре двух серий полторы Софья пытается сбежать от преследующих её полицейских. Да, попутно она обретает новые знакомства и переживает забавные приключения. Но всё равно это избыточная сюжетная линия, которая в сложившейся погоне довольно быстро выдыхается, а зритель начинает жадно ожидать чего-то нового. Как и от героев франшизы, чьи уже сформировавшиеся образы требуют новых граней.
Хотя какой именно зритель? Франшиза-то семейная. Детям, вероятно, всё перечисленное выше будет не столь важно. Их история увлечёт и похитит на все восемь серий, скрасив сгустившуюся осень (онлайн проект выйдет уже 27 сентября в мультиподписке Start и Okko). Приблизительно с той же целью посмотрят сериал и их родители — чтобы поностальгировать в компании своего внутреннего ребёнка. И получается, что все немногочисленные проседания щедрого на события сюжета им всем, от мала до велика, будут не так уж заметны и важны.
Эта сказка намеренно остаётся на светлой стороне силы
Режиссёр Антон Маслов («Поехавшая», «Вампиры средней полосы») и команда работали над сериалом порядка пяти лет. И получившийся результат доказывает, что работали честно, самоотверженно, не жалея ни сил, ни бюджета. «Последний богатырь. Наследие» выглядит дорого и достойно. Он качественно расширяет полюбившуюся киновселенную, каждый раз напоминающую нам, что в жизни всё ещё находится место чуду.
И если «Властелин колец» довольно быстро становился dark fantasy (такова была цель Джона Толкина), проект Маслова намеренно остаётся на светлой стороне силы. В конце концов, по закону жанра, однажды злые чары, повисшие над нами, должны развеяться, а злые маги — истлеть. Но, чтобы добро победило, важно не забывать верить в чудо. Усилиями «Последнего богатыря» мы эту веру в себе бережём.