В российский прокат вышел дебют документалиста Евгения Григорьева — морозный триллер «Подельники». В небольшом сельском поселении зимой происходит убийство, известно даже имя преступника, но после преступления не приходит наказание. Максим Ершов рассказывает о редком для России парадоксальном и в то же время укоренённом в традициях уральских народов жанровом фильме.
В село Кын Пермского края, в занесённую снегом родную уральскую глухомань, возвращается молодой человек Петя (Юра Борисов). Он бывший биатлонист (представляют его как члена олимпийской сборной, сам он смущается и каждый раз говорит, что это неправда), а на деревне хочет не только быть физруком в школе, но и открыть детскую спортивную школу. Вместе с ним приехала жена декабриста Настя (Лиза Янковская). Морозными вечерами местные жители не расстаются с бутылкой, пьют в гордом одиночестве или в весёлой компании. Однажды на таких посиделках местный криминальный авторитет подшофе Витька Людоед (Павел Деревянко) убивает художника Сашу (Константин Балакирев). Витька подставляет брата с особенностями развития, а сам выходит сухим из воды. В деревне все прекрасно знают, кто настоящий преступник, но помалкивают во избежание неприятностей. У убитого художника остались жена и 10-летний сын Илья (Ярослав Могильников). Мальчик хочет отомстить Витьке и заключает пари с новым физруком: Илья будет ходить на тренировки по биатлону, а взамен тренер поможет ему устранить обидчика.
«Подельники» — игровой дебют документалиста Евгения Григорьева. Среди наиболее известных его работ — «Про рок» о новом поколении уральских музыкантов и «Хенд Мейд» о людях разных профессий, которых объединяет физический труд. Григорьев уже объявил, что из отснятого на съёмочной площадке материала собирается сделать документальный фильм. В основе «Подельников» лежит его личная история. Впервые о готовящейся картине стало известно ещё в 2011-м. Премьера фильма состоялась спустя 10 лет — в конкурсе «Кинотавра».
На прошлогоднем сочинском фестивале, наиболее известном и престижном смотре российского кино, показали сразу пять картин с Юрой Борисовым («Подельники», «Герда» и «Капитан Волконогов бежал» — в конкурсе, «Мама, я дома» и «Купе номер 6» — вне конкурса). Математические шансы на приз им. Олега Янковского за лучшую мужскую роль были высоки, но награду получил другой актёр из «Подельников» — Павел Деревянко. Образ Витьки Людоеда также принёс ему премию «Белый слон» за лучшую мужскую роль второго плана. Никогда прежде у Деревянко в фильмографии не было столь ярких и инфернальных персонажей. А ведь изначально Людоеда должен был сыграть Евгений Ткачук, который прекрасен в амплуа обаятельного гопника. Стоит только вспомнить картину «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов».
По завязке можно подумать, что Григорьев снимает триллер или детектив. Может быть, физрук и сын жертвы будут собирать улики против убийцы. Или другой вариант: вместе они будут тщательно прорабатывать план мести, а затем зрители увидят осуществление их задумки. Третий: пока официальные органы власти бездействуют, необычной парочке приходится брать правосудие в свои руки. Подобные жанровые задатки в «Подельниках», конечно, есть, но этим картина не ограничивается, она глубже и диковиннее устроена. Противостояние персонажей Борисова и Деревянко — и вовсе примета морозного вестерна. Спорят они за сердце Насти, а также за право быть главным авторитетом на селе.
Режиссёра интересует жизнь закрытого общества, в котором время словно бы остановилось. В селе есть участковый, но он фигура скорее номинальная, для общения с официальной властью и составления не очень правдоподобных отчётов о происшествиях в деревне. Общинный строй предполагает решение всех вопросов по понятиям. Зачастую они кажутся первобытными. Например, дикарством видится убийство за обидное оскорбление.
Людоед стоит особняком, он медведь-шатун, других таких нет. Не зря несколько раз режиссёр проводит параллели между преступником и тотемным животным. Такова уж его природа, звериная, ничего с ним не сделаешь. Либо в лес прогонишь, либо привыкнешь к его бесчинствам. С таким положением вещей не согласен только Илья. То ли устал от местных порядков, то ли в силу возраста ещё не успел проникнуться уральскими порядками.
За исключением Витьки Людоеда, в картине представлены три пласта героев: местные жители, которых уже ничем не удивишь, физрук Петя, который помнил о здешних законах, но старался их забыть, и его жена Настя, которая находится в состоянии перманентного ужаса от пермского первобытно-общинного строя (слово «дичь» непроизвольно вырывается у неё по разным поводам, это разом и констатация положения, и приговор). Именно её глазами мы наблюдаем за разворачивающейся среди снега странноватой драмой. В девушке, да и в её муже, борются два желания: сбежать отсюда куда подальше и прирасти к этому месту корнями. Третьего не дано. Бороться с системой нет никаких сил, к тому же в деревне процветает культура замалчивания. В этой мёрзлой земле у людей атрофировались многие чувства: сострадание, милосердие и даже гордость с самоуважением.
История о мести, прощении и всеобщем молчании для Григорьева второстепенна. Он задаётся вопросом, откуда всё это пошло, как здесь сложились такие порядки. Главные достопримечательности деревни — полуразрушенная церковь на пригорке и памятник Ленину. Стоят они друг напротив друга, но не вступают в противоречие. Прибавьте к этому тюремные законы (а часть местных жителей отбывает наказание в местах лишения свободы) и дохристианские уральские верования, и вот уже и у вас голова пойдёт кругом.
За блатной мир отвечает дерзкий одноклассник Ильи со сформировавшимися повадками уголовника, за мифы и легенды края — три бабули (в титрах они указаны как Петровна слева, Петровна по центру и Петровна справа). Так и собирается портрет этого безумного населённого пункта, который стоит на границе реального и волшебного миров. Сказка, но очень страшная. Не зря же художественным руководителем картины выступил Алексей Федорченко («Ангелы революции» и «Овсянки»).
Диагноз поставлен, а вот лечение не выбрано. Да, может, уже и поздно, никакой препарат не поможет. Сами люди внутри закрытой общины уверены, что всё у них прекрасно, а беду могут накликать разве что чужаки. Например, биатлонист и его жена. Разбудили шатуна, а расхлёбывать теперь всем.