На «Кинопоиске» вышли четыре серии «Прометея». Продолжение появится в онлайн-кинотеатре 2 января. Мистический сай-фай рассказывает о таинственном исчезновении самолёта, летевшего из Барнаула в Москву и пропавшего с радаров. Спустя 24 года судно находят, но без пассажиров. Начинается интригующее расследование. Максим Ершов впечатлён первым эпизодом, наполненным загадками, но вынужден констатировать, что с каждой новой серией следить за развитием событий становится всё менее увлекательно.
В мае далёкого 1998 года самолёт совершал рейс из Барнаула в Москву. Через 24 минуты после взлёта судно пропало со всех радаров. Внезапно в 2022-м взрослой дочери звонит отец с злополучного рейса: он наконец-то приземлился в столице. Только пассажир всё ещё в 1998-м. Как это возможно и что произошло? Бывший сотрудник спецслужб Шапошников (Филипп Янковский) обращается за помощью к смелой независимой журналистке Анне (Любовь Аксёнова), которая прежде выводила на чистую воду политиков-коррупционеров.
История принимает ещё более интересный оборот, когда на поле посреди тайги обнаруживают тот самый самолёт. Но без пассажиров. На Алтай отправляются Шапошников, Анна и её команда — верный помощник Никита (Александр Алябьев) и физик Вадим (Дмитрий Чеботарёв). Вскоре выясняется, что пять пассажиров всё же не пропали со злополучного рейса. Среди них есть шаман, гипнотизёр и даже коуч личностного роста. На борту самолёта также были жена и сын Шапошникова: вот почему ему так важна эта история. Но и для Анны дело носит личный характер: страдающая шизофренией мать журналистки (Виктория Фёдорова) рисует в клинике шаманские символы, а незадолго до трагедии от руки написала список всех пассажиров рейса.
За редкую для отечественной сериальной индустрии мистическую фантастику взялся Максим Свешников, режиссёр драм «Плейлист волонтёра» и «257 причин, чтобы жить». На самом деле среди недавних российских сериалов с отчётливыми паранормальными следами можно выделить разве что «Карамору», «Вампиров средней полосы» и «13 клиническую». Но в «Прометее» речь не о вампирах или демонах, а о загадочных явлениях, к тому же без намёка на юмор. Журналистка выясняет, что в Советском Союзе активно изучали паранормальные зоны. Например, на Камчатке есть место, где любое живое существо умирает от остановки сердца в течение дня. А на Саянах стоит избушка, в которой организмы стареют в три раза быстрее нормы. Рядом с местом обнаружения самолёта на Алтае тоже происходят странности: физик Вадим при поддержке местного опытного учёного в одной из пещер обнаруживает место с необычайно сильным магнитным полем.
«Прометей» построен по лекалам зарубежных сериалов, причём как классики, так и более современных проектов. Путешествия во времени и странные зоны заставляют вспомнить «Тьму». В отличие от «Остаться в живых», в центре внимания не пассажиры, оказавшиеся на острове с загадками, а журналисты, учёные и ищущие их близкие, но самолёт и пространственные аномалии всё-таки есть. Рядом с обнаруженным судном находится таинственное предприятие: его руководители давно занимаются экспериментами, которые скрывают от посторонних глаз. Что-то похожее мы уже видели в «Очень странных делах». Но, пожалуй, впервые сюжет о пропавших неизвестно куда пассажирах появился у Стивена Кинга в повести «Лангольеры».
“ Несмотря на наличие шамана и гипнотизёра, отечественный сериал слишком напоминает американские аналоги, но по зрелищности и драматургии не может с ними конкурировать.
Как и в «Остаться в живых», каждая серия «Прометея» заканчивается клиффхэнгером, который должен убедить зрителя продолжить просмотр. Весь эпизод может фактически ничего не происходить, но в финале новая зацепка появится обязательно. Стремительное развитие событий без раскрытия интересных побочных линий снижает интригу и вредит проекту. И самолёт находится слишком быстро, и выжившие пассажиры появляются рано — мистическая атмосфера создаётся, но проникнуться симпатией к персонажам сложно. Они остаются функциями, благодаря которым к финалу мы раскроем все секреты рейса. Хоть что-то интересное аудитория узнаёт только об Анне, понятна мотивация и Шапошникова. Другие герои не прописаны совсем.
К стилистической стороне «Прометея» претензий заметно меньше. Свешников переносит мрачную атмосферу и холодные тона «Плейлиста волонтёра» в новый мистический проект. В первой и лучшей пока серии «Прометей» вообще легко можно принять за триллер в духе «Семи» или «Зодиака» Дэвида Финчера. Увы, уже во втором эпизоде не остаётся сомнений, что перед нами стандартный мистический проект, — и траектория сюжета становится очевидна.
Сериал наверняка заинтересует любителей загадок и необъяснимых событий. Однако до эталонных мистических шоу современности «Прометею» далеко. Физик с умным видом долго записывает на доске сложные уравнения и рассказывает об аномалиях. Журналистка стремительно выведывает чужие тайны. Представители алтайского предприятия недовольно хмурят брови, оберегая секретики. Сериал складывается из знакомых и повторяющихся ингредиентов, однако всё равно в отечественной индустрии подобных проектов, особенно с учётом вложенных ресурсов, не было. Это важный шаг, хоть и не самый ловкий.